И проговорил Всесильный всё эти слова – леймор

В рассказе о даровании Торы сказано: «И проговорил Всесильный всё эти слова – леймор» (Шмот, 20:1). Последнее слово, леймор, оз­начает «чтобы сказать». Всюду, где оно встречается в Торе, это зна­чит, что Всевышний велит Моше пересказать Его слова сынам Изра­иля, которые не слыхали, как Всевышний сказал это Моше. Но здесь, во время дарования Торы, все евреи присутствовали и слыша­ли слова Всевышнего – чтобы тогда означает здесь слово леймор!

Невозможно сказать, что это обращено к грядущим поколениям, потому что при даровании Торы присутствовали души всех евреев, сколько их будет до скончания света (Шмот раба, 28:6).

Межеричский Магид дает такой ответ: суть дарования Торы в том, чтобы притянуть Десять заповедей Торы в Десять речений, ко­торыми сотворен мир, – как толкует «Зогар» (ч. 3, 116) стих Торы: «Десять, десять в каждой ложке священных шекелей» (Бемидбар, 7:86) – что Десять речений равноценны (шакулъ) я соответственны Десяти заповедям. Вот поэтому-то и сказано: «И проговорил... чтобы сказать» – чтобы «и проговорил», т. е. Десять заповедей, притянуть в «чтобы сказать», в Десять речений.

Что это означает в плане служения Всевышнему? Что свет То­ры (Десять заповедей) должен светить во всем, что связано с этим миром (Десять речений). Должно быть не так, как это думают неко­торые: что, мол, Тора – это одно, а мир – это другое, и они друг с другом не связаны. Будучи в сфере Торы, такой еврей ведет себя, как еврей, верный Торе, а выйдя в мир, начинает вести себя согласно понятиям «мира». Нет, от него требуют, чтобы все его интересы – в том числе и светские – были освещены светом Торы, соответствова­ли понятиям Торы.

Речь, конечно, не идет о том, что Тора запрещает: что запрещено – то запрещено. Но даже в разрешенных, чисто мирских делах руко­водствоваться необходимо не светскими понятиями, не быть «сам се­бе хозяин», но следовать только указаниям Торы.

Это тоже имеет в виду Писание в следующем стихе: «Стала сле­за мне хлебом и днем, и ночью, когда говорили мне целый день: «Где же твой Б-г?!»» (Тегилим, 42:4). Человек столько перенес, что слезы заменяют ему хлеб, – как известно, когда человек глубоко огорчен, он не чувствует голода. И дальше: целый день у него спрашивают -вопрошают свыше: «Где же твой Б-г?».

«Твой Б-г», Элогеха – т. е. сила твоя, жизнь твоя (см. Щулхан арух, разд. Орах хаим, гл. 5). И кто же твой Б-г – Гавая Элогеха (Шмот, 20:2). Имя Гавайе указывает на то, что Творец выше времени и пространства и вообще выше сотворенного мира, и вот Он – дол­жен быть Элогеха, т. е. сила твоя и жизнь твоя. Десять заповедей начинаются со слов: «Я – Гавая Элогеха»; местоимение «Я» указы­вает на Б-жественную сущность, не выразимую ни словом, ни име­нем, ни буквой, ни даже «шипом» с которого начинается в священном шрифте буква «йод», – вот она должна быть Элогеха, твоя сила и твоя жизненная энергия.

И вот это-то требуют от него целый день: где же Элогеха, твой Б-г?! Где твое ощущение, что «Я – Гавая Элогеха», которое у тебя должно сохраняться целый день?!

То, что это ощущение есть во время молитвы, во время изучения Торы, на хасидском фарбренгене, наконец, – этого мало. Не таково намерение Всевышнего. Если бы дело было только в этом, то все это прекрасно могло бы остаться на небесах, в среде ангелов и душ. Наме­рение Всевышнего, для осуществления которого Он спускает Б-жест­венную душу на землю, – чтобы она работала с телом и животной ду­шой, вычищала их и освящала (потому что сама-то она совершенно не нуждается ни в каком усовершенствовании). И вот от еврея тре­буют, чтобы целый день – и когда он ест, и когда пьет, и когда рабо­тает, и когда разговаривает с другими людьми – у него сохранялось ощущение Элогеха. То самое, которое он постиг и почувствовал во время молитвы и во время изучения Торы.

Из беседы в субботу Микец, 5713 (1952) г.

Некоторые утверждают, что учение хасидизма – это нечто «тайное», и потому его не следует изучать (упаси Б-г). Вот ответ на это. Во время дарования Торы Израилю была дана вся Тора, целиком – как «открытая Тора», так и «сокрытая», и как раз «открытая Тора» то­гда была «сокрытой»! Как известно, в Десяти заповедях – 620 букв, _ что намекает на 620 заповедей: 613 заповедей Торы и 7 заповедей мудрецов. Так что в Десяти заповедях содержатся все заповеди – но в скрытом виде, на уровне намека. Наоборот, скрытое содержание Торы (относящееся к аспекту Кабалы) тогда было совершенно яв­ным, открытым: все сыны Израиля воспринимали Маасэ Меркава (знания Кабалы, относящиеся к проявлениям Б-жественного в мире и сообщающие сведения о тех уровнях Б-жественного, которые в мире не открываются) своими глазами!

Из беседы в праздник Шавуот, 5713 (1953) г.

Запись опубликована в рубрике: .