СУККОТ - КУЩИ
Символика праздника Суккот хорошо понятна нам и поучительна. Осенью, когда собран урожай с полей и закрома полны хлеба и других даров земли, человек склонен забыть своего Творца и сказать: «Сила моя и крепость руки моей доставили мне это богатство» («Деварим» 8, 17). Так он нередко забывает и о зыбкости своего земного существования. Заповедь возведения кущей и пребывания в них напоминает человеку: выйди из своего постоянного жилья и поживи во временной постройке, дабы вспомнил ты, что ты тоже временный житель на этой земле и потому нуждаешься в милосердии небесном.
Весьма поучительна и символика заповеди праздника о «Четырех видах». Речь идет здесь о четырех видах растений, произрастающих в израильской земле. Согласно толкованию наших мудрецов, этрог (вид цитрусовых, похожий на лимон), обладающий приятным вкусом и запахом, символизирует ту часть нашего народа, которая познала Тору и вершит добрые дела. Мирт, обладающий приятным запахом, но лишенный вкуса, символически соответствует тем людям из еврейского народа, которые творят добрые дела, но не являются знатоками в вопросах Торы. Лулав – ветвь пальмы, плоды которой приятны на вкус, символизирует людей – знатоков Торы, которые не занимаются практическими делами. А веточки ивы, не блещущие ни особым вкусом, ни запахом, символизируют тех сыновей еврейского народа, которые не отличаются особым знанием Торы или великими делами. Об этих слоях нашего народа сказано в Торе: «Потерять их не должно, но свяжите их вместе в единую связку, и они искупят друг друга» (трактат «Ваикра раба»).
Таким образом, даже среди тех сынов Израиля, кто не отличается знанием Торы или благими делами, царит святость Израиля в силу самой их природы и исторического происхождения. Они не отделяются от всего народа, а, напротив, в единстве с его другими группами облагораживают народ.
Остановимся вкратце на традициях и обычаях праздника.
До наступления праздника строят шалаши («суккот»), которые покрывают ветками, и в этих шалашах едят и пьют на протяжении всего праздника.
В Суккот (все дни, кроме субботы) берут четыре растения: лулав, гадас, арава (ветка ивняка) и этрог и благословляют.
Первые два дня Суккот – праздничные, нерабочие (в Эрец-Исраэль праздничным является лишь первый день). Следующие называются буднями праздника, и работать разрешается только если есть необходимость.
Во времена, когда существовал Храм, в нем устраивались празднования Симхат-Бет-ха-Шоэва с участием всего народа. Талмуд говорит: «Всякий, кто не видел празднования Симхат-Бет-ха-Шоэва, не видел радости в жизни своей». В наше время у хасидов песни и пляски продолжаются целые ночи напролет.
Седьмой день Суккот называется Хошана-Рабба (по молитвам, которые читаются в этот день). В ночь на Хошана-Рабба многие бодрствуют: читают книгу «Деварим» (пятую книгу Пятикнижия) и книгу Псалмов. После окончания утреннего богослужения, шахарит, ударяют по полу пучком из пяти веток ивняка. Это древний обычай, введенный пророками.
Следует отметить, что в праздник Суккот в Храме приносили в жертву семьдесят тельцов за семьдесят народов мира в надежде, что Творец воцарит мир и благочестие на всей земле, и таким образом через еврейский народ придет спасение всех народов.
Восьмой день Суккот – это самостоятельный праздник, носящий название Шемини-Ацерет. Поминальная молитва Изкор произносится в утренней молитве после чтения Торы.
В мусаф начинают молиться о дожде.
Непосредственно после Шемини-Ацерет следует праздник Симхат-Тора – наиболее яркий, наиболее радостный праздник, посвященный завершению Торы и началу нового цикла чтения ее. В этот день принято вызывать к чтению Торы всех, даже маленьких мальчиков, не достигших 13 лет. В Эрец-Исраэль восьмой день Суккот является праздником Шемини-Ацерет и Симхат-Тора.