Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

«Из теснин воззвал я к Б-гу...»

Из посланий Любавичского Ребе

Дни наших постов, как и наши праздники, не только напоминают о давно минувших днях. Они имеют также глубоко поучительный, всегда актуальный смысл. Наши посты и праздники никогда не «устаревают».

17-е Тамуза и 9-е Ава связаны с трагическими событиями в истории еврейского народа. 17-го Тамуза был захвачен врагами Иерусалим, а 9-го Ава – разрушен святой Иерусалимский Храм и народ уведен в изгнание.

В эти дни мы неизбежно задумываемся над причинами, приведшими к этим несчастьям. 17-го Тамуза народ Израиля совершил тяжкий грех служения золотому тельцу. Из-за этого Моше разбил Скрижали, на которых были записаны Десять Заповедей. 9-е Ава – день, когда народ проявил недостаток веры в Б-га, получив неверный отчет разведчиков о Священной Земле. В этой критической ситуации евреи не осознали, что Б-г, Создатель Мира, способен выполнить свою волю независимо от обстоятельств.

Мы должны понимать, что наше благополучие зависит от приверженности Торе и ее заповедям. «Я – Б-г, Всесильный твой… да не будет у тебя других богов». Каждый из нас должен постоянно помнить: Б-г – единственный властелин земли и неба, лишь Он посылает нам благополучие, когда мы того заслуживаем.

Мы живем в тревожном и яростном мире, особенно если вспомнить последние события, касающиеся евреев. И хотя мы знаем: все в этом мире управляется Создателем Вселенной и «сердца королей и министров в руке Б-га», однако следует прикладывать и собственные усилия, создавая тем самым «одеяние», в которое нисходит благоволение Б-га, как Он пожелал и как сказано: «И благословит тебя Б-г, Всесильный твой, во всех твоих поступках». Отсюда встает основное, и оно необходимо немедленно – нужно усилить связь со Вс-вышним, «Стражем Израиля», а это зависит от каждого.

Обязанность и высокая честь, дарованная каждому еврею,–усилить в меру сил и способностей изучение Торы и особо тщательно исполнять Его заветы. И делать все от нас зависящее, чтобы как можно большее число евреев учили Тору и соблюдали заповеди.

Если это будет исполнено, усилится наша связь со Вс-вышним и мы увидим воочию, что «не дремлет и не спит Страж Израиля». Тогда «падет на них страх и боязнь», и устрашатся враги Израиля и будут остерегаться евреев.

Об этом говорится – очень ясно и точно – в Великой Книге нашего народа, которая служит повседневным путеводителем каждого еврея: «Если вы по уставам Моим будете поступать и заповеди Мои будете соблюдать… водворю Я мир в стране… и буду ходить среди вас… и буду вести вас с поднятой головою».

Соблюдение Мицвойс должно приносить ощущение радости, поскольку сказано: «Служите Б-ry с радостью». Исполнение Его заповедей не должно и не может приводить к унынию, наоборот, оно должно создавать живой и светлый настрой и крепить надежду евреев на полную безопасность. Следует подчеркнуть, что «не дремлет и не спит Страж Израиля»,– это не праздный разговор о надеждах на безопасность для успокоения евреев, а твердая убежденность в охране Стражем Израиля всех евреев – и на Святой Земле, и в диаспоре.

Есть немало скептиков, которые говорят: каким это образом мои личные действия коснутся всех евреев? Разве может один человек сотворить великое – спасти и себя, и многих?

Следует напоминать им закон Рамбама: «Каждый еврей должен постоянно думать, что половина у него достоинств, а половина провинностей. Также и в целом мире– половина заслуг и половина вины… Если исполнил он одну только мицву, то сразу перевесил и себя, и весь мир в сторону заслуг и тем самым посодействовал себе и другим в избавлении и спасении».

Закон Рамбама безупречен для каждого: одной только мицвой, выраженной действием, словом, мыслью или даже побуждением к ней ближнего,– еврей приносит спасение и избавление себе и всему миру.

Если мы будем жить по этим принципам, мы можем уверенно ожидать исполнения предсказания пророка Захарии: «Пост четвертого месяца (Тамуз) и пост пятого месяца (Ав)… станут для евреев днями веселья и радости» (Захария, 8:19).

И да исполнится в каждом из нас сказанное: «Из теснин воззвал я к Б-гу, ответь мне простором, Б-же!» – простором во всех отношениях, и обратятся дни эти в радость и веселье – с пришествием праведного Мошиаха в самом ближайшем будущем.