День сотворения человека
Из посланий Любавичского Ребе Рабби Менахема Мендла Шнеерсона
Сотворение мира продолжалось шесть дней. Оно началось 25-го числа месяца Элул и закончилось в первый день месяца Тишрей, когда был создан человек. Знаменательно, что наша Тора указывает отмечать годовщину сотворения мира – Рош Ашона, или начало года,– в первый день месяца Тишрей. Иными словами, годовщина сотворения мира отсчитывается не от первого дня творения, а от шестого – дня «рождения» человека.
Значение шестого дня, дня создания человека, важно не тем, что к созданному ранее прибавилось новое творение, даже если оно выше остального животного царства, (как мир животных выше и сложнее растительной жизни, а растения сложнее минералов). Значение шестого дня заключается в том, что новое создание – Человек – качественно отличалось от окружающего его мира. Именно человек первым признал Творца. Как говорит Мидраш, Адама в день создания окружили все животные и преклонились перед ним, ошибочно предположив, что он их создал. Адам же сказал: «Вы думаете, это я создал вас?! Идем, станем на колени, поклонимся и почтим Б-га, нашего Создателя». Именно так человек выполнил конечную цель Б-га в сотворении мира – совершенное творение Его осознало и восхвалило Всемогущего.
Из созданий Его человек выделяется прежде всего свободой выбора действий, которую дал ему Б-г. В отличие от животных, слепо следующих врожденным инстинктам, человек обладает полной свободой воли и может пойти в одном из двух направлений. Он может, избави Б-г, выбрать дорогу самоуничтожения (и уничтожения всего вокруг). Или – избрать путь жизни; путь Торы и Мицвойс. Только выбором последней дороги человек способен возвысить себя и, как Адам,– все другие создания до высшей из возможных степеней совершенства. Таково прирожденное право человека, таков его выбор!
Человеку трудно представить себе обладание страппш-ми силами созидания и разрушения. К сожалению, мы уяге видели, какие ужасные силы вырываются даже из малого количества вещества при высвобождении ядерной энергии. И если малое количество вещества содержит в себе такую разрушительную мощь, насколько большей должна быть скрытая творческая сила, которой располагает каждый, кто действует в согласии с Б-жественным предназначением! У нас действительно есть особые дарования и благоприятные возможности для достижения цели, ради которой мы были созданы. А именно: привести мир в состояние, когда «познает все сотворенное, что Ты его создал...»
Объективно анализируя историю нашего народа, мы приходим к выводу: нам помогало выжить не материальное благосостояние или физическая сила. Даже в наиболее благоприятные времена царя Соломона еврейское государство не было богатым или значительным в сравнении с могучими империями – Египтом, Ассирией и Вавилоном. Нас объединяло, помогало нам выжить не стремление к сохранению государства или чувство родины – большую часть времени наш народ не имел независимого государства и жил в диаспоре. Нас сплотил и не язык. Еще в библейские времена Священный язык начал вытесняться арамейским: часть Святого Писания, почти весь наш Вавилонский Талмуд, Зо-гар и многое другое написано на этом языке. В дни Саадии-гаона и Маймонида разговорным языком большинства евреев был арабский, а позже идиш или другие языки. Нельзя сказать, что наш народ сохранила и вековая культура, поскольку она радикально менялась от эпохи к эпохе.
Одно-единственное сопутствовало евреям во все времена, во всех странах и при всех обстоятельствах – упорно соблюдавшиеся Тора и Мицвойс.
Время от времени среди евреев появлялись группы инакомыслящих, пытавшихся отойти от подлинного иудаизма, например идолопоклоннические движения во время разрушения Первого Храма, эллинисты во время разрушения Храма Второго, ассимилянты Александрии, караимы и т. д. Сегодня их нет и в помине. Беспристрастно и объективно мы должны признать Тору и Мицвойс сутью и главной функцией нашего народа –как для каждого еврея в отдельности, так и в отношениях еврейского народа с человечеством в целом.
Отсюда следует логический вывод. Политика подражания окружающим народам отнюдь не помогает сохранению еврейской нации. Она, скорее, подвергает ее опасности и вместо благосклонности народов только усиливает их антипатию. То же самое относится и к евреям, которые ищут расположения нерелигиозных групп уступками и компромиссами в Торе и ее заповедях. Они не только подрывают основы собственного существования и вместе с тем основу существования нашего народа в целом – в Торе и Мицвойс наша жизнь! – – но даже не достигают своих ближайших целей. Такое поведение способно вызвать лишь насмешку и презрение. Маленькая уступка сегодня приводит к большей завтра; уклонение от обязанностей по отношению к Б-гу ведет к уклонению от обязанностей по. отношению к человеку. И кто может сказать, где конец этому падению!
Сегодня, на пороге Нового года, в благоприятный момент серьезного самоанализа и подведения итогов я глубоко надеюсь, что евреи повсюду, как отдельные личности, так и группы (и чем больше группа, тем значительнее ее способности и ответственность), признают Подлинную Сущность и Правду.
