Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Жизнь – это мегила

УРОК МЕГИЛЫ

Каждое слово, каждое выражение в Торе абсолютно точны, в них нет ничего лишнего. Воплощенная воля Б-га, Тора в каждом своем слове каждой из книг таит бездонную многозначность, откуда мы имеем возможность черпать познания, применимые к нашей повседневной жизни.

Самые священные после пяти книг Моисея книги Священного писания, в том числе Мегилас (Свиток) Эстер, занимают особое место. Рабби Моше бен Маймон (Рамбам, Маймонид) в своем классическом Кодексе еврейского закона отмечает, что из всех библейских произведений, написанных после Пятикнижия Моисея, лишь Мегилас Эстер сохранит свое значение и после прихода Мошиаха. Если это так, то Мегила должна нести в себе поучительные уроки, относящиеся к любому времени, включая и наше.

Захватывающее повествование общеизвестно. Злоумышленник Оман, назначенный царем Персидской империи Ахашверошем на должность главы правительства, убеждает царя подписать указ об уничтожении всех евреев, мужчин, женщин и детей, во всех 127 провинциях империи. Царица Эстер, еврейка, узнавшая об указе от своего двоюродного брата Мордехая, с риском для жизни добивается его отмены. Оман и враги еврейского народа терпят поражение, Мордехай становится главой правительства. С тех пор мы отмечаем веселый и радостный праздник Пурим.

Однако, если рассматривать ситуацию более внимательно, можно увидеть, что начало и окончание повествования Мегилы как бы не соответствуют его главной теме. Пространное описание во всех подробностях величия империи, рассказ о полугодовом пиршестве, устроенном царем для своих вельмож и министров, и многих других увеселительных мероприятиях выглядят излишними для понимания смысла истории праздника. Такими же представляются и последняя короткая глава, описывающая, какими налогами были обложены разные края империи, а также тот факт, что все подробности властвования царями выдвижение. Мордехая занесены в царские хроники Персидской империи.

Помимо установления связи этих мест повествования с основной темой, нам следует извлечь из них урок, который мы могли бы незамедлительно использовать в нашей жизни. Такой урок должен быть легко доступен даже детям, поскольку они согласно еврейскому закону активно участвуют в чтении Мегилы (шумно реагируя на каждое упоминание Омана). Как отмечает Маймонид, такой урок во все времена сохранит свое значение.

Годы человека

Начать поиск ключа к пониманию этого урока мы можем с общих размышлений о нашем существовании. Очевидно, что Б-г создал человека для некоей цели, тем не менее жизнь каждого из нас заполнена мелкими заботами. По мере того как мы делаемся старше, они чаще всего выглядят пустой тратой времени.

Мы осознаем, насколько наши детские заботы были оторваны от истинных ценностей и, разумеется, никак не отвечали той великой цели, ради которой Г-сподь создал нас. Если мы честны, то должны признать, что все это столь же справедливо и в отношении большей части нашей взрослой жизни. Учеными подсчитано, сколько лет нашей жизни расходуется на такие чисто земные дела, как принятие пищи и сон, одевание, чистка зубов и завязывание шнурков, поездки на работу и с работы. Никто не возьмется утверждать, что ради какого-то из этих занятий мы были сотворены.

Ясно, что все это лишь приближает нас к концу. Все эти занятия имеют значение настолько, насколько они позволяют нам использовать собственный интеллект и характер для выполнения более высокой цели, для нашего собственного блага и благоденствия всего окружающего нас. С другой стороны, поскольку Творец в Его беспредельной мудрости создал нас такими, что мы вынуждены тратить столь много времени на внешне незначительные дела (даже если мы стремимся ограничивать себя в этом), даже они должны обрести какую-то значимость в определении цели нашего существования.

ЕДИНАЯ НИТЬ ГАРМОНИИ

Поразительная гармония, доминирующая в мире природы, – явление, поражающее каждого исследователя.

Взять, к примеру, атом – мельчайшую самостоятельную частицу мироздания. Сам он включает в себя более мелкие частицы – протоны, нейтроны, электроны, которые удивительным образом взаимодействуют между собой. Только тогда, когда все эти частицы находятся в гармоническом сочетании друг с другом, атом является цельным.

