Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Бешалах

Когда евреи, выйдя из Египта, дошли до моря Ям-Суф, а сзади их настигал фараон со своим войском, они разделились на четыре группы с различными точками зрения. Решив, что они попали в ловушку -впереди море, сзади войско фараона – одни бросили клич: «Бросимся в море!» – т. е. утонем, но не станем опять рабами фараона; другие стали предлагать: «Вернемся в Мицраим» – т.е. лучше добровольно признаем власть фараона, чем погибнем; третьи призывали: «Сразимся с ними» – может быть, удастся победить египетское войско; четвертые решили, что ничего не надо предпринимать: «Возопим против них» – т.е. обратимся с мольбой о помощи к Вс-вышнему. И все они получили ответ. Моше Рабейну сказал первым: «Станьте и смотрите, какую помощь окажет нам Б-г»; вторым: «Возвращаться некуда, ибо как видите вы Мицраим сегодня, не увидите его больше вовеки»; третьим: «Б-г будет сражаться за вас»; четвертым: «А вы помолчите».

Но что же все-таки надо было делать? Вот что: «Скажи сынам Израиля – и двинутся вперед. Идите дальше по направлению к горе Синай, чтобы там принять Тору, – ведь только для этого и вышли вы из Египта».

Напрашиваются три вопроса:

1. Как в одной фразе могли обобщиться ответы на столь противоречивые мнения, ведь желание вернуться в Мицраим несовместимо с предложением броситься в море? У сторонников последнего предложения возможность возвращения была настолько исключена, что они предпочитали пожертвовать собой (конечно, в духовном плане, поскольку физическое самоуйич-тожение запрещено). И уж насколько желание вернуться в Мицраим противоречит побуждению к вооруженной борьбе за свою свободу и еще больше – вере в то, что все зависит лишь от Вс-вышнего?

2. Есть ли закономерность в изложении очередности четырех мнений (на что намекает очередность ответов)?

3. Почему все предложения были отвергнуты? Казалось бы, если вернуться в Мицраим было полностью неприемлемо ввиду абсолютного противоречия с самим фактом Исхода, а броситься в море – потому, что еврей никогда не должен впадать в отчаяние, то призыв вступить в бой представляется совершенно правильным, а совет возопить – тем более, поскольку был основан на полной вере в помощь Вс-вышнего. С другой стороны, приказ двинуться вперед не выражал, на первый взгляд, столь возвышенной веры, ибо движение вперед могло быть вызвано и какими-то посторонними причинами, вроде страха перед фараоном.

Исход евреев из Египта завершился Рассечением моря. Вплоть до этого самого момента Египет еще имел на них права, они все еще были преследуемы фараоном и его войском, и по законам природы их поражение было неизбежным: на каждого еврея приходилось 30 египтян. И так как все время, пока до Рассечения моря еще не дошло, нельзя быть уверенным в том, что Исход совершился, мы обязаны каждый день вместе с поминанием Исхода вспоминать и чудо Рассечения моря. Смысл ежедневного поминания Исхода в том, что каждый еврей «в каждом поколении и каждый день» должен заново выходить из Мицраим. А как это делать – учит нас Тора, излагая последовательность событий тогдашнего Исхода.

В духовном ежедневном Исходе из Мицраим должны присутствовать оба главных момента реального Исхода из Египта: его начало и его завершение -Рассечение моря.

Прежде всего необходимо выйти из «теснин[1] и ограничений», которые животная душа человека пытается навязать его Б-жественной душе. Следует твердо решить: хоть я и нахожусь в мире лжи, где сила у нечестивцев, но в этом мире никто мне не хозяин — фараону, царю Мицраим, я не подвластен. Я служу одному только Вс-вышнему, я Его раб, а не раб рабов.

Таким образом еврей принимает на себя Иго Власти Небес, отдавая себя на службу лишь Вс-вышнему во всей своей реальной деятельности, и хотя его собственное злое начало и его животная душа – «фараон» и «воинство его» – стремятся загнать силы его Б-жественной души в теснины Мицраим и поработить их, отнять у него вкус к Торе и заповедям, он все-таки выходит из рабства и доходит до Пи-га-Хирот[2].

