Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ликутей Леви Ицхак, игерес атшуво

стр. 81

… и следует сказать объяснение в этом:

Идея каболас ол малхус[1] у еврея — это не только внешняя вещь, (что он заставляет себя вести себя в соответствии с волей царя, и чтобы не восставать против малхусой Исборах), но это внутри него и вплоть до того, что это коренится в пнимиюс[2] его души, ибо поскольку «хелек Гавайе амой.. часть от имени Гавайе борух hу», и каждый из Израиля привязан к Нему Исборах в пнимиюс своей души, то малхусой Исборах ощущается в его душе и он принимает на себя иго Его Исборах.

И это есть также то, что пишет Алтер Ребе здесь: «и однако путь истинный и прямой к аспекту тшуво сатоо… это две вещи…»:

эти два аспекта «пробудить милосердие… разбить и подчинить…» — это «пнимиюс» каболас ол, и она «строится» ими [подобно тому как тиферес и йесод это «рошим дэмалхус», и строят ее], как далее будет объясняться п. 5; и поэтому требуется для тшуво сатоо два эти аспекта, ибо после того как человек сбросил с себя иго Его Исборах, то понятно, что для того, чтобы исправить это и «построить» заново качество каболас ол, нужно исправить пгам[3] в его корне (меикорой), чтобы его каболас ол была со стороны пнимиюс нафшой.

И с этим понятно уточение языка Алтер Ребе «(путь) истинный и прямой»:

Несмотря на то, что исполнение «заповеди тшуво» — посредством самого принятия ига (эцем каболас ол) царства Вс-вышнего (и не имеет значение способ принятия ига и причина его), ибо «заповедь тшуво … это оставление греха только», тем не менее, для того, чтобы это было «истинно», это только тогда, когда каболас ол связана и «прилеплена» с пнимиюс его души, что кроме того, что только тогда есть у нее прочность существования («сфас эмес тикойн лоад[4]«) — ибо если каболас ол его это только внешним образом, то очень возможно, что не будет у нее прочности, поскольку со стороны его души «беhефкейро нихо лей», — еще кроме того, что само понятие «эмес» указывает, что это делается со стороны его пнимиюс.

И тогда тшува она «дерех… hайошор»: идея «йошор[5]«, — что тшува не из за причины извне [как тшува рабби Элозор бен Дордайо], но со стороны самого человека. И в отношении нашего вопроса: просто принятие ига (внешнее) — причина его — страх перед господином (который находится вне раба); но когда каболас ол это следствие внутренней связи души с Вс-вышним, тогда это «прямой путь», поскольку это аспект, который внутри самого человека.

hей

В соответствии с этим можно объяснить причину того, что именно эти два аспекта — «пробудить милосердие…. разбить и принизить» это «путь прямой и истинный» к служению нижней тшувы:

Идея принятия ига царства вязана в общем, с двумя аспектами: 1) ощущение царства Вс-вышнего 2) подчинение существования раба (гахноас мциюс гоэвед). И подобно рабу, который принимает на себя иго своего господина, что прежде всего он должен знать и чувствовать, что это — его господин, и он продан ему; но только этого недостаточно, ибо если качество hефкейрус его сильно, то сознание, что это его господин, не сможет ограничить его, и принятие ига господина требует подчинения йешус[6] и мциюс[7] раба перед господином.

И это есть два аспекта «хасодим» и «гвуройс» (которые «строят» малхус): «хесед» — его идея — раскрытие, и это раскрытие царя, и «гвуро» — это подчинение человека, что посредством этого иго царя воспринимается в его душе и проникает в его сердце.

И так это в идее тшувы, что для того, чтобы человек смог исправить свое качество «каболас ол малхус — это посредством «двух вещей в общем, первое — пробудить милосердие… на его душу…, и второе — разбить и подчинить клипу…, посредством сердца сокрушенного и сломленного»:

То, что устанавливается «в его сердце величие рахмонус[8] на аспект Элойкус в его душе и Свыше», указывает, что Б-жественность светит в его душе (ибо иначе это не мешало бы ему, вплоть о того, что «будет горевать об этом весьма и весьма») — аспект «хесед»;

и аспект битуш[9] и гахноо[10] посредством лейв нишбор венидке[11] это аспект «гвуро», которая требуется для каболас ол, что посредством этого устанавливается «иго» в его сердце в его глубине (белибой пнимо).