Тело человека состоит из миллиардов подобных атомов, миллионов клеток, тысяч километров кровеносных сосудов и нервных волокон, сотен различных органов с конкретными функциями. И все они сосуществуют и гармонично взаимодействуют друг с другом. Даже человек возвышенных понятий нуждается в прозаических ногах, позволяющих ему отправиться к мудрому учителю, чтобы услышать от него высокие суждения; сами ноги предохраняет от неверного шага и вытекающих отсюда повреждений предусмотрительность, рожденная разумом. Точно так же взаимодействуют все части тела, что помогает человеку оставаться здоровым и способным выполнять поставленные перед ним задачи.

Рассматривая сложнейший механизм, состоящий из миллионов деталей, мы понимаем, что задумать и построить его мог лишь опытный специалист. Чем сложнее механизм и разнообразнее его функции, тем более талантливыми были его проектировщики и строители. Если это так, то и организм человека с миллиардами составляющих его частиц, взаимодействующих в такой гармонии, подчинен тому же принципу.

Насколько это справедливо для скромного мира человека, настолько это должно быть справедливо для огромной вселенной. Ученому видна, казалось бы, неправдоподобная гармоничность вселенной, в которой все построено на том же принципе. Подобно тому как миллиарды атомов осмысленно и гармонично взаимосвязаны в организме человека, и мир с его пятью миллиардами человек, многочисленными животными, растениями и полезными ископаемыми – все это в каждом отдельном случае содержащее миллионы атомов – построен удивительно упорядоченным образом.

Порой, однако, мы сталкиваемся с фактами, которые внешне не вписываются в установившийся порядок вещей. Они как бы нарушают гармонию, столь привычную для нас при взгляде на мир.

Тем не менее следует признать, что и это все -составные части миропорядка. И только наш ограниченный разум не позволяет нам пока осознать, какое место им отведено в гармоническом порядке.

Будучи способными понять назначение 99% составных частей сложного механизма, мы не спешим делать вывод, что от остальных деталей можно отказаться Легко себе представить, что мысль изоб– -ретателя, нашедшая воплощение во всех частях данного механизма, предусмотрела и эти детали. Вот почему, когда нам не удается установить назначение какой-то части тела, мы должны допустить, что это происходит из-за ограниченности нашего разума.

Соответственно в окружающем нас мире мы наблюдаем, как мириады взаимовлияний и живых существ гармонично взаимодействуют друг с другом. Исключений известно немного, и можно предположить, что они также являются плодом замысла великого Создателя и Творца. Неясности, возникающие в этих случаях, указывают лишь на ущербность наших способностей воспринимать картину во всей ее целостности. ^^,

По-видимому, это относится и к повседневным мелким делам, которым мы отдаем большую часть нашей жизни. Каким-то образом они должны быть связаны с высшей целью, ради которой мы созданы; каким-то образом они вписываются в гармонию миропорядка.

ВСЕ ЯВЛЯЕТСЯ УМЕСТНЫМ

Это именно тот урок, который мы можем извлечь из Мегилас Эстер. Начало и конец ее могут показаться никак не связанными с основной темой, подобно тому как годы нашей юности и более зрелого возраста, будто бы, не слишком соответствуют высокой цели жизни. В конечном же счете каждая деталь, какой бы отвлеченной она ни представлялась, имеет отношение к основной теме.

Начав с детального описания всевластия Аха-швероша, того, как он управлял 127 провинциями Персидской империи, как был признан всеми вельможами и министрами империи, Мегила создает фон для последующего повествования, помогая нам постичь всю опасность подготовленного Оманом указа об уничтожении евреев. Поскольку империя охватывала весь известный людям мир, вне ее границ не оставалось какого-либо убежища. Таким образом, указ являлся реальной угрозой самому существованию еврейского народа.

Важный урок, касающийся миссии нашего народа, дает нами заключительная глава. Мордехай не был удовлетворен празднованием избавления евреев от уничтожения. Его положение второго человека в крупнейшей «супердержаве» обеспечило ему ниспосланную с Небес возможность уггучшить жизнь миллионов людей. Он незамедлительно воспользовался преимуществами своего положения для установления мира и спокойствия в империи.

Для достижения этой цели необходимо было утвердить среди всех граждан, представителей различных этнических групп сознание того, что все они являются равноправными участниками построения более совершенного общества. Никто не должен быть просто потребителем, не должен пользо-ваться плодами чужого труда, ничего не давая взамен. Все должны ощущать необходимость сотрудничать друг с другом, улучшая жизнь на этих землях. Чтобы каждый проникся чувством сопричастности, внося свою лепту в общее дело, Мордехай наложил подать на все земли империи.