Но этого мало: еврей еще не чувствует вкуса к Б-жественному, а все совершает, лишь принимая на себя Иго, и фараон со своим воинством пускается за ним в погоню, чтобы снова поработить. Другими словами, «теснины и ограничения» злого начала и животной души, ложь Этого мира продолжают предъявлять права на него, стремясь насильно его ограничить и затемнить Свет Б-жественной души.

Потому-то и необходимо еще такое Служение, которое способно вызвать Рассечение моря, «море обратить в сушу», т.е. чтобы та Б-жественная сила, что сокрыта в сотворенном мире (который скрывает ее под покровом своей материальности, подобно морю, скрывающему под своей поверхностью все, что в нем находится), выявилась воочию (чтобы «суша» обнажилась). И когда еврей своим Служением способствует выявлению Б-жественности в каждой вещи – тогда он совершенно выходит из Мицраим. Материя Этого мира больше не скрывает от него Б-жественного Света, а напротив, в ней самой он теперь видит Б-жественное.

В чем же суть этого Служения? В Торе говорится, что Рассечение моря достигается отказом от мнений «четырех групп» и решением «двинуться вперед». Чтобы понять, что нужно делать, необходимо усвоить, чего делать нельзя.

Поскольку все эти четыре предложения оформились у евреев уже после начала Исхода, можно сделать вывод, что ни одно из них не противоречит Торе и ее заповедям (если у еврея появляется мнение, противоположное Шулхан-Аруху, это означает, что он еще не вышел из Мицраим). Просто ни одна из этих четырех групп еще не достигла Рассечения моря и материальный мир еще утаивает от них Свет, и потому «фараон и воинство его» еще оказывают воздействие на их поведение.

Точки зрения четырех групп излагаются в Торе «снизу вверх».

«Бросимся в море» – это самое простое решение. Если мир таков, что «фараон и воинство его» могут, упаси Б-г, одержать победу, – нам с таким миром делать нечего. Отрешимся от него, «бросимся в море» – в то «море», которое очищает, в «море» Тшувы – и тем самым свяжем себя с одним Вс-вышним. А что же будет с Этим миром, с другим евреем в нем – вдруг фараон закрепостит его? Ответ готов: во-первых, пусть кто-нибудь другой возится с этим, пусть Вс-вышний заботится об этом. Я не обязан обеспечить весь мир, мое дело – позаботиться о себе самом, я бросаюсь в море и ухожу из этого мира.

Тот, кто так себя ведет, на идиш называется «цадик ин пелц» – «праведник в шубе». Он надевает шубу, чтобы ему было тепло. В мире царит жесточайший мороз – что он может с этим поделать? Он же не в силах согреть весь мир. Да, но ведь он может согреть еще одного еврея, а то и двух, согреть хоть уголком этого мира! – Это не стоит его внимания. Он задумывается только над великими делами: как бы согреть весь мир. А коль это ему не по силам, он надевает свою шубу – дело свое он сделал.

«Вернемся в Мицраим» – это более высокая ступень в Служении. Мы знаем, что созданы для того, чтобы действовать в Этом мире, и «не по своей воле жив ты» – значит, придется потрудиться этим материальным телом с животной душой, ибо так захотел Вс-вышний. Получив четкое указание, что надо сделать что-то хорошее, мы это сделаем, но словно каторжную работу, без жизни, без внутренней заинтересованности. И уж, конечно, не может быть и речи о том, чтобы пойти самому искать, что именно надо сделать, или приложить старания, чтобы осветить свою долю в мире, – нет жизни, нет энергии, все делается только тогда или потому, что кто-то дает указания.

