Переводы из журнала "Лехаим"

Тора была дарована евреям в месяц Сиван, третий месяц года. Поскольку это событие было частью Б-жественного замысла, между ним (событием) и датой его исполнения, между Торой и третьим месяцем года, должна существовать важная связь. Это разъясняется в Талмуде: «Да будет благословен Всевышний, даровавший Тору, состоящую из трех частей, трехсоставному народу через сына, рожденного третьим в третий день третьего месяца». Число «три» проходит как лейтмотив. Три части Торы: Пятикнижие, Пророки и Писания (собственно Тора, Невиим и Ксувим). Три колена сынов Израиля: Коаним, Левиим и Исраэлим. Моше – третий в семье после Мириам и Аарона. Тора дарована в третий день, как уже было сказано, третьего месяца года.
Месяц Элул, последний месяц года, как известно, месяц Милосердия и Прощения. Вместе с тем это время отчета перед самим собой во всех поступках и действиях в течение года, всех промахах и неиспользованных возможностях.
Баал-Шем-Тов учил: все, что слышит или видит человек, должно явиться для него уроком в служении Б-гу. Поэтому, пытаясь понять события, происходящие в мире, мы должны обострить наше восприятие – заглянуть в глубины социально-экономических причин и оценить их духовные предпосылки.
Никогда не следует быть настолько занятыми собой, чтобы стать нечувствительными к окружающей нас обстановке. Каждый может что-то сделать, начиная с самого себя, со своей семьи, со своего соседа. Необходимо осознавать, что наш мир – это единое целое; улучшить его частично значит улучшить в целом. Ребе
Пурим мы празднуем в память о чудесах, которыми Всевышний спас еврейский народ от полного истребления.
Ребе Шлита обращает особое внимание на то, как жизненно важно приводить в мир еврейских детей, и осуждает получившее распространение в наши дни «планирование семьи». Во время фарбрейнген 6 Тишрея 5741 года, в годовщину ухода его достопочтенной матери ребецн Ханы Шнеерсон, он говорил о величии дел женщины-матери. Ребе считает рождение и еврейское воспитание детей в семье подготовкой к приходу Мошиаха.
Лаг Баомер, тридцать третий день Омера, - радостный праздник еврейского народа. В этот день отмечается годовщина ухода из нашего мира рабби Шимона бар Иохая (Рашби), одного из величайших мудрецов своего времени, автора книги «Зогар» – основного текста кабалы. Годовщина смерти – йорцайт – является праздничным днем, ибо в иудаизме душа первична, а тело вторично. Жизнь – не просто физическое существование, она есть Тора и мицвойс, служение Вс-вышнему, а это все вечно. В йорцайт цадика духовные усилия его жизни поднимаются на самый высокий уровень, достигают совершенства. Таким образом, йорцайт становится причиной празднества. Сам Рашби призывал всех евреев во всех поколениях праздновать годовщину его смерти с «великой радостью».
В каждом из нас заложено врожденное природное желание поступать правильно. Однако в повседневной жизни это желание не всегда легко реализуется. Одно дело достигнуть на теоретическом уровне понимания того, что правильно, а что ложно, несколько другое -применить это понимание на практике, в реальной жизни.
Когда евреи, выйдя из Египта, дошли до моря Ям-Суф, а сзади их настигал фараон со своим войском, они разделились на четыре группы с различными точками зрения. Решив, что они попали в ловушку -впереди море, сзади войско фараона – одни бросили клич: «Бросимся в море!» – т. е. утонем, но не станем опять рабами фараона; другие стали предлагать: «Вернемся в Мицраим» – т.е. лучше добровольно признаем власть фараона, чем погибнем; третьи призывали: «Сразимся с ними» – может быть, удастся победить египетское войско; четвертые решили, что ничего не надо предпринимать: «Возопим против них» – т.е. обратимся с мольбой о помощи к Вс-вышнему. И все они получили ответ. Моше Рабейну сказал первым: «Станьте и смотрите, какую помощь окажет нам Б-г»; вторым: «Возвращаться некуда, ибо как видите вы Мицраим сегодня, не увидите его больше вовеки»; третьим: «Б-г будет сражаться за вас»; четвертым: «А вы помолчите».
Приближается месяц Тамуз, когда мы отмечаем наш праздник–День Освобождения предыдущего Любавичского Ребе. Как известно, он был арестован в той стране из-за самоотверженной, в буквальном смысле этого слова, деятельности, которой занимался на протяжении семи лет: распространял идишкайт, помогал изучению Торы и исполнению ее заповедей.
Дни наших постов, как и наши праздники, не только напоминают о давно минувших днях. Они имеют также глубоко поучительный, всегда актуальный смысл. Наши посты и праздники никогда не «устаревают». 17-е Тамуза и 9-е Ава связаны с трагическими событиями в истории еврейского народа. 17-го Тамуза был захвачен врагами Иерусалим, а 9-го Ава – разрушен святой Иерусалимский Храм и народ уведен в изгнание.