Это апогей истории Пурима, указывающий, как живущим по законам Торы евреям следует подходить к своей роли в обществе. Недостаточно быть честным при ведении дел, как того требует Тора. Важно осознать потребность конструктивно участвовать в улучшении жизни всех людей. Это является и подготовкой к эпохе после прихода Мошиаха, когда общество очистится от бесчестности, распрей и все будут трудиться на общее благо.

ЖИЗНЬ – ЭТО МЕГИЛА

Какой же урок все это может нам дать?

Начало и окончание Мегилы на первый взгляд не связаны с основной темой, хотя играют в ней определяющую роль. Аналогичное мы наблюдаем и в жизни, ибо Мегила зеркально ее отражает. Любой случай, опыт, относящийся к прожитым годам, по существу играет большую роль в формировании нашей личности, самыми разнообразными способами влияя на нашу жизнь. Порой нам приходится неожиданно задумываться над тем, почему нечто, казавшееся ранее несущественным и случайным, позднее воспринимается как имеющее жизненно важное значение.

Это опровергает мнение некоторых родителей, будто не имеет значения, что делают дети в первые годы своей жизни. Наша Тора требует, чтобы даже маленькие дети получали кошерную пищу. Она также предостерегает нас от того, чтобы говорить ребенку так называемую белую неправду, даже если это представляется благим делом. Урок Мегилы состоит в том, что каждая мелкая деталь жизни ребенка – это одна из важнейших частиц, формирующих личность человека, и неверный шаг родителей или учителей может причинить непоправимый вред доверенному им юному существу.

Популярный учебник приводит рассказ о мальчике, который по дороге из школы домой покупает себе пирожки. Покончив с одним, он все еще ощущает голод и покупает второй. Однако голодные спазмы продолжют его мучить, и он покупает третий пирожок. Но и тогда его не покидает чувство голода. Он покупает булочку и ощущает, что нако-нец сыт. « Как глупо было тратить столько денег на пирожки, – размышляет мальчик. – От пирожков не делаешься сытым. Только от булочек. Надо было сразу купить булочку, а не пирожки!»

Разумеется, мальчик не понял, что утолил голод с помощью булочки лишь потому, что до этого съел три пирожка. Жизнь сродни этим пирожкам. Она являет собой спрессованный опыт, впитавший множество случаев и ситуаций, ставших строительным материалом для формирования личности человека.

Многие люди заканчивают различные курсы, неоднократно меняют род занятий, переезжают с места на место, прежде чем найдут то, что их устраивает. Они (или их близкие) нередко сетуют, что потратили столько времени на поиск. На самом же деле результат оказался возможным лишь благодаря обретенному опыту, который и позволил сделать правильный выбор. Вряд ли в ином случае, без поиска, они сочли бы его таковым.

Мириады ситуаций на протяжении нашей жизни, влияя одна на другую, прямо или косвенно участвуют в формировании человеческой личности, делая каждую уникальной.

Каждый уникален

Это один из путей, ведущих к пониманию того, почему всем евреям следует выполнять одни и те же мицвойс, многие из них ежедневно, на протяжении всех поколений. Поскольку у каждого еврея собственный жизненный опыт, на базе которого создалась уникальная личность, для каждого мицвойс обладают уникальной ценностью в том миропорядке, что ;»а*-гслил Вс-вышний. Возможно, это одна из причин, почему Талмуд рассматривает каждого человека как «завершенный мир». Так как жизненный опыт человека породил уникальную индивидуальность, которая прежде не существовала и никогда существовать не будет, его мицвойс никогда ранее не выполнялись именно таким образом и никогда впоследствии не будут выполняться именно так.

Вот почему, мы должны обратиться к другим евреям, показать им не только красоту самих мицвойс, но и неповторимую красоту, свойственную каждому человеку при их выполнении. Б-г ожидает мицвойс не только от Моисея или Маймонида, но и от любого из нас.

Это и является, уроком Мегилы. Даже внешне не связанные между собой события и случаи играют важную роль в создании общей картины. Наблюдая в окружающем мире какие-то несоответствия, якобы выпадающие из гармонического порядка, который мы хотели бы видеть, необходимо понять, что на самом деле они являются частями общей картины, подобной гигантской головоломке. Если не всегда мы способны это увидеть, то виной тому лишь наша ограниченность.

Поскольку жизнь – это Мегила, каждый ее миг имеет огромное значение. И наша задача -обнаружить истинную ценность каждой мелочи, возвышая нашу жизнь до уровня истинной Мегилы, знаменующей торжество сил добра в мире, несущей физическое и духовное спасение всему человечеству.