Еврей, занимающий такую позицию, непрерывно ощущает отчаяние: он считает, что так ничего не добьется – ни от мира, ни от самого себя. Он не может избежать «возвращения в Мицраим», он снова должен стать рабом «египтян» – рабом Этого мира, это его доля, его участь. Но он обязан соблюдать то, что говорит Шулхан-Арух, и он исполняет все, но будто на каторге, безучастно, безрадостно, безжизненно. Он уже перешел все пределы отчаяния и останется в Мицраим.

Принятие на себя Ига и Работа раба – действительно, начато Служения Вс-вышнему, но не более, чем начало. После этого нужно и должно прийти к энергии и радости. Когда еврей изучает Тору и знает, что тем самым он связывает себя с Вс-вышним, – это знание должно вызывать у него прилив энергии, пробуждать в нем величайшую радость. Еврей должен чувствовать, как каждым словом Торы и каждой заповедью, которую он выполняет, он воздействует на целый мир, рушит «теснины» мира. Если же он ощущает Тору и заповеди как тажелую ношу, которую ему приходится тащить изо дня в день, безрадостно и безжизненно, – это и есть «каторга египетская».

«Сразимся с ними» – еще более высокая ступень. Будучи не в силах терпеть ложь и сокрытие Света, которые «фараон и воинство его» создают в мире, еврей бросается в бой против них. Здесь нет места отчаянию, а наоборот, есть ощущение того, что силы Святости способны победить все силы Зла и Нечистоты. Он готов воевать»против врага, поработителя с величайшей энергией. Однако всему свое время. Сейчас Вс-вышний велит идти вперед, чтобы получить Тору, – так можно ли останавливаться и заниматься другими делами? В данный момент наше Служение состоит в том, чтобы осветить мир Светом Торы, и не может быть речи о какой-либо задержке и бое с египтянами. Сейчас – момент, когда надо «двинуться вперед» – сделать еще шаг к Дарованию Торы и заповедей, а не для развязывания войны с Мицраим.

В любом случае жаль терять время и силы на войну, если их можно использовать, чтобы приблизиться к горе Синай. К тому же, как известно, в войне несет потери и победитель. А главное, неизвестно, откуда приходит мысль о необходимости начать именно такое Служение, если не спрашивают ни Вс-вышнего, ни Моше, «служителя Его», а поступают по своему человеческому разумению и разрабатывают свою стратегию.

Высший образ поведения из всех четырех – это «возопим против них». Еврей связан, соединен с Вс-вышним и желает исполнить Его Волю. Поэтому он не помышляет «броситься в море» – отрешиться от мира, так как знает, что Высшая Воля в том и состоит, чтобы Этот мир стал жилищем Ему, Благословенному. Он не собираете «вернуться в Мицраим» и далек от отчаяния, упаси Б-г, поскольку ощущает непоколебимую уверенность в том, что Волю Вс-вышнего он исполнит обязательно. Он не намерен «сражаться с ними» согласно своей собственной стратегии, потому что полностью подчинился Вс-вышнему и Его Волю сделал своей волей. Его Служение – отказ от вмешательства в мировой порядок, передача всего в руки Б-га, но он молится о том, чтобы Вс-вышний помог исполнению всего, что должно быть исполнено в мире.

Такое полное, всем своим существом, подчинение себя Воле Вс-вышнего – очень высокий образ Служения. Однако, если сам он, молящийся, не делает ничего, – этого недостаточно, должна еще быть Работа. От еврея требуется, чтобы он все свое существование подчинил Воле Вс-вышнего, чтобы он осознал, что все, что он делает, делает он не «силой своей и мощью руки своей», но что «Он -тот, кто дает тебе силу стать могучим», что Вс-вышний дает силы на все нужное. Тем не менее от еврея . требуется Работа, чтобы он в действии использовал те силы, которые даются ему.

Приказ Свыше, обращенный к Моше Рабейну, «Скажи сынам Израиля – и двинутся вперед» означает, что Служение должно состоять в том, чтобы идти к горе Синай. Не отрешаться от мира, не влачиться безжизненно и безучастно под бременем своей Работы, не бросать свое Служение и свою задачу ради войны с Этим миром, не складывать рук,

передавая все Вс-вышнему, а действовать в самом мире, освещать мир и приближать его и самих себя к Торе – это и есть «двигаться вперед».