И это есть также отношение к двум языкам «эмес» и «йошор» (что это есть два аспекта «пробудить милосердие… разбить и подчинить…», как объясняет мой отец и учитель[12]) — в их простом смысле:

«эмес» в служении тшувы человека — это аспект, который приходит Свыше. И этот аспект указывает мой отец и учитель посредством указания Хна идею что рахамим это тиферес аспект эмес] — «и см. далее в игерес а-койдеш гл .6. см. там»:

Стр. 100

hей

Объяснение этого: В объяснении двейкус[13] тшуво илоо[14] написал Алтер Ребе в предыдущей главе, что ее идея «ледовко бой Исборах бейихуд нифло кмой шеhойсо мейухедес бой Исборах бетахлис айихуд[15]» перед тем, как вдохнул ее дыханием уст Его, благословен Он, чтобы опустится вниз и одеться в ело человека», что это указывает на полный битуль[16] перед Вс-вышним, ибо «перед там, как вдохнул ее дыханием уст Его благословен Он — душа не представляла собой отдельного мциюс[17] совершенно.

И в соответствии с этим следует сказать, что то, что говорит Алтер Ребе в конце главы, что «превосходство баалей тшуво перед цадиким в этом… что они машхей олайhу биреусо дэлибо йатир увехейло саги леискорво лемалко[18]«, не имеется в виду только, что их жажда в большей степени и с большей силой (подобно тому, что говорилось выше в ч. 1 как объяснялось выше), но что битуль перед Вс-вышним он больше у баалей тшуво, чем у цадика. Ибо несмотря на то, что также у праведника есть этот двейкус и этот йихуд[19] (и как объясняется в нескольких местах идея тшуво у цадиким, что это то, что сказано, «веhо-руах тошув эл hоЭлойким ашер несоно[20]«) тем не менее, битуль у баал тшуво больше чем битуль у цадиким.

И причина этого, ибо основная работа цадиким — это работа по порядку и в соответствии с пониманием разума, идея разума — есть идея «мциюс», и поэтому хотя посредством углубленного размышления о величии Вс-вышнего он приходит к дейвкус к Вс-вышнему с полным самоустранением, тем не менее, он «мциюс» в Святости; но корень и основа служения баал тшуво – выше, чем понимание и постижение, и поэтому его двейкус — это битуль бетахлис[21], без примеси идеи «мциюс», даже мциюс в святости.

И следует сказать, что это есть различие между двумя порядками — сейдер hа-йошор – прямой порядок — сначала мойхин[22] и потом мидойс[23], или «сначала мидойс и потом сейхел… что эти мидойс — это мидойс в кесер[24]«.


[1] Каболас ойл — Принятие ига (Небесного Царства)

[2] Пнимиюс — Внутреннее, глубинное содержание

[3] Пгам — Повреждение, букв. «зазубрина» (посредством греха)

[4] «Уста правды пребудут прочными вовеки» (Мишлей 12, 19)

[5] прямой

[6] «Есть», «Отдельное существование»

[7] Мциюс — Существование. Реальность

[8] Милосердие

[9] разбивание

[10] подчинение

[11] «Сердце сокрушенное и удрученное» (Тегилим 51, 19)

[12] Рабби Леви Ицхак Шнеерсон, отец Ребе

[13] Прилепленность (к Вс-вышнему).

[14] Высшая тшува

[15] «Прилепиться к Вс-вышнему удивительным единством, подобно тому, как она была едина с Ним полным единством»

[16] Битуль — Подчинение, самоустранение

[17] Мциюс — Существование. Реальность

[18] притягивают на себя (Б-жественное раскрытие) с особым желанием сердца и с большой силой, чтобы приблизиться к Царю

[19] Йихуд — Единство; единение. см. также йихудим

[20] «А дух возвратится к Б-гу, Который дал его» (Когелет 12, 7)

[21] полное самоустранение

[22] Мойхин — Мозг

[23] Мидойс — Букв. «меры». Означает: чувства; моральные качества; нижние семь сфирот

[24] Кесер — Корона; сфира «кесер»