Города-убежища
Из посланий Любавичского Ребе Рабби Менахема Мендла Шнеерсона
Месяц Элул, последний месяц года, как известно, месяц Милосердия и Прощения. Вместе с тем это время отчета перед самим собой во всех поступках и действиях в течение года, всех промахах и неиспользованных возможностях.
Тора рассказывает нам о человеке, который непреднамеренно убил своего товарища. И Тора, называемая Книгой Жизни, велит, чтобы установили места, куда бы мог бежать такой убийца и где бы он не боялся родственника убитого, который в порыве гнева захочет отомстить за пролитую кровь.
Города для убежища существовали везде, где находились евреи: и в пустыне, и в Эрец Исразль – Земле Израильской, и по ту сторону Иордана, за рубежом Земли Израиля.
Цель города для убежища заключается в телесном спасении убийцы-незлоумышленника. Однако его душа нуждается в исправлении, ибо он совершил тяжкое преступление, пусть даже непреднамеренно. Незлоумышленники подлежат наказанию, чтобы искупить совершенный ими грех.
Может показаться странным: почему полагается наказание незлоумышленнику?
Объяснить это можно так. Следовало бы вообще удивляться, как может еврей совершить грех, пусть даже нечаянно. Ведь не только душа, но и тело его должны избегать греха по своей природе, так как это во вред и телу, и душе. Невозможно, например, чтобы человек нечаянно прыгнул в огонь! Именно поэтому и «не приключится праведному никакого прегрешения...» (Мишле 12:21).
Но дело в том, что «животная душа» человека владеет им, «животное» в нем преобладает над «человеческим», оно подавляет «человеческое» его Б-жественной души, ее чувства и толкает человека на поступки, которых желает «животная душа». И поскольку человек не подавляет в себе желаний «животной души», а в большинстве случаев еще и способствует им своим поведением, он заслуживает наказания и нуждается в искуплении. А искупление осуществляется в городах для убежища, то есть в ссылке.
Все сказанное о городах для убежища относится и к месяцу Элул. Этот месяц для еврея – «город-убежище», когда он подводит итог всем делам, разговорам, мыслям за минувший год: все ли было как полагается, и исправлены ли прегрешения. Если еврей отклоняется от правильного пути – пути Б-га, то любое прегрешение делает его «убийцей души».
Но если согрешивший «уйдет» в месяц Элул – оторвется от своего Я, от своего земного, от желаний, привычек, умозаключений и переведет «туда», в месяц Элул,
свое «жилище» и «поселится там», то есть изменит свой образ жизни в соответствии с новым «местом жительства», которое требует душевно-моральной ответственности и раскаяния за содеянное в прошлом, тогда «ссылка» искупает[1]. Искупаются не только нечаянные проступки, но и преднамеренные.
Если раскаяние – результат любви, то есть влечения к Б-гу, стремления соединиться с Ним, тогда проступки, совершенные даже злоумышленно, превращаются в заслуги, так как именно они, эти грехопадения, удалившие от Б-га, вызвали страстную любовь к Нему – любовь, которой нет даже у безгрешных. Но если согрешивший не может достичь такой степени раскаяния из любви, он может раскаяться из страха возмездия, страха Суда, страха перед предстоящими Судными днями... Такое раскаяние превращает злоумышленные грехи в нечаянные, а Элул («ссылка») искупает их.
Раскаяние не связано с самоистязаниями или постами. Мученичество не было целью городов-убежищ, хотя страдания и были неизбежны. Главная цель городов-убежищ – изгнание, само по себе обеспечивающее искупление. Так же и месяц Элул: полный отказ, «изгнание», от недостойных привычек и поведения искупает в месяц Элул прошлые грехи.
И каждому еврею следует знать:
Всевышний говорит нам: «Я даю вам двадцать девять – тридцать дней для бегства от всех недостойных привычек и несоответствующего поведения, сбежать под защиту нового порядка и нового жизненного пути. Здесь вы сможете найти убежище от «мстителя» путем тщува (раскаяния): сначала из «страха», когда преднамеренные поступки становятся нечаянными, а затем «из любви», когда они превращаются в заслуги».
[1] В книге «Гахинух» о ссылке в города-убежища говорится следующее: «Страдания изгнания почти приравниваются к смертельным: человек оторван от своих друзей, родины и живет все время среди чужих».