Вайигаш

С Б-жьей помощью

Беседа 1

1. Объясняя стих «И подошел к нему Йегуда»[1], мудрецы говорят: «Подходя к Йосефу, Йегуда готов был ко всему, даже к тому, чтобы начать войну»[2]. Далее в стихе приводится объяснение того, почему Йегуда с такой силой встал на защиту Биньямина – потому что он «поручился за отрока»[3]. Потому он был готов даже на войну.

Тут же возникает вопрос: как мог Йегуда начать войну с Йосефом[4] в то время, как он и его братья составляли маленькую группу людей, Йосеф же был властителем во всем Египте? Йегуда, несомненно, был чрезвычайно сильным человеком, но Йосеф и его сыновья были еще сильнее, как рассказывается в Мидраше[5], когда Йегуда и его братья топнули ногами и весь Египет затрясся, Йосеф со своими сыновьями сделал то же, и наконец Йегуда сказал: Он сильнее меня». Почему же он считал возможным идти на Йосефа войной?

Объяснение таково: так как Йегуда взял на себя ответственность за Биньямина – «раб же твой поручился за отрока» – поручился, что приведет его обратно к Яакову, несмотря на то, что остальные братья ни в чем не пострадали, он чувствовал ответственность и за одного еврейского ребенка до полного самопожертвования.

2. В этом содержится указание для всех отцов и матерей, на которых Всевышний возложил ответственность за каждого из их детей: они должны с полнейшей самоотверженностью заботиться даже об одном ребенке, охраняя его от всего, что не должно случаться с еврейским ребенком. Самоотверженность в отношении чистого, святого воспитания наших мальчиков и девочек ведет к заключению этой главы: «И расплодился и умножился весьма»[6].

Из беседы всубботу главы Ваигаш 5711 г. (1950 г.)

Беседа 2

3. Комментируя стих «...послал Йегуду, чтобы ему подготовили [место в Стране] Гошен»[7], Раши приводит слова из Мидраша[8]: «Чтобы основать для него дом изучения, который послужит источником наставления».

Когда Всевышний велел Яакову отправиться в Египет, Яаков заранее позаботился о том, чтобы там были йешивы. Хотя Всевышний обещал Яакову, что Он пойдет с ним: «Я сойду с тобой в Египет. Я и выведу тебя обратно»[9], -Яаков сделал все. чтобы сначала подготовить йешивы, и лишь затем он отправился туда вместе со Всевышним, ибо йешивы – основа существования евреев.

Йешивы, созданные Яаковом заранее, были в Египте в течение всего времени пребывания там евреев, как говорят наши мудрецы[10]: «Со дней праотцев у них не было недостатка в йешивах: в Египте у них были йешивы, как сказано: «Иди собери старейшин Израиля»[11]».

Во все времена везде, где были евреи, даже в Египте, где изгнание (галут) было очень тяжелым, были йешивы, где сидели и изучали Тору, ибо, как уже было сказано, йешивы – жизнь еврейского народа.

4. Галут в Египте был самым тяжелым галутом всех времен, в некоторых отношениях это было тяжелее даже нынешнего галута.

а) Египетский галут был до дарования Торы. Хотя и тогда изучали Тору, как это показывают многие высказывания наших мудрецов: в том числе – уже приведенные слова: «Со дней праотцев у них не было недостатка в йешивах», – однако, так как они изучали Тору лишь в пределах их собственных естественных возможностей, то каких высот ни достигает человек, он не превысит корня сотворенных творений.

б) Это был первый галут для евреев, естественно, что перенести его было чрезвычайно тяжело. Известно, что когда, не дай Б-г, у кого-нибудь случается несчастье, то в первый раз перенести его необычайно трудно, но если то же случается повторно, спаси Б-г, это уже не так тяжело, человек уже к этому «привык».

в) В Египте все евреи были вместе, а в последовавшие галуты «справедливость сделал Всевышний евреям тем, что рассеял их среди народов»[12]. Когда евреи находятся в разных местах, то когда их притесняют в одном месте, в другом месте можно перевести дыхание, можно также помочь евреям, находящимся в тяжелом положении. В Египте же все евреи находились в одном месте и под властью того же властителя.

г) Страна Египет была очень тяжелой. Раб не мог оттуда бежать (страна была закрыта со всех сторон)[13]. А должны были выйти из нее 600 000 человек, не считая женщин и детей.