Важнейший фактор нашего существования и выживания есть наша верность Торе и следование ее заповедям в повседневной жизни. Не позволяйте никому обмануть себя выбором более легкого пути, ибо временные преимущества иллюзорны.
Секрет нашего существования в том, что мы – «народ, живущий обособленно». Каждый из нас верит в единого Б-га и живет согласно Торе, которая неизменна и вечна. Своеобразие и независимость нашего мышления и поведения не слабость наша, а сила. Только на этом пути мы можем выполнить свою задачу, возложенную на нас Создателем: быть для Б-га «царством священников и святого народа». И тем самым «сегулой» для всего человечества...
Сегодня, на пороге Рош Ашона, следует также глубоко задуматься над смыслом нашего праздника. Рош Ашона означает «Глава года»: как голова управляет телом, так день Рош Ашона управляет деятельностью человека в течение всего года, определяя и давая практические указания. Поэтому следует очень внимательно и вдумчиво отнестись к указаниям Рош Ашона, данным ясно или намеком в Торе. Ибо называемая Учением Жизни, Тора учит каждого еврея находить в повседневной жизни правильный путь.
Остановимся здесь на одном из поучений Рош Ашона, на которое указывают Мудрецы Талмуда: «Человек был создан в канун субботы (т. е. к концу шести дней творения).
Почему? Возьмем, к примеру, царя смертного. Он строит дворец, благоустраивает его, приготавливает все для трапезы и лишь затем приглашает гостей. Так и Всесильный. Он создал мир и все необходимое для человека и лишь затем пригласил гостей– Адама и Хаву».
Вместе с тем Тора утверждает, что «человек рожден для труда» и что человек должен признать: «Я создан, чтобы служить Творцу».
Как совместить эти две внешне противоположные точки зрения на творение человека? С одной стороны, он почетный гость, находящий все в мире приготовленным специально для него. А с другой стороны – слуга, обязанный постоянно служить Создателю, причем отмечается, что служение это нелегкое, «человек рожден для труда».
Но именно во взаимосвязи этих внешне противоречивых высказываний Торы мы находим исключительно важные указания, касающиеся повседневной жизни человека.
1. На каждого еврея, мужчину или женщину, возложена надежда, что даже если он окажется в положении, напоминающем царский дворец с его изобилием и комфортом, куда он будет приглашен в качестве гостя, и тогда он не перестанет служить Вс-вышнему.
Тора свидетельствует о Моше: «Не было еще среди евреев такого пророка, как Моше». Но и достигнув вершины совершенства, он оставался «Моше, слугою Б-га».
Служить Вс-вышнему следует не только молитвой, изучением Торы и соблюдением заповедей, но и, как говорит Рамбам, «едой и питьем... коммерческой деятельностью» – всеми своими действиями и даже сном, ибо еврей должен приготовиться ко сну таким образом, чтобы возвысить его до «служения». Это объясняет и вскрывает глубокий смысл чтения «Шма Исрозл» перед сном.
2. Второе указание также касается повседневной жизни. Тора учит, что Вс-вышний наделил Адама и Хаву, а через них всех евреев, как мужчин, так и женщин, способностью к совершенствованию «дворца». Хотя мир и все существующее в нем – творение Б-жественной Мудрости, каждый из сыновей и каждая из дочерей еврейского народа могут (а потому обязаны) вознести его на более высокую ступень совершенства.
Говоря о вкладе, вносимом при этом человеком, Тора говорит нечто кажущееся невероятным: Тора, Учение Истины, утверждает, что человек становится «соучастником» Вс-вышнего.
3. Это должно помочь ему сделать все необходимое, чтобы подняться и возвыситься в Торе, заповедях и еврействе вообще, в полном соответствии с назначением человека: «Я создан, чтобы служить Творцу». Ничто не покажется ему тяжелым, если он задумается, какими удивительными силами наделил его Вс-вышний. Силами, дающими возможность стать Его «соучастником» в создании всего существующего.
4. Это соучастие не может, быть полным при ограниченном служении Вс-вышнему – лишь при исключительных обстоятельствах и в определенные моменты, а только при соответствующем образе жизни, при каждодневном, постоянном служении, чтобы каждое деяние, слово и мысль совершались, произносились и мыслились во имя Вс-вышнего и чтобы «во всех путях твоих ты ощущал Его», чтобы Б-жественность ощущалась во всем, даже в том, что связано с физическими потребностями. И, как было сказано выше, даже в служении Ему едой и питьем в будний день.
Благословение и удача Вс-вышнего каждому сыну и каждой дочери еврейского народа, чтобы они могли следовать указаниям Рош Антона с радостью и наслаждением,
чтобы Вс-вышний уничтожил все, способное этому помешать.
Чтобы исполнился стих «Б-г творит спасенья на земле» явно и открыто, и, главное, чтобы дал Он каждому еврею год хороший и приятный во всех отношениях.
С пожеланием «ксиво вахасимо тойво лешоно тойвоумсуко».