Уроки египетского изгнания

Никогда не следует быть настолько занятыми собой, чтобы стать нечувствительными к окружающей нас обстановке.

Каждый может что-то сделать, начиная с самого себя, со своей семьи, со своего соседа.

Необходимо осознавать, что наш мир – это единое целое; улучшить его частично значит улучшить в целом.

Ребе

 

Некоторые утверждают, что наше время – не время ешив: условия жизни стали весьма сложными, и ребенку достаточно поучиться в Талмуд-Торе, чтобы набраться еврейства. А если уж без ешив действительно не обойтись, то это должны быть современные ешивы, а не те, что были когда-то...

Необходимо помнить, что Тора – не история и не роман, Тора вечна, и каждое ее указание (каждая буква) не ограничено ни временем, ни пространством. Голус-Мицраим (Египетское Изгнание) – «корень» и прототип всех последующих изгнаний – дает нам, & частности, указания, которые отвечают на приведенные выше и все подобные утверждения. Тора рассказывает нам, что в целях «окончательного решения еврейского вопроса» фараон распорядился: «Каждого мальчика новорожденного – в Нил бросайте, а девочке каждой – дайте жить». Можно подумать, что, распорядившись топить еврейских мальчиков, фараон проявил полное безразличие к тому, что станется с новорожденными девочками. Но это не так: фраза «а девочке каждой – дайте жить» также является указом, не допускающим произвольных интерпретаций.

В соответствии с этим указом те самые египтяне, которые должны были физически уничтожить еврейских мальчиков, обязаны были взять на себя заботу о еврейских девочках: "дать им жить" означает дать им воспитание согласно египетскому образу жизни и тем самым уничтожить их духовно. «Дайте жить» – столь же страшный приказ, как и «в Нил бросайте», и даже еще страшнее, ибо «тяжко духовное убиение более убиения телесного».

Если глубже вникнуть в слова Торы, можно обнаружить, что содержание приказа «дайте жить» (насильственная ассимиляция) в скрытом виде входит уже в первый приказ – «в Нил бросайте». Дело в том, что Нил был объектом поклонения египтян и ему служили, как божеству (от разливов этой реки зависело существование страны, где практически никогда не выпадает дождей). Таким образом, «в Нил бросайте», кроме прямого смысла – «убиения телесного», предполагает и «духовное убиение»: фараон предписывал «бросить» евреев в язычество и разврат (Нил – это вода, и точно так же в духовном плане Нил – категория «воды, взращивающей все виды наслаждений»),

Голус-Мицраим был самым тяжелым из всех изгнаний, которым подвергались евреи, значительно тяжелее оно и нынешнего изгнания. Во-первых, Голус-Мицраим предшествовал Дарованию Торы, и ту Тору, которую наши предки изучали в Египте, они должны были изучать, целиком полагаясь на собственные силы, без помощи Свыше. Во-вторых, это было первое изгнание, и переносить его, естественно, было тяжелее, чем последующие (в повседневной жизни мы видим, что первая беда кажется совершенно непереносимой, тогда как новая уже не так страшна, более «привычна»). В-третьих, в Мицраим все евреи были вместе, в последующих же изгнаниях «милость содеял Всевышний Израилю, рассеяв его между народами». Если евреев начинали притеснять в одной стране, они могли найти более спокойную жизнь в другой да еще и поддержать тех, кто оказывался в худшем положении. В Мицраим весь народ находился в одном месте, под властью одного правителя. В-четвертых, Мицраим был наглухо закрытой страной – даже в одиночку ни одному рабу никогда не удавалось бежать оттуда, а здесь речь шла об исходе «600000, не считая женщин и детей».

И несмотря на все трудности и гонения, евреи в Египте содержали ешивы, изучали Тору.

Спускаясь в Мицраим, отец наш Яаков послал впереди себя своего сына Иегуду «учредить бейс-га-мидраш, который станет центром Учения» (так разъясняет РаШИ). И это при обещании Всевышнего: «Я спущусь с тобой в Мицраим, и поднять тебя оттуда – Я подниму». Впереди себя послал Яаков Иегуду, а сам (вместе с Всевышним) сошел в Мицраим лишь после основания там ешив, и эти ешивы сохранялись все время, пока евреи оставались в Египте.

Урок, который дает нам Голус-Мицраим, таков: в условиях куда более тяжелых, чем нынешние, евреи, не считаясь ни с чем, изучали Тору. Более того, наши отцы не только не считались с невыносимыми условиями египетского изгнания, но даже не задумывались над тем, чего стоит их изучение Торы до Дарования Торы – изучение собственными силами, без повеления и поддержки Свыше. Теперь, после Дарования Торы, ее изучение чрезвычайно облегчилось и стало возвышенней.

