Пурим мы празднуем в память о чудесах, которыми Всевышний спас еврейский народ от полного истребления.
Та эпоха представляется счастливейшей за все времена нашего изгнания. Евреи занимали тогда важнейшие места в правительстве. Так, Мордехай, глава Синедриона, был одним из царских министров, «заседавших у царских ворот». Супругой царя Ахашвероша, т.е. самым близким к нему человеком, была племянница Мордехая – Эстер. Казалось, в изгнании нет другой эпохи, когда бы евреи по всем внешним признакам могли жить настолько спокойно и безбедно, как «во дни Ахашвероша».
Однако произошло неожиданное. Именно тогда, когда по всем естественным обстоятельствам положение евреев было весьма прочным,
появился указ об их истреблении: «... уничтожить, умертвить и погубить всех иудеев – от отрока до старца, младенцев и жен – в день один». Такого не бывало даже в дни самых жестоких гонений: ни разу не возникала такая угроза уничтожения всех евреев, как «во дни Ахашвероша».
Во время других гонений евреи не находились все в одном месте. «Милость содеял Всевышний Израилю, рассеяв его среди народов»: вздумай народ одной страны перебить всех евреев, которые находились в егь власти, евреи в других странах оставались невредимыми, да и те, которым грозила беда, могли бы убежать от нее в другие места.
И даже «во дйи фараона», когда еврейский народ находился под его властью, а бежать из Мицраим (Египта) не было ни малейшей возможности (по слову наших мудрецов: «даже в одиночку ни одному рабу никогда не удавалось бежать оттуда»), декрет фараона не предписывал истребить всех евреев – «лишь мальчиков умертвить приказал фараон».
«Во дни Ахашвероша» царь был абсолютным повелителем всего мира – и евреям некуда было бежать, и он намеревался их «уничтожить в один день» – и не было времени, чтобы убежать, и указ царя требовал «уничтожить всех иудеев».
Как же это произошло, что в такое безопасное и счастливое время появился столь ужасный указ?
Гемора говорит, что причиной всего этого было то, что евреи по своей доброй воле пришли на пир, устроенный Ахашверошем, «насладились трапезой того нечестивца» и постарались получить максимальное удовольствие.
Очевидно, что природа и евреи диаметрально противоположны и отношение Всевышнего к евреям определяется только тем, в какой мере они следуют Торе, выполняют ее заповеди, что евреи совершенно не подвластны законам природы. В то время, когда по естественным обстоятельствам возможность гонений представлялась абсолютно неправдоподобной, – как только евреи «насладились трапезой того нечестивца» и тем самым нарушили запреты Торы, немедленно возникла угроза их полного уничтожения.
Аналогичный урок мы получаем из. того, каким путем пришли тогда к евреям помощь и избавление: отмена ужасного указа также произошла не естественным путем, а только благодаря тшуве и привязанности евреев к Всевышнему.
Казалось бы, когда Мордехай и Эстер узнали о грозящей евреям беде, их первой заботой должно было явиться приведение в действие всех дипломатических каналов, способных повлиять на Ахашвероша. Но первой реакцией Эстер на известие, сообщенное ей Мордехаем, были слова: «Иди, собери всех иудеев Шушан-столицы и поститесь за меня – не ешьте и не пейте трое суток, ни ночью, ни днем».
Более того, Эстер сказала Мордехаю: «И я, и девушки мои будем также поститься». Надо учесть, что Эстер «приобрела перед лицом Ахашвероша прелесть и милость более всех девственниц*, а в результате трехсуточного поста ее прелесть никак не могла увеличиться. Тем не менее она решила принять пост и на себя.
Подобно тому как появление опасности не могло быть объяснимо по законам природы, так и помощь не могла прийти естественным путем. Пост – одна из форм тшувы, которая могла принести помощь и избавление, и раз все евреи столицы постятся, одиночке запрещено отделяться от общины. Отсюда: «И я, и девушки мои будем также поститься». А если из-за этого потускнеет «прелесть» и к тому же «нельзя полагаться на чудо» – надо что-то делать и в рамках природы. Но это не более чем «одеяние» (в которое должно облечься избавление), а вовсе не причина избавления. Поэтому «одеяние» не заслуживает особого внимания: коль скоро единственная причина – изучение Торы и выполнение заповедей – будет достаточно веской, безразлично, что именно будет сделано в рамках природы, качество «одеяния» роли не играет.
