Царапина на душе
Из посланий Любавичского Ребе Рабби Менахем М. Шнеерсона
Испокон веков – с тех пор как мы стали народом– важнейшей обязанностью и главным стремлением еврейских родителей было воспитание детей в еврейском духе. Сто лет назад в черте оседлости самым радостным и значительным для отца был день, когда, окутав трехлетнего сына в молитвенный талес, он на руках уносил его в хедер. В этот день ребенок приступал к изучению «Алеф-бейс» и отправлялся в путь к вершинам Торы, озаренным светом мудрости, чистоты и благородства. Впоследствии он мог стать ученым или скромным ремесленником, но в обоих случаях, полученные в хедере нравственные критерии, позволяющие ему отличать добро от зла, порядочность и благородство от бесчестия и лжи,– оставались с ним навсегда. С их помощью человек уверенно шагал по жизни, ясно представляя себе цель своих усилий. Он охотно помогал ближним, а в трудную для себя минуту знал, где найти совет.
В бурном двадцатом веке очень многие семьи трагически отошли от Торы и вырастили детей без еврейского мировоззрения, без корней в еврейской нравственности и этике. Упадок еврейского воспитания привел к тяжелым последствиям. Согласно Торе, события во Вселенной, положение вещей в мире и благополучие еврейского народа в особенности зависят от усердия и успеха евреев в выполнении миссии, возложенной на них Творцом. Наше оружие и наша защита – исполнение заповедей Торы, среди которых, быть может, важнейшая и решающая – еврейское воспитание, преемственность поколений. Всякий раз, когда враждебные нашему народу силы активизируются, евреи подвергают ревизии свой образ жизни и–прежде всего – воспитание молодого поколения.
Вот почему в это тревожное время Любавичский Ребе, Рабби Менахем М. Шнеерсон, обратился ко всем евреям мира с призывом радикально улучшить еврейское воспитание детей. Учитывая, что воспринятое ребенком в раннем детстве накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, Ребе делает особенный упор на воспитание маленьких детей. Вместе с тем, подчеркивает Ребе, и взрослый человек, не получивший еврейского образования, остается ребенком в еврействе.
«Сейчас, как никогда ранее,– говорит Любавичский Ребе,– на каждом из нас лежит задача и привилегия содействовать образованию еврейских детей: детей в буквальном смысле этого слова и «детей» – с точки зрения их знаний Иудаизма... Нельзя судить о возрасте человека только по свидетельству о рождении. Убеленный сединами семидесятилетний старик может быть в некотором смысле похож на ребенка, который ползает на четвереньках».
Еврейское образование не заканчивается на школьной скамье. Оно продолжается всю жизнь, ибо главная обязанность человека, если он человек, с каждым днем становиться мудрее и лучше.
Цитируя пророчество Ишайи: «И все твои дети научатся Б-гу, и великий мир снизойдет на твоих детей», Любавичский Ребе призвал всех еврейских родителей дать своим детям образование в духе Торы. Тем самым исполнится первая часть пророчества: «твои дети научатся Б-гу», и ускорится исполнение второй его части: «и великий мир снизойдет на твоих детей».
«Каждый еврейский ребенок без исключения,– говорит Ребе,– обладает мощным потенциалом в изучении Торы, и для этого изучения должны быть созданы все условия».
Евреи! Будущее ваших детей, Торы и Израиля – в ваших руках!
В каком возрасте следует приступать к воспитанию наших детей в духе Торы? Некоторые утверждают, что следует подождать, пока...
Ребенок научится понимать. Многие родители считают, что не может быть и речи о воспитании ребенка, пока он не понимает, чему его учат. Поэтому они откладывают образование детей до семи-восьми лет. Такая точка зрения противоречит мнению мудрейших Талмудистов, которые утверждают, что образование должно начинаться, когда...
Ребенок учится говорить. Как только он начинает складывать первые слова – обычно на втором году жизни– его следует обучить фразе: Тойро циво лону Мойше, мойрошо кхилас Яакойв – «Тору заповедал нам Моше – наследие общины Яакова». Само собой разумеется, ребенок слишком мал и не понимает, что такое Тора, кто такой Моше, кто заповедал нам Тору и что такое община Яакова. Тем не менее он должен выучить эти слова, которые станут первым законченным предложением в его жизни. Но даже и это еще не начало еврейского образования. Оно начинается, когда...
