Имена, названия, термины, имеющие отношение к этой главе
Абайе - мудрец Талмуда, живший в Междуречье на территории Персидского царства ок. 278 - 338 г. н.э. В очень юном возрасте остался круглым сиротой и воспитывался в доме дяди, Раба бар Нахмани, который и стал его основным наставником в Торе. Товарищем по учебе и главным оппонентом Абайе сделался еще один ученик его дяди по имени Рава. Их ученые споры вошли в сокровищницу Талмуда и во многом определили лицо этого колоссального собрания еврейской мудрости. Абайе очень любил свою няню, заменившую ему мать. Некоторые медицинские советы этой женщины, подкрепленные авторитетом ее воспитанника, вошли в Галаху.
Раба - мудрец Талмуда, живший в Междуречье. (Скончался в 320 г. н.э.) Со временем сделался главой ешивы в городе Пумбедита. Славился необыкновенной остротой своего ума, за что получил прозвище "окер парим", "вырывающий горы". Абайе был его племянником и воспитывался в его доме. Раба принадлежал к коэнско-му роду, идущему от первосвященника Эли. За прегрешения Эли и его сыновей все мужчины из этого рода уходили из мира, не дожив до старости. Это объясняет нам, почему души праведников, заседавших в "верхней ешиве", сочли возможным "забрать его наверх". Персидский царь Шабур II узнал, что два месяца в году в Пумбедите, кроме обычных учеников, занимаются еще около десяти тысяч евреев, не создавая поэтому материальных ценностей, с которых можно взять налог в казну. Был выдан приказ схватить главу ешивы. Спасаясь от царских слуг, Раба бежал из города и укрылся в пещере, где его душа покинула наш мир.
Мишна - часть Устной Торы, где объясняется, как соблюдать ту или иную из 613 заповедей, записанных в Пятикнижии. Эти знания, так же как и письменная Тора, были получены Моше-рабейну на горе Синай и передавались из уст в уста, от учителя к ученику. Мудрецы, составлявшие звенья этой цепочки, носили почетное звание "тана", учитель. После разрушения Второго Храма и последующих затем гонений возникла опасность, что цепочка передачи может прерваться. Тогда рабби Еуда а-Наси собрал знания Устной Торы в единый рукописный труд, состоящий из шести частей, и многих глав и разделов. Это и есть Мишна.
Барайта - часть Устной Торы, которую рабби Еуда не включил в канон Мишны. "Бар" на арамейском языке означает "вне", "снаружи".
Талмуд, Гемара - два синонима, обозначающих свод обширных комментариев на Мишну, составлявшийся в течение нескольких веков. Центральным местом Талмуда являются дискуссии "амораев", мудрецов той эпохи, обсуждавших и уточнявших различные части Мишны. Кроме того, Талмуд включает в себя агадот - истории, случившиеся в разные времена и с разными мудрецами.
"Авот", "Пиркей Авот", поучения мудрецов. Один из трактатов Мишны, стоящий несколько особняком от остальных. В нем приводятся высказывания различных выдающихся мудрецов Торы, таких как Хилель или Шамай. Эти высказывания относятся к разряду "милта де-хасидута", т.е. правил поведения праведных людей, способных сделать больше, чем требует Галаха.
Софрим, записывающие. Так называли мудрецов, живших в период строительства Второго Храма. Их отличало глубокое проникновение в текст Торы, в порядок расположения ее букв и т.д. Софрим и "рабанан" - мудрецы, жившие на протяжении всей эпохи Второго Храма, вынесли ряд запретов и постановлений, соблюдение которых является таким же обязательным, как заповеди Торы. Правила, введенные ими, называются на иврите "медиврей софрим", или "медерабанан", т.е. "идущие от мудрецов".
Нигла - открытая часть Торы, включающая книги Танаха, Мишны, Гемары, Галахи.
Нистар - внутренняя часть Торы, где говорится о тайном, глубинном смысле соблюдения заповедей, или каких-либо событий в жизни евреев. Включает в себя мидраши, книги по кабале и хасидуту.
Рабби Хаим Виталь (1543 - 1620) - мудрец Торы, принадлежащий к плеяде знаменитых кабалистов Цфата. Был учеником святого рабби Ицхака Лурии Ашкенази (Аризаль). Полнее и точнее всех записал беседы своего наставника, сделав достоянием многих новый подход к Кабале, ставшей впоследствии одним из опорных столпов учения хасидизма.
Его перу принадлежат книги "Эц хаим" и "При эц хаим". Рав Хаим Виталь прославился также как чудотворец и целитель.