Несмотря на все трудности, у них никогда не было недостатка в йешивах. Всегда были йешивы, где сидели и изучали Тору.

5. Уже несколько раз упоминалось о том, что Тора не является, спаси Б-г, историческим пособием. Каждая тема, рассказ и даже каждая буква Торы являются указанием в любое время и в любом месте.

Некоторые утверждают, что сейчас не время для йешив. В такое тяжелое время достаточно, чтобы были талмуд-торы, а если уж делать йешивы, то не такие, как когда-то, и т. п. Египетский галут является указанием в этом вопросе: там. в Египте, положение было гораздо более тяжелым, чем теперь, несмотря на это, евреи изучали Тору. Более того, они не только не считались со своим тяжелым положением, им не важно было и то, каких духовных уровней они своим изучением могут достигнуть, ограничено ли это корнем сотворенных или у них большие возможности[14]. Сегодня же. когда галут гораздо легче, а изучение Торы гораздо выше, чем тогда, тем более нужно ни с чем не считаться и основывать йешивы.

6. Это же следует сказать и в отношении того, как содержать йешивы: некоторые утверждают, что им «тесно» как в голове, так и в кармане. Вот когда человек наестся, напьется и выспится, станет ему просторнее и он пожертвует на йешиву, да еще с таким видом, что с его стороны это - великое самопожертвование. Он и детей своих отдаст в йешиву до тринадцати лет. Такому человеку следует сказать: галут Египта был гораздо тяжелее. Не было даже своей соломы, нужно было обходить чужие края и искать солому в то время, как надсмотрщики стояли с кнутом, готовым опуститься на голову или на плечо. И все же своей соломы не было, а йешивы были.

7. В Талмуде[15] разбирается вопрос: по какой улице хуже идти – там, где разврат, или там. где есть место поклонения идолам. Идти там, где проститутки, плохо из-за того, что увиденное может позднее вызвать нежелательные мысли, даже если таких мыслей не было, когда их видели[16]. Но чем может повредить человеку, если он пройдет мимо места поклонения идолам? То, что увиденное может ему повредить, утверждать нельзя. Ведь он увидит только дерево и камни. Однако на самом деле все оказывает влияние на свое окружение. Само присутствие чего-либо нечистого[17] сообщает нечистоту окружению, которое, в свою очередь, может оказать отрицательное влияние на человека[18].

Что я этим хочу сказать? Атмосфера, царящая на улице, мнение, что сейчас не время для йешив, повлияло и на часть студентов йешив. Некоторые из них утверждают, что им трудно учиться как следует, потому что прежде они должны позаботиться о заработке, это мешает спокойно учиться. Надо полагать, что придет время жениться, они найдут подходящую невесту, обручатся, женятся – с радостью и благословением – и будут у них дети. Они уже сейчас беспокоятся, как они будут содержать детей, которых Всевышний даст им в свое время, и это мешает им спокойно учиться. Более того, они уже озабочены тем, что они оставят детям после того, как проживут сто двадцать лет. Разумеется, с таким настроением, хотя бы в мыслях, они выходят на улицу в поисках заработков.

Откуда такое ощущение у учеников йешивы? От атмосферы, царящей на улице. Несмотря на то, что Ребе, мой тесть, сказал, что лед (в Америке) уже тронулся[19], есть разница между таянием и достижением точки кипения под влиянием того, что «Б-г, Всесильный твой – пожирающий огонь»[20]. К тому же есть остатки прежнего состояния («замороженности» и негативности), и студенты такого типа, о котором говорилось, несут их в себе.

8. В их оправдание можно сказать, что виновно влияние царящей в стране атмосферы. Но ведь так не должно быть. И об этом можно сделать вывод из того, что мы знаем о египетском галуте: галут в Египте был настолько тяжелым, что не было и мысли об избавлении. Когда Моше сообщил о геуле – «не слушали они Моше из-за [их] нетерпения и тяжкой работы»[21]. И все же прежде, чем Моше передал заверение Б-га «...вспомнил Я вас»[22], евреи не стали пускаться в расчеты о будущем, они сидели в йешивах и изучали Тору. Так и теперь не следует задумываться о том, что будет дальше. Нужно предаваться изучению Торы, не заботясь о будущем.