Лишь по причине изгнания, утаивающего и скрывающего Б-жественный Свет, само гонение и спасение от него должны были облечься в природные «одеяния», но истинными причинами того и другого было отношение евреев к Торе и заповедям. Наслаждение «трапезой того нечестивца» привело гонение, пост и тшува – спасли от него.
Из всего этого мы извлекаем урок, весьма актуальный и в наши дни.
Есть евреи, которые считают, что в период изгания главный фактор, поддерживающий существование еврейского народа, – это действие по дипломатическим (или другим природным) каналам, и в доказательство этого ссылаются на ходатайство Эстер перед Ахашверошем. Необходимо, чтобы все поняли: те, кто так рассуждают, – не только «открывают лики Торы против Галохи», но и дают абсолютно неверное толкование Мегилы, несовместимое с истиной и с самой сутью существования еврейского народа.
Сказано в Торе: «Вы все стоите сегодня...», а мудрецы наши поясняют: «Бы все стоите даже тогда, когда весь мир разваливается». Существование всех иных народов опирается на законы природы, существование же евреев в корне иное: мы не подвластны законам природы, наше существование – только Тора и заповеди.
Когда приходят беда, гонение, мы не можем полагаться на дипломатию и заступничество перед народами мира. Необходимо выполнить предписание «проверь свои поступки» – исправить упущения и укрепиться в выполнении заповедей, тогда и заступничество по природным каналам поможет. И даже тогда, когда другие в аналогичном положении по законам природы погибают, вы– «вы все стоите сегодня» и существуете. Нечего бояться того положения евреев, которое видно нашим глазам, – положения, облеченного в природные «одеяния». Какое бы материальное «одеяние» мы ни использовали, в него облачится чудесное избавление, превосходящее природу.
Урок этот относится к каждому еврею.
Еврей должен помнить: все, чем он располагает, зависит и приходит от одного Вс-вышнего, который не ограничен законами природы. Это не значит, что можно бездельничать. Необходимо, чтобы выполнялось начало стиха Торы: «Все, что будешь делать», тогда придет его окончание:«... и благословит тебя Б-г твой Всесильный». Однако действие должно быть не самоцелью, а лишь «одеянием», в которое должно облечься благословение Вс-вышнего – истинная причина успеха, а оно приходит только тогда, когда еврей связывает себя с Вс-вышним изучением Торы и выполнением заповедей. И когда это есть, каким бы ни было «одеяние», в него облекается непременный успех.
Все это объясняет одно темное место в Иерусалимском Талмуде: «Он сеет – и верит, что вырастет». Непонятно, при чем тут Вера? Ведь и (не смешивать!) безбожники тоже сеют, и, естественно, у них прорастает посеянное. Но в том-то и состоит еврейская вера, что даже когда речь идет о самых естественных явлениях, в которых, казалось бы (даже очевидно). Вера во Вс-вышнего, Уверенность в Нем вовсе не требуются, и даже, больше того, сам еврей видит, что и у отъявленных безбожников «посеянное прорастает», он тем не менее знает, что и в этом его отличие от всего света. Потому что каждый еврей абсолютно не подвластен законам природы, и если у всего света «прорастает» по этим законам – у еврея «прорастает» единственно благодаря его Вере во Вс-вышнего, Уверенности в Нем.
Все это относится и к самому изучению Торы: истинный успех не зависит сот природных способностей, но дается Свыше, а это вызывается только Страхом Небес. Открытие – результат упорного, истинного учения, но приносит именно как «находку» нечто большее, чем то, что создается тяжелым трудом.
А если нет этого главного – ни к чему таланты, напрасен тяжелый труд, потому что Тора – это сама «мудрость Святого, благословен Он». Но если есть Вера и Страх Небес, Вс-вышний посылает успех, превосходящий природу.