Ребенок еще в колыбели. Современные психологи «открыли» недавно, что и новорожденный в состоянии воспринимать окружающее,– факт, давным давно известный еврейским матерям. Из поколения в поколение еврейские женщины убаюкивали грудных детей, напевая им колыбельную «Рожинкес мит Мандлен», где говорится о ценности и значении Торы. И ребенок, который еще не мог произнести ни слова, уже получал еврейское воспитание! Но все-таки раннее воспитание начинается еще до колыбели. Еврейское образование – Хинух– начинается, когда...
Ребенок еще не родился. Силы, формирующие будущий характер и поведение ребенка, вступают в действие еще до его рождения – когда он развивается в теле матери. Как химический состав питания матери может повлиять на физическое благополучие эмбриона, так и духовная природа ее питания – кошерность пищи – влияет на духовное развитие еще неродившегося ребенка. Согласно Торе, воспитание ребенка начинается до его рождения и...
Даже раньше. Талмуд рассказывает, как группа ученых установила причину необъяснимо анормального поведения одного из детей. Выяснилось, что его мать при зачатии не соблюдала Тахарас Хамишпоха – законов семейной чистоты.
Следовательно, Хинух – это не просто запись ребенка в еврейскую школу после того, как он заучивает наизусть все телевизионные рекламы и его коэффициент интеллектуального развития достигает восьмидесяти процентов. В действительности воспитание начинается гораздо раньше: когда ребенок учится говорить, когда он еще в колыбели, до его рождения и, наконец, в самый ответственный период–до его зачатия – соблюдением законов семейной чистоты.
Современные еврейские родители часто страдают от необузданной распущенности и недисциплинированности своих детей. Тора объясняет нам, в чем главная тому причина: их родители не провели детей через перечисленные выше стадии Хинух...
Осознание приходит постепенно. Тора сравнивает человека с деревом, а праведника, святого человека,– с цветущей пальмой. Наши Мудрецы утверждают: праведник– живет вечно. «Он жив, пока живет его семя». В данном случае слово «семя» означает – «дети, потомки или последователи». Избрав для объяснения этой мысли слово «семя», наши Мудрейшие передали нам идеи и ассоциации, вызываемые этим словом. Одна из них – удивительный процесс развития маленького семени, многократно воспроизводящий родителя: будь то колос пшеницы или плодоносное дерево.
Дать образование ребенку – все равно, что посеять зерно. Но воспитание намного сложнее. Оно скорее напоминает выращивание фруктовых деревьев с особыми свойствами, которые в свою очередь будут воспроизводить себя из поколения в поколение. Чтобы дать нашим детям подлинно еврейское образование, нужно затратить очень много времени и усилий.
Другая мысль, которую передает нам Талмуд, используя слово «семя»,– мысль о заботе, необходимой молодому растению или семени в период роста, и о том, что дополнительные усилия, затрачиваемые в эту пору, в конечном счете вознаграждаются.
Если сделать зарубку на зрелом дереве, порез не распространится и поврежденным останется только то место, где ударил топор. Но одна царапина, нанесенная на семя до его посадки, способна деформировать все дерево.
Если взрослый человек при каких-то обстоятельствах, упаси его Б-г, идет на компромисс в исполнении Мицвойс вполне возможно, что устои и привычки, заложенные с ранних лет, одержат верх и он вернется к полному соблюдению Торы. Ребенок же, воспитанный в духе компромисса, будет навсегда лишен чувства естественного стремления к Торе. «Царапина» на его душе может углубиться и привести к духовному увечью...
Вручая Тору народу Израиля, Вс-вышний потребовал поручительства тому, что евреи будут изучать и выполнять ее законы.
В Мидраше сказано, что первыми поручителями, которых выдвинул народ, были наши праотцы – наши родители. Но Вс-вышний отклонил такую гарантию, сказав: «Ваши поручители сами нуждаются в поручителях»– т.е. не лишены недостатков.