Тем более что в наши дни задача человека гораздо легче, чем в прежние времена. Как известно, в египетском галуте уже были выделены и очищены 202 «искры» из числа «упавших» 288, как сказано: «И эрее рае («смешанное множество») вышел вместе с ними»[23]. Остались лишь 86 искр, числовое значение, равное числовому значению имени Эло-ким. А из оставшихся 86 искр со временем евреи уже очистили большое количество, кровью и потом служа Всевышнему. Остались лишь «маленькие сосуды», которые нужно очистить.

Поэтому ясно, что в наши дни служение Всевышнему гораздо легче, потому что: 1) осталось очистить очень мало; 2) есть помощь со стороны тех искр, которые уже очищены.

Из беседы в субботу главы Шмот 5713 г. (1953 г.)

Беседа 3

9. В словах гей лахем зера («вот вам семя»)[24] содержится намек на то, что Йосеф велел египтянам совершить обрезание[25]. В трудах раби Ицхака Лурии[26] говорится о том, что это увеличило витальность Египта, то есть клипот (сил зла), что стало причиной галута в Египте[27]. Параллелью этому служит фраза (которую читают на пасхальном «седере») гей лахма анъя («вот хлеб бедности»), говорящая об избавлении. По той же причине в сидуре (сборнике молитв), составленном согласно версии раби Ицхака Лурии, в этой фразе написано гей, слово, огласованное «цейрэ», а не га, с «камацем». Смысл этого таков: га с «камацем» означает «это хлеб бедности, который ели наши отцы в Стране Египетской», а гей с «цейрэ» имеет смысл «вот хлеб бедности».

10. То, что выражают слова гей лахма анъя, возмещает и исправляет выражаемое словами гей лахем зера. Но возникает вопрос: почему так дурно сказанное Йосефом – гей лахем зера!

На первый взгляд кажется, что, наоборот, в этом не только нет ничего дурного, напротив – в результате египтяне переселились из пограничных районов в города, «а народ он расселил по городам от одного конца Египта до другого»[28]. Теперь египтяне не могли называть его собратьев беженцами[29]. Известно, что Йосеф в Торе называется так: «Праведник – основа мира»[30] и все поступки были продолжением Б-жественности. И, значит, в этом заключалось приятное Б-гу намерение – распространение Б-жественности среди всех, даже среди египтян?

Но недостаток заключался в том, что Йосеф делал все это, следуя собственному мнению. Поэтому, хотя он и приблизил египтян к святости, то есть ко всему, что связано с Б-гом, но так как он сделал это, следуя своему собственному мнению, это сообщило им дополнительную жизненную силу – в клипот. в силах зла, ибо со своей стороны египтяне совершенно не были этого достойны.

Это стало причиной жестокости египетского галута -смысл, который несут в себе слова «гей лахма анья... в Стране Египетской». – сказанное Йосефом гей лахем зера стало причиной усиления тяжести египетского галута.

Мы находим подобное у нашего учителя Моше – то, что он, следуя своему собственному мнению, забрал с собой эрев рав, стало причиной греха поклонения тельцу, как Всевышний сказал ему[31]: «...ибо растлился твой народ, который ты вывел из Страны Египетской»[32].

11. Во многих письмах, а также и в «маамарах» Ребе, мой тесть, пишет, что во всем, что человек изучает (в Торе), главное – сделать вывод, касающийся служения Всевышнему[33].

В том, что было сказано, содержится следующий вывод: постоянно идет речь о том, чтобы стараться любого человека приближать к Торе, кто бы он ни был. Однако делать это следует без компромиссов, не отступая, спаси Б-г, от Торы и заповедей. Как говорит пословица, надо спасать утопающего, остерегаясь, чтобы и самому не утонуть, спаси Б-г.

Уже объяснялись как-то[34] слова Мишны[35] «принадлежи к ученикам Агарона... который любил людей (брийот, творения[36]) и приближал их к Торе». Здесь содержатся два указания: 1) приближать следует всех, даже «творения», брийот (то есть таких людей, все достоинство которых заключается в том, что их создал Всевышний): 2) делать это следует так, чтобы «приближать их к Торе», а не приспосабливать Тору к духу «творений», спаси Б-г, напротив, нужно приближать «творения» к Торе – к совершенной Торе, без компромиссов. То же касается и еврейских обычаев, «еврейский обычай – Тора»[37].