Именно такое поведение вызывает Рассечение моря – «море превращается в сушу», т.е. мир, оставаясь таким, каков он есть, оказывается «морем», скрывающим в себе Б-жественную силу – силу Создателя, вложенную в Созидаемое. А это приводит к Откровению Дарования Торы, являющемуся праобразом Грядущего Откровения, когда будет достигнута цель -создание Ему, Благословенному, «жилища в Низах».

Все в мире зависит от нас. Делая свое частное дело, еврей воздействует на мир. Когда он, работая над собой, добивается своего собственного духовного Рассечения моря и открытая в его душе Б-жественная сила выходит в явь, то же происходит и в окружающем его мире. В этом преимущество поведения типа «и двинутся вперед» над «четырьмя мнениями».

Когда еврей слышит о таком служении, которое никак не пришло бы ему в голову и, более того, -совершенно противоречит его природе, его воле и абсолютно не укладывается у него в уме, – почти наверняка это и есть то самое Служение, которого требует от него Вс-вышний. Потому-то Высший Надзор и устроил так, чтобы данный еврей узнал о существовании этого образа Служения.

Служение, отлично согласующееся с человеческим разумом и вызывающее прилив энтузиазма, наводит на размышление: не идет ли это побуждение от природы его животной души. Когда же еврей слышит о Служении, полностью противоположном его натуре, ясно, что это приходит ему в голову Свыше.

Тора объединяет «четыре мнения» вместе потому, что все они порождены природой и разумом человека, во всех них недостает стремления уловить Высшую Волю и подчиниться ей. При недостатке готовности подчиниться и Служение не было бы таким, как надо: не было бы «движения вперед», чего требовала Высшая Воля. Если же есть готовность принять и выполнить Высшую Волю, Вс-вышний обязательно устраивает так, чтобы еврей услышал и осознал повеление, которое, как правило, не согласуется с его природой, а иногда и полностью противоположно ей.

И это объясняет, почему именно «движение вперед» приводит к духовному Рассечению моря: каждый еврей в глубине своей души подчинен Высшей Воле, но человеческая природа, привычки и разум его заслоняют это от него. Когда же он выходит из своего Мицраим, когда он больше не считается с обстоятельствами, а стремится только выполнить Высшую Волю, -тогда то, что сокрыто в его душе, выходит в явь (его «море» рассекается) и выявляется Б-жественность, сокрытая в окружающем его материальном мире («море’ ‘-мир рассекается), вплоть до исполнения предсказания: «И откроется слава Вс-вышнего, и увидит сообща всякая плоть, что уста Вс-вышнего изрекли».

«10 Шват», день кончины Любавичского Ребе Рабби Иосифа Ицхака Шнеерсона, да будет благословенна память его, обычно совпадает с чтением недель-» ного раздела Торы «Бешалах». Все поведение Ребе, как и все, чему он учил своих хасидов, полностью соответствует принципу «и двинутся вперед».

Ребе требовал: не отрешаться от мира, не выполнять свою работу по принуждению, не погружаться целиком в войну и не перекладывать все на Вс-вышнего, ограничиваясь лишь Верой и Молитвой, а трудиться, энергично и жизнерадостно, чтобы осветить мир, чтобы еще на один шаг приблизить «Дарование Торы» – Откровение тайн Торы, которое окончательно произойдет с приходом Мошиаха.

Душа открывается через Тору. Сокровенные силы души выявляются через Сокровенность Торы. Вот почему сейчас, когда уже так близок приход Мошиаха, надо освещать и выявлять то, что сокрыто в Этом мире (добиваться Рассечения «моря»-мира), выявляя то, что сокрыто в душе (добиваясь Рассечения индивидуального «моря» души).



[1] Слово «Мицраим» одного корня со словом «мецараим» — «теснины».

 

[2] Согласно обычаям Египта раб, который смог дойти до Пи-га-Хирот, обретал свободу.