Ешивы безусловно должны быть!

Не всегда евреи откликаются на просьбы о помощи ешивам. Некоторые оказывают материальную поддержку ешиве и готовы отдать в нее своих детей, но до тех пор, пока им не исполнится 13 лет.

Таким евреям следует напомнить о том, что Голус-Мицраим был куда тяжелее нашего голуса. И евреи в Египте терпели нужду, однако ешивы у них были и об их процветании они постоянно заботились.

Есть в Геморе такие слова: «... да будет всегда добром помянут тот человек, и Йегошуа бен Гамла – имя его».

Что же должен был совершить этот человек, чтобы имя его всегда поминалось добром?

Оказывается, существовал порядок, по которому отец сам учил своих детей Торе, и того, у кого отца не было, учить было некому. Затем постановили, что в Иерушалаиме должны быть официальные меламеды, занимающиеся с детьми. Следующим решением учреждались меламеды в каждой местности для занятий с каждым, кто достиг 16-17 лет. Так происходило до тех пор, пока не пришел Йегошуа бен Гамла и постановил, что повсюду, где живут евреи, должны бесплатно учить Торе детей с 5-6 лет. Вот за это Йегошуа бен Гамла и поминается добром во всех поколениях евреев.

Запрет большевиков-евсеков (членов еврейской секции большевистской партии) изучать Тору не был абсолютным. Он распространялся лишь на обучение Торе малых детей. «Когда ребенок подрастет и поумнеет, сам решит, что ему надо заниматься Торой, – говорили они,– можно будет заниматься с ним». Евреи не могли с этим примириться, ибо от того воспитания, которое получают именно в детские годы, зависит существование еврейского народа.

Никто не имеет права устраняться от дела воспитания детей. Каждый обязан духовно и материально участвовать в этом нелегком труде, добиваться того, чтобы наши дети получали кошерное воспитание.

Поскольку Голус-Мицраим – «корень» и прототип всех еврейских изгнаний, все его составные части (в том чиспе все гонения и притеснения, которым подвергались в нем евреи) вошпи во все последующие изгнания, они есть и в нашем изгнании, и в нашем поколении.

И сегодня «фараон» бросает еврейских детей в «Нил», якобы дающий хлеб насущный, – в поток обычаев и интересов страны изгнания, чтобы дети погрузились в него, утонули в нем.

И сегодня еврейских детей замуровывают в стены «Писома и Рамсеса» – их телами укрепляют мощь, непобедимость государства. Нужно отдавать себе отчет в том, что все предложения типа «давайте изловчимся против него» (против народа Израиля и его Б-га) исходят от «фараона», который стремится к одному: стереть с лица земли еврейство, еврейский дух, физически уничтожить еврейский народ.

В связи с этим нельзя допустить, чтобы наши дети были утоплены в «Ниле». Нельзя губить их в погоне за «устройством жизни».

Не надо оглядываться на тех родителей, дети которых вырастают «обеспеченными»: этот будет иметь дом, тот – автомобиль, этот будет доктором, тот – адвокатом или по крайней мере чистильщиком сапог. А мы? Если мы пошлем нашего сына в ешиву, он вырастет никем, не от мира сего, он даже сапог не сможет чистить, ведь в ешиве его и щетку не научат в руке держать!

Следует помнить: Всевышний, «питающий и обеспечивающий все», когда выполняют Его волю – «и внушай их (т.е. слова Торы) детям твоим, и тверди их, сидя в доме твоем и идя дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь» – Он выполняет все, что у него просят и для себя, и для своих детей. Единственный путь к настоящей жизни – это полноценное воспитание в нашей Торе, Торе Жизни.

Детей необходимо поручить меламеду, живущему Торой и ее заповедями, о которых сказано, что человек будет исполнять их и «жить ими». Такой меламед обеспечит воспитание ребенка в духе Торы и ее заповедей – лишь так можно спасти и собственных детей, и (через них) весь еврейский народ.

И точно так же, как все гонения и беды Египетского Изгнания присутствуют в нашем сегодняшнем Голусе, «как в дни Исхода твоего из Мицраим, явлю тебе чудеса» – грядущее Освобождение будет подобно Освобождению из Египта. Это означает, что и подготовка, и приближение этого Освобождения должны быть подобны тем делам, которые привели к Освобождению из Египетского Изгнания.

Когда речь идет о воспитании детей, нельзя обращать внимание на то, что сейчас будоражит страну, строить расчеты, к чему все это может привести. Нужно воспитывать детей так, как приказал Всевышний, и Он возьмет заботу об этих детях на Себя.

Именно не считаясь с указами «фараона» – спасают собственных детей и приближают всеобщее Освобождение всего еврейского народа.

(перевод: журнал "Лехаим")

Запись опубликована в рубрике: .