12. Что касается исполнения на деле. По мнению некоторых, когда речь идет о том, чтобы приблизить еврея к еврейству, как можно с чем-то считаться? Например, можно как-то частично не обращать внимания на особые требования перегородки в синагоге[38] и т. п., тогда придет много евреев. И они станут ближе к еврейству. И другое: в месте, где живут евреи, изучающие Тору и исполняющие заповеди, конечно, нужно самым тщательным образом все исполнять, вплоть до острия буквы «йод». Но когда ты находишься там, где существует враждебность к Торе и заповедям, не нужно настаивать на «второстепенном», важно сохранить главное.

Чему подобен такой подход? Например, кто-то может сказать, что дома и в мирное время он будет носить с собой оружие, ибо, хотя сейчас и мирное время, все же, когда человек с оружием, он более уверен в своей безопасности. А во время войны он будет ходить безоружным, так как, во-первых, он не хочет, чтобы в нем узнали врага, а во-вторых, потому, что в случае надобности легче будет передвигаться. Ясно, что это полнейшая глупость.

13. Год тому назад на собрании раввинов один из участников собрания высказался так: «Когда человек пьет, важно знать, чистая это вода или нет, но когда тушат пожар, это не важно». Ребе, мой тесть, ответил на это: «Можно так сказать, только когда есть уверенность в том, что это вода. Тогда единственная забота – чистая это вода или нет. Но если это не вода, а керосин – тогда не только нельзя затушить пожар, но наоборот, пожар разгорается все сильнее, хотя керосин – тоже жидкость».

Так и в отношении того, что было упомянуто выше: изменяя еврейский обычай, мы не только не влияем на окружение, но происходит прямо противоположное.

Подобное сказано в Гмаре[39] в отношении прощения грехов и искупления в Йом-Кипур: даже согласно мнению, говорящему, что сам Йом-Кипур искупает грехи без покаяния, даже те грехи, которые человек совершил в день Йом-Кипура. Йом-Кипур не искупает грех нарушения того, что запрещено в Йом-Кипур, ибо обвинитель не может стать защитником[40].

14. А в отношении того, что говорят «кто станет обращать внимание на мельчайшее отклонение, если благодаря этому спасают самую сущность», можно дать два ответа.

1) Даже если бы была полная уверенность в том, что тем самым будет достигнута великая польза и евреи приблизятся к Отцу их. Который в небе, сказано о подобных вещах: «Не будь слишком праведен». Не нужно быть набожнее Торы, ибо согласно «Шулхан аруху» этого делать нельзя, не следует быть набожнее «Шулхан аруха» и не нужно заботиться о приближении евреев к еврейству более, чем об этом заботится Тора. Сторонник такого мнения может возразить: «Хорошо, я действительно не обязан заботиться о евреях более, чем это делает Тора, но кого это касается, если я буду все же о них заботиться?». Следует ему ответить, что это не так, нет у него права нарушать слова Торы своей набожностью, – кто говорит, что польза приближения евреев (которой он достигнет, по его мнению) важнее, чем закон, приведенный в «Шулхан арухе»?

2) Так следует ответить, если бы даже была уверенность в том, что подобное отношение к вещам приведет к важным результатам. Но на самом деле, так как это не соответствует Торе, никакой пользы из этого не будет и даже наоборот, будет лишь вред.

15. И потому мы говорим: «Это – хлеб бедности, который ели наши отцы в Стране Египетской», и это исправляет сказанное Йосефом: «Вот вам семя». И мы говорим, что так как Йосеф сказал: «Вот вам семя», наши отцы «ели в Стране Египетской», это стало причиной египетского изгнания. Поэтому хотя «все голодные пусть придут и едят, все нуждающиеся пусть придут и будут праздновать Песах», и хотя эти слова действительно указывают на то, как важно каждого приблизить к еврейству, однако делать это следует так, как того требует Тора: «пусть придут и едят» – но с условием, что они «придут и будут праздновать Песах», то есть будет соблюден полный пасхальный «седер». При таком образе действий, несомненно, конечный результат будет таким, что, хотя мы «в этом году рабы», на следующий год «мы будем в Стране Израиля», «на следующий год мы будем свободны».

Из беседы во вторую ночь Песаха 5717 г. (1957 г.)

Глава Ваигаш

[1]  Брейшит, 44:18.

[2]  Брейшит раба, 93:6.

[3]  Брейшит, 44:32.

[4]  Подвергая опасности и себя, и своих братьев.

[5]  Брейшит раба, 93:7.

[6]  Брейшит, 47:27.

[7]  Брейшит, 46:28.

[8]  Брейшит раба, 95:3.

[9]  Брейшит, 46:4.

[10]  Йома, 286.

