ТУ-БИ-ШВАТ
Пятнадцатый день месяца шват (слово «ту» на иврите состоит из буквы «тет» = 9 и буквы «вав» = 6) объявлен законоучителями началом Нового года для деревьев.
Главный раввин Тель-Авив–Яффо р. Исраэль-Меир Лау в своей книге «Практика иудаизма» пишет, что если день 9-го Два вошел в нашу историю как день разрушения земли Израильской, то Ту-би-Шват олицетворяет собой как бы день возрождения и расцвета. В Торе человек сравнивается с деревом и, следовательно, Ту-би-Шват является праздником не только деревьев, но и людей, всей природы.
Чтобы узнать подробнее, по какому поводу справляется этот праздник и как он связан с деревьями, мы должны заглянуть в книгу Мишны, в трактат «Рош ха-Шана», который начинается следующим утверждением: «Есть четыре новых года...» И Мишна называет четыре дня в еврейском календаре, по определенным причинам заслужившие звание «Новый год». Последним упоминает Мишна первый день месяца шват и называет его «Рош ха-Шана лаэйцим», «Новым годом деревьев». Однако это является лишь мнением школы талмудического ученого Шамая, которой противостоит школа Гилеля. Сторонники последней утверждают, что Новым годом деревьев должно считать не первый, а пятнадцатый день месяца шват.
Талмудические мудрецы Гилель и Шамай жили в эпоху царя Ирода. Гилель занимал должность «Насси», то есть президента законодательного органа, Синедриона, а Шамай был председателем суда.
Гилель и Шамай резко отличались друг от друга. Но если сами они расходились во мнениях лишь в трех случаях, то их последователи, представлявшие два различных направления в нашей правовой науке, так называемые «Бет-Шамай», и «Бет-Гилель», вели ожесточенные споры более чем по тремстам вопросов.
О том, чем закончились их споры, рассказывает талмудический мудрец рабби Абба:
«Три года спорили «Бет-Шамай» и «Бет-Гилель». Те и другие утверждали, что Галаха, то есть предписания закона – должна быть установлена согласно их доводам. И тогда снизошел Глас Небесный и провозгласил: и те и другие – слова Б-га, но Галаха – согласно «Бет-Гилелю».
В этом рассказе выражается традиционный еврейский взгляд на споры законоучителей. Заявление каждого ученого, действительно сведущего в Торе, считается одинаково истинным, заслуживающим права называться «слово Б-га». Однако в конкретной ситуации лишь одно их мнение, обычно признанное большинством мудрецов, приобретает силу закона, и поступающий согласно иному мнению, хотя оно и принадлежит одному из великих мудрецов, является как бы нарушителем предписания самой Торы.
Далее Талмуд объясняет, что ученые школы Гилеля удостоились того, чтобы именно их утверждения приобрели силу закона, потому что были покладисты и скромны и помнили не только свои утверждения, но и слова оппонентов.
Отсюда и вытекает, что Новый год деревьев отмечается не в первый день месяца шват, как утверждает школа Шамая, а согласно школе Гилеля – в пятнадцатый день этого месяца.
Талмуд поясняет, что к этому дню обычно земля уже достаточно орошена дождями, деревья налиты соками и начинают созревать плоды нового урожая. Установление этой даты необходимо, например, для исполнения ритуала отделения десятины урожая (на содержание левитов, на паломничество в Иерусалим и на помощь бедным), ибо при этом следует проводить разграничение между фруктами старого и нового урожая.
«Новый год деревьев» связан непосредственно с Эрец-Исраэль. Поэтому издавна евреи в диаспоре старались в этот день раздобыть и украсить свой стол фруктами, которыми славится Святая Земля. (Моисей перед смертью, восторженно описывая евреям Обетованную Землю, говорит: «Ибо Г-сподь, Б-г твой, ведет тебя в землю хорошую, землю источников и вод, истекающих из долин и гор, в землю пшеницы и ячменя, виноградных лоз, смоковницы и граната, землю масличных деревьев и меда».
Во многих местах в Священном Писании деревья сравниваются с людьми. Существует объяснение этому сравнению: как за ребенком, так и за деревом необходим тщательный уход с того момента, как молодой саженец посажен в землю и даже еще ранее. И лишь при заботливом, внимательном отношении к нему молодой саженец вырастет могучим деревом, приносящим богатые плоды. Так характер и поведение человека в большой степени зависят от поведения родителей еще до его рождения и от внимания, которое уделялось его воспитанию.
Соблюдение предписанных Торой правил чистоты семейных отношений и верность традиционному еврейскому воспитанию дают родителям высшую радость и наслаждение – чувство гордости за своих детей.