НЕКОТОРЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В ПРАЗДНИКИ
По нашему еврейскому календарю в Диаспоре к основному дню праздника добавляется еще один дополнительный день, который называется «Йом тов шейни». Таким образом в Диаспоре празднуют:
Песах:
15-го и 16-го дня месяца нисан и
21-го и 22-го дня месяца нисан
Шавуот:
6-го и 7-го дня месяца сиван
Рош ха-Шана:
1-го и 2-го дня месяца тишрей (также и на земле Израиля)
Суккот:
15-го и 16-го дня месяца тишрей
Шемини-Ацерет: 22-го и 23-го дня месяца тишрей.
Несмотря на то, что первый и второй дни праздников имеют общую суть, нельзя варить или делать другие приготовления с первого дня на второй, так как второй день праздника является не продолжением первого, а его повторением. Поэтому, например, свечи второго дня праздника зажигают после наступления темноты.
Перечислим некоторые запрещенные в праздник действия (млахот):
Поскольку о запрещенных млахот в субботу мы довольно подробно писали в главе «Суббота», а большинство действий, запрещенных в субботу, запрещены также и в праздники, то законы о запрещенных в праздник работах будут изложены ниже вкратце. Итак, в праздник запрещаются следующие млахот:
Стирать и выжимать, стричься, бриться, писать и стирать написанное, работать в поле или в саду, включать, выключать или регулировать электрические приборы, телефон, автомобиль.
Включать или тушить электричество в праздник запрещено точно так же, как в субботу.
Есть млахот, запрещенные в субботу, но разрешенные в праздники, при условии, что их делают для самого же праздника. Приведем несколько примеров:
В праздник нельзя заново зажигать огонь спичкой, зажигалкой и т. п., но можно переносить огонь, т. е. зажечь свечу или спичку от уже существующего огня.
Гасить огонь, а также уменьшать его запрещено.
Горящую спичку или свечу следует осторожно положить после использования, стараясь не тушить их, чтобы они погасли сами.
Прикурив сигарету, не следует тушить тот огонь, который зажгли от свечи (или от газа) и от крторого прикурили, – дать ему потухнуть самому.
Нельзя стряхивать пепел сигареты пальцем или каким-либо предметом.
В праздники разрешено варить и печь то, что предполагается использовать в тот же день.
Эти разрешенные в праздник млахот называются «млехет охел нефеш» – млахот, связанные с приготовлением еды, как сказано в Торе («Шемот» 12, 16): «Только то, что употребляется в пищу всяким живым существом (всяким человеком или домашними животными), только оно будет делаться для вас».
Нельзя готовить в день праздника с целью съесть приготовленную пищу на следующий день, даже если он также является праздником (как например, второй день Рош ха-Шана и второй день праздника в Диаспоре).
Несмотря на то, что в праздники разрешается варить,
нельзя зажигать заново, гасить и уменьшать огонь, и включать, выключать или регулировать электрическую плиту, духовку и т. п.
Разрешается месить для приготовления пищи, которая будет употреблена в день праздника.
Законы о просеивании муки в праздник сложны и потому желательно пользоваться заранее просеянной мукой. Нельзя отмерять муку в праздники, надо брать приблизительное ее количество.
Законы помола продуктов в праздники зависят от следующего: имеет ли продукт, подлежащий помолу, растительное происхождение, производится ли помол отличным от будней образом, испортится ли продукт, если помолоть его до наступления праздника, и даже если он не испортится, станет ли хуже его вкус и т. д.
Млаха (выбирать) запрещена в праздники, в общем, так же, как и в субботу. В большинстве случаев допустимо разделять пищу и несъедобные части, только если исполняются следующие условия:
а) если отделяют именно съедобное от несъедобного; или именно тот предмет, который необходим сейчас, от других не нужных в данный момент предметов;
б) выбирают рукой, а не каким-либо специально предназначенным для этого инструментом;
в) выбирают непосредственно перед едой или использованием.
В определенных случаях, например, если выбрать съедобную часть пищи намного труднее, чем отделить несъедобную (когда несъедобного намного меньше, чем съедобного, или пища представляет собой мелкие кусочки, которые очень трудно перебирать) разрешается выбрать нежелательное.
Те предметы, которые необходимы в праздник, разрешено переносить с территории одного вида на территорию другого.
«ЭЙРУВ ТАВШИЛИН»
Известно, что в праздник нельзя готовить пищу, предназначенную для другого дня. Если праздник приходится на пятницу, то можно готовить пищу к субботе, сделав предварительно «эйрув тавшилин».
Смысл «эйрув тавшилин» заключается в том, что варят или пекут в праздник для субботы, дополняя уже приготовленное на субботу накануне, в четверг. Таким образом, считается, что начали варить накануне праздника, а в праздник лишь закончили.
Для «эйрув тавшилин» накануне праздника (в четверг) берут хлеб и что-либо сваренное или испеченное – кусок рыбы или мяса, яйцо и т. п., что обычно подается с хлебом.
Произносят специальное благословение, а затем произносят приведенный в сидуре текст, в котором сказано: «Этим (на основании того, что мы приготовили и отложили эту еду для субботы) нам будет разрешено печь, варить, покрывать сосуды с пищей, чтобы сохранить их тепло, зажигать свечу и делать все необходимое нам с праздника на субботу; нам и всем евреям, живущим в этом городе». Следует произнести этот текст на понятном языке. Эйрув нельзя есть, пока не окончены приготовления к субботе. Если же он был съеден до этого, то их нельзя продолжать. После окончания всех приготовлений пищи с праздника на субботу разрешается съесть эйрув, но лучше использовать его хлеб в качестве второй из «двух хал» на вечерней и утренней субботних трапезах, и съесть его во время третьей трапезы.
Если праздник пришелся на четверг и пятницу (например, два дня Рош ха-Шана или праздники в Диаспоре), то «эйрув тавшилин» делают в среду и готовят на субботу только во второй день праздника, т. е. в пятницу.