[11]  Шмот, 3:16.

[12]  Псахим, 876.

[13]  Мехильта, Итро, Амалек: конец гл. 1; ср. Зогар, ч. 3, стр. 212а: комм. Раши к Шмот, 18:9.

[14]  Они были равнодушны к тому, что в их время (до дарования Торы) они могли своим изучением Торы достичь лишь весьма ограниченных уровней.

[15]  Авода зара, 17а.

[16]  Кунтрес гаавода, гл. 2.

[17]  Имеется в виду связанное с поклонением идолам.

[18]  О влиянии атмосферы см. также Гайом йом, стр. 10; Ковец Любавич, 1:4, стр. 63.

[19]  Т. е. равнодушие и даже агрессивное отношение к жизни по Торе, которое господствовало в начале этого века, уже не так сильно.

[20]  Дварим, 4:24.

[21]  Шмот, 6:9.

[22]  Шмот, 3:16.

[23]  Шмот, 12:38. (См. Тора ор, Бо, стр. 60в.) Здесь имеется в виду понятие «разбития сосудов», упоминаемое в Кабале. Основная мысль, имеющая отношение к сказанному в беседе, такова: ко времени Сотворения существовали 248 основных «искр Б-жественности», которые были, так сказать, «пленены» при Сотворении. Задача человека заключается в том, чтобы делать сотворенное более тонким, «вызволяя» эти искры. С полным очищением всех искр наступит Мессианская эра. Из названных 288 искр 202 были очищены с исходом из Египта. Намек на это содержится в стихе «И эрвв рае вышел вместе с ними». Числовое значение слова рае -202. Ср. Канфей иона, цитируется в Ялкут Реувени, Итро, к  Шмот, 19:3.

[24]  Брейшит, 47:23.

[25]  Йосеф заставил египтян совершить обрезание до того, как он обеспечил их зерном (см. Брейшит раба, 90:6 и 91:5; Тан-хума, Микец, 7; Раши к Брейшит, 41:55). Комментаторы предлагают различные объяснения того, каким образом это следует из текста Торы (Брейшит, 41:55). Некоторые видят намек на это в слове лахем, которое не кажется необходимым в тексте, а также соответствует своим числовым значением слову мила («обрезание»); слово лахем в том же значении – в Брейшит, 47:23.

[26]  При эц хаим, Шаар хаг гамацот, гл. 6; Сидур р. Ицхака Лу-рии, Гагада.

[27]  Святость – подлинный источник витальности и силы во всем существующем. Искры святости (святость – все, что связано со Всевышним, не со своим воображаемым существованием), содержащиеся во всем существующем, поддерживают его существование. Поэтому внедрение в Египте акта святости (обрезания) увеличивает его силу и витальность, т. е. силу клипот, которые представляет собой Еги* пет.

[28]  Брейшит, 47:21.

[29]  Хулин, 606. Цитируется в комм. Раши к Брейшит, 47:21.

[30]  Мишлей, 10:25.

[31]  Шмот, 32:7.

[32]  Шмот раба, 42:6; Зогар, ч. 2, стр. 456. Цитируется в комм. Раши к этому стиху: не сказано «народ растлился», но «твой народ» – зрев рае («смешанное множество»), те, которых ты принял и сделал прозелитами, не посоветовавшись со Мной. Ты думал, что хорошо, если прозелиты приблизятся к Шхине, но они испортили и себя, и других.

[33]  Изучение Торы не должно быть академическим исследованием, оно должно иметь отношение к практической жизни, к тому, чтобы человек работал над собой, как сказано: «Изучение выше, потому что оно ведет к действию» (Кидушин, 406).

[34]  См. также Ликутей сихот, Бегаалотха, т. И, стр. 315.

[35]  Авот, 1:12.

[36]  См. Тания, ч. 1, гл. 32.

[37]  См. Иерусалимский Талмуд, Псахим, 4:1, а также Пиркей дераби Элиэзер, гл. 45.

[38]  Еврейский закон требует, чтобы помещения в синагоге, в которых находятся мужчины и женщины, разделялись перегородкой. Здесь имеется в виду то, что в некоторых синагогах этим пренебрегают, считая, что это поможет привлечь к синагоге неисполняющих заповеди людей.

[39]  Критот, 7а. См. р. Йосеф Розин, Цафнат Панеях к Гильхот йибум, 4:20.

[40]  Брахот, 59а.

Запись опубликована в рубрике: .