Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Переступающий границы времени

Переступающий границы времени

Из посланий Любавичского Ребе Рабби Менахема Мендла Шнеерсона

Десять дней от Рош Ашона до Йом Кипур выделены в году как дни раскаяния, ибо в это время оно наиболее осуществимо, действенно, и влияние его распространяется на все дни нового года.

В это время в еврейской общине преобладает дух раскаяния–тшува. И святейший день Йом Кипур становится высшей точкой начала нового года тем, что ставит тшува в центр жизни еврея.

Что же такое тшува—-– величайшая из сил, которой Создатель одарил еврея?

Мицва тшува разделяется на две части: искреннее раскаяние в плохих поступках, совершенных в прошлом, и непоколебимая решимость не оступиться в будущем.

К чему приводит тшува! Слово тшува на иврите означает «возвращение», и это подсказывает, что цель тшува – возвращение каждого к прежнему, непорочному состоянию, в котором он находился до совершения греха. Тшува дает раскаявшемуся возможность «ожить», вернуть по Его милости благоволение Б-га и быть любимым Им, как до греха. Когда покаяние совершается искренне и до конца, у раскаявшегося есть надежда на будущее без недостатков – и в поступках, и в словах, и в мыслях.

Особая сила тшува, чудо тшува в том, что искреннее раскаяние способно стереть пятна на прошлом, т. е. тшува. обладает силой обратного действия. Хотя прошлое уже неподконтрольно человеку, Б-г, переступающий границы времени с такой же легкостью, как и другие ограничения, наделил тшува особенными и чудесными качествами. Благодаря им у человека появляется власть над прошлым. С по-мощьою этой особой силы человек способен не только нейтрализовать, сделать недействительным свое прошлое, но и обратить его в противоположность–сделать положительным. Во время тшува совершенные злодеяния и духовное падение могут привести человека в такое горестное состояние, когда он с необычайным усердием предается изучению Торы и молитвам. И поскольку именно прегрешения привели его к величайшему стремлению к Б-гу, теперь они считаются «как даже если бы они были заслугами».

Два чувства заложены в тшува. Вместе с отчаянием, которое человек ощущает, он должен испытать и счастье, потому что тшува, как и каждая мицва,– осуществление Святого Повеления и должна выполняться радостно. К тому же сама сущность тшува –в одновременности отчаяния и радости: возникающие отчаяние и злость на порождения «животной души» человека, которые принизили и сделали его грешным, сливаются с радостью раскаяния и осознанием своей «Б-жественной души», возвращающейся к Твор-«>’•••

В день Йом Кипур Вс-вышний особенно близок–так наши Мудрецы истолковывают слова «Ищите Вс-вышнего, когда Он есть (раскрывает себя), взывайте к нему, когда Он близок», связывая их с периодом Десяти дней покаяния.

К сожалению, по различным причинам воодушевление этих дней не всегда используется в достаточной мере. Нередко после окончания Трепетных Дней воодушевление исчезает, не оставляя заметных перемен в повседневной жизни еврея. А там, где нет улучшений в индивидуальной жизни, нет и не может быть изменений в жизни общественной.

Это объясняется тем, что духовное пробуждение и воодушевление Трепетных Дней бывают направлены не на себя, а на дела, связанные с другими. К сожалению, благоприятные для перестройки дни нередко служат поводом для выражения озабоченности мировыми проблемами и выпуска «посланий», которые никого конкретно не затрагивают. Такие обращения «удовлетворяют» каждого, потому что не включают в себя никого. Подобные проблемы, как правило, неподконтрольны тем, кто говорит о них, но озабоченность ими–удобное оправдание, позволяющее отвлечься от себя, от самонаблюдения и переоценки своей жизни, т.е. именно той сферы, где личные решения могут быть истинно действенными.

Надо надеяться, что в будущем, с Б-жьей помощью, каждый еврей полностью использует преимущества воодушевления Трепетных Дней не в направлении общемировых и национальных проблем, а в личном отношении к призыву этих дней. Этот призыв – Святое повеление: «Сделайте Меня Повелителем над вами!» Мы должны принять Верховную власть Б-га как нашего Повелителя. Это вызывается тшува (возвращением), тфила (молитвой) и цдока (благотворительностью)– и все это должно начинаться внутри нас и лишь затем распространяться в кругу семьи, в общине и окружающем мире…

В эти духовно особые дни все, что может связать с Вс-вышним, ближе, легче и достижимее, чем в остальное время года. И хотя еврей постоянно должен представлять себе, что «Вс-вышний передо мною» (а так как главное – действие, это должно выражаться и в конкретном действии, что позволяет принять благословение Вс-вышнего: «И благословит тебя Вс-вышний во всем, что ты будешь делать»),– в силу особого духовного значения этих десяти дней одно и то же действие позволяет достичь гораздо большего, чем в иное время, а если еще умножить усилия, то легко себе представить, как увеличится результат.

Эти дни имеют еще одну особенность. Многое из достигаемого в обычное-время лишь при общем собрании многих людей в эти десять дней покаяния достижимо усилиями одного. И не только при молитве, но и при выполнении любых добрых дел и заповедей.

Потому десять дней до Йом Кипур – время, когда необходимо напоминать каждому, пробуждать в каждом желание использовать эти дни на все большее количество добрых дел. И прежде всего на заповедь любви к ближн?-му–«основу Торы», объединяющую всех евреев, на изучение Торы, молитву и оказание помощи, причем последнее обобщает в себе все остальные заповеди.

Основа духовного служения еврея, по отношению к самому себе и по отношению к своему окружению, выражена великим правилом Торы: «Люби ближнего своего, как самого себя». Смысл этой заповеди – любить евреев, каждого еврея, каким бы он ни был и где бы он ни был, любить, как самого себя, как часть самого себя, видеть в другом плоть от плоти и кость от кости своей, будто он — одно с тобой тело.

Есть еще один смысл в выражении «как самого себя»: каждый любит себя, зная собственные недостатки, «любовь (к самому себе) покрывает все грехи»; сознавая свое несовершенство, человек все же заботится о своих нуждах, материальных и духовных, отдает этому много сил, энергии – точно так же следует относиться и к другим евреям.

Каждый знает истину в отношении собственных недостатков, но никто не знает, что на душе у другого, и потому так легко ошибиться в оценке ближнего.

Да будет воля Вс-вышнего, чтобы это духовное служение, проникнутое все возрастающей силой жизни и светом, умножило благословения Того, чье Имя благословенно!

Да будет каждому добрая запись и подпись на новый год, несущий добро и благословение нам и всему Израилю!