Испокон веков – с тех пор как мы стали народом– важнейшей обязанностью и главным стремлением еврейских родителей было воспитание детей в еврейском духе. Сто лет назад в черте оседлости самым радостным и значительным для отца был день, когда, окутав трехлетнего сына в молитвенный талес, он на руках уносил его в хедер. В этот день ребенок приступал к изучению «Алеф-бейс» и отправлялся в путь к вершинам Торы, озаренным светом мудрости, чистоты и благородства. Впоследствии он мог стать ученым или скромным ремесленником, но в обоих случаях, полученные в хедере нравственные критерии, позволяющие ему отличать добро от зла, порядочность и благородство от бесчестия и лжи,– оставались с ним навсегда. С их помощью человек уверенно шагал по жизни, ясно представляя себе цель своих усилий. Он охотно помогал ближним, а в трудную для себя минуту знал, где найти совет.
Подрастая, еврейские дети часто спрашивают себя или окружающих: «Почему я еврей? Что такое иудаизм? Нужен он мне или не нужен?» И это вполне естественно. Представьте себе их огорчение, их досаду и обиду, если нет никого вокруг, кто знает ответ на эти вопросы, ответ, наполняющий гордостью за свое еврейство. Родители, друзья, чужие люди – все называют ребенка евреем, а он не понимает, что это значит – еврей, в чем смысл его причастности к народу, образ жизни которого пережил тысячелетия. Да, замешательство, разочарование и...
Чтобы постоянно совершать благие дела – от самовоспитания до воздействия на окружающих – желательно выучить наизусть несколько текстов из Торы. Это позволит – когда под рукой нет Великой Книги– повторить хотя бы один стих из письменной Торы и одно изречение мудрецов из Торы устной (конечно, чем больше вы знаете наизусть, тем лучше). Смысл, заложенный в этих отрывках, должен отразиться на поведении человека, повторяющего их, а также на поведении окружающих.
Сотворение мира продолжалось шесть дней. Оно началось 25-го числа месяца Элул и закончилось в первый день месяца Тишрей, когда был создан человек. Знаменательно, что наша Тора указывает отмечать годовщину сотворения мира – Рош Ашона, или начало года,– в первый день месяца Тишрей. Иными словами, годовщина сотворения мира отсчитывается не от первого дня творения, а от шестого – дня «рождения» человека.
Десять дней от Рош Ашона до Йом Кипур выделены в году как дни раскаяния, ибо в это время оно наиболее осуществимо, действенно, и влияние его распространяется на все дни нового года. В это время в еврейской общине преобладает дух раскаяния–тшува. И святейший день Йом Кипур становится высшей точкой начала нового года тем, что ставит тшува в центр жизни еврея.
Есть много заповедей, относящихся к Суккос, помимо закона о пребывании в сукко. Тем не менее праздник назван Суккос, а не именем другой заповеди, например мицвы «четырех растений».
Праздник Симхас Тойра отмечает завершение еженедельных чтений Торы в течение года. В этот день мы читаем заключительную часть Торы и опять начинаем Берейшит (начальную ее главу). Однако и праздник Швуэс посвящен Торе, ее получению на горе Синай. Почему же на Симхас Тойра мы должны радоваться нашей Великой Книге больше, чем на Швуэс?
Каждое слово, каждое выражение в Торе абсолютно точны, в них нет ничего лишнего. Воплощенная воля Б-га, Тора в каждом своем слове каждой из книг таит бездонную многозначность, откуда мы имеем возможность черпать познания, применимые к нашей повседневной жизни.
Существующая дихотомия разделяет нас, простираясь на наши важнейшие врожденные способности и устремления. Каждый человек полагает, что руководствуется рядом нерушимых принципов, аксиоматических законов, которые управляют его жизнью. В то же время он будет утверждать, что в душе революционер, что старое должно уступать место новому и никогда не следует погружаться в пучину былых убеждений. Что жизнь никогда не бывает черной или белой, а представляет собой серую массу неопределенности и такой должна быть. Что плохая работа – это мать изобретения, а раскаяние порождает духовное возрождение.
... Приближается праздник освобождения, когда мы мысленно возвращаемся к великому событию, происшедшему на заре нашей истории. Тогда евреи были выведены из Египта, чтобы обрести Тору уже как освобожденный народ.
В рассказе о даровании Торы сказано: «И проговорил Всесильный всё эти слова – леймор» (Шмот, 20:1). Последнее слово, леймор, оз­начает «чтобы сказать». Всюду, где оно встречается в Торе, это зна­чит, что Всевышний велит Моше пересказать Его слова сынам Изра­иля, которые не слыхали, как Всевышний сказал это Моше. Но здесь, во время дарования Торы, все евреи присутствовали и слыша­ли слова Всевышнего – чтобы тогда означает здесь слово леймор!
Судьба трех миллионов израильских евреев – общая наша судьба. Нет в мире еврея, которого бы не трога­ла, не волновала судьба Святой Земли.

Запись опубликована в рубрике: .