Один из таких недостатков можно легко подметить, наблюдая отношение взрослых детей к своим родителям.
Да, мы относимся к ним с уважением и почтением и даем им все, что в состоянии дать. Мы стараемся, чтобы рядом с их домом была красивая синагога и чтобы у них было место для изучения Торы. Но когда отец высказывает свое мнение относительно Торы и просит сына соблюдать субботу, когда отец объясняет сыну жизненную важность Торы и ее заповедей, когда отец утверждает, что священные заповеди так же важны в «новом мире» – Соединенных Штатах, как и в «старом мире» – в Синайской пустыне,– сын не желает слушать.
Такие сыновья могут с уважением отнестись к просьбе отца: дадут ему деньги на благотворительные цели или даже пожертвуют по выбору отца на любую Иешиву, но когда дело доходит до отцовских наставлений в Торе, сын говорит: «Занимайся собственными делами, оставь меня в покое и не указывай мне, как себя вести. Я – современный еврей, я живу в Америке двадцатого столетия и пытаюсь приспособить к ней Иудаизм и Шулхан Арух (свод еврейских законов). Как может современный еврей жить по законам, установленным три тысячелетия назад для примитивного племени, странствовавшего по пустыне?»
Родители, к которым так относятся их собственные дети, не могут быть надежными поручителями – Б-г не примет их.
Более того: поручители, воспитавшие детей с подобным складом мышления, в свою очередь воспитаны негармонично.
Если бы их родители обучали их Торе надлежащим образом – с истинной верой и преданностью – дети сохранили бы такую же искренность и преданность Торе, поскольку эти качества могут быть переданы только личным примером.
Но родители, обучающие детей Торе в духе рационалистического подхода, не могут ожидать от них преданности Торе. Если Тора и Идишкайт всего лишь предмет в общем расписании занятий, приравненный к любому другому предмету, ребенок начинает читать Тору рационально и беспристрастно. «У тебя,– скажет он позднее отцу,– были определенные взгляды на жизнь, и ты поступал в соответствии с ними. У меня свои взгляды – я хочу вести себя иначе. Ведь это ты учил меня, что любая вещь, включая Тору, подлежит рациональному анализу».
Такие родители «сами нуждаются в поручителях». Их преданность учению Торы была недостаточной для внушения ребенку доверия к Иудаизму.
Как известно, мы предложили Вс-вышнему поручителями наших детей, и эта гарантия была принята, потому что мы сказали: «Посмотри, как мы учим наших детей, и Ты увидишь, что нам можно доверить Тору».
Заботливый отец всегда желает, чтобы его дети были лучше, чем он сам. Если у него есть какие-то недостатки, он винит в этом других, винит в этом Вс-вышнего, даже винит в этом немного себя, но делает все от него зависящее, чтобы эти недостатки не перешли к его детям.
Каждый отец, достойный этого имени, желает, чтобы в детях не повторились его страдания. (Мы не говорим об аморальных родителях, которые разрывают семейные узы и считают, что их внутренний мир – это вся вселенная, а дети – обуза). Настоящие родители готовы пожертвовать всем для детей: они беспокоятся о них больше, чем о самих себе; они не останавливаются перед расходами и трудностями в стремлении дать ребенку образование, даже если сами неграмотны.
Несомненно, что истинное представление отца о самом себе отражается в его честолюбивых стремлениях по отношению к ребенку. По каким-то причинам человек не достигает поставленных перед собой целей или вожделенного положения в обществе, но он сделает все возможное, чтобы этих целей или такого положения добились его дети. Честолюбивые планы отца в отношении сына позволяют понять честолюбие, заложенное в нем самом. И если отец искренне учит сына Торе, можно не сомневаться– он желает познать ее сам.
Когда еврейский народ предложил своих детей поручителями и обратился к Б-гу с просьбой считать этих детей евреями, изучающими и соблюдающими Тору в любом аспекте жизни, – Вс-вышний убедился в искренности его стремлений. Он принял таких поручители и дал им Тору.