Время нашей радости

Время нашей радости

Из посланий Любавичского Ребе Рабби Менахема Мендла Шнеерсона

Праздник Симхас Тойра отмечает завершение еженедельных чтений Торы в течение года. В этот день мы читаем заключительную часть Торы и опять начинаем Берейшит (начальную ее главу). Однако и праздник Швуэс посвящен Торе, ее получению на горе Синай. Почему же на Симхас Тойра мы должны радоваться нашей Великой Книге больше, чем на Швуэс?

Во времена передачи Торы еврейский народ достиг высшей точки духовного совершенства. Евреи получили первые скрижали как святые, совершенно праведные, очищенные от следов греха. Некоторое время спустя, после совершения тяжкого греха поклонения золотому тельцу, евреи стали Баалей Тщува – искренне раскаивающимися и сокрушающимися людьми. И только тогда получили вторые скрижали.

Первые были даны им среди молний и грома, когда сотрясались небеса и земля, но были непрочными и вскоре разбились из-за поклонения золотому тельцу. Вторые были даны на Йом Кипур, в тишине и покое, символизируя тем самым спокойную искренность Баал Тшува, искренность, которая подлинна, вечна, нерушима и пронизывает ум, сердце и каждый день жизни еврея.

И вторые скрижали сохранились,

Именно поэтому мы больше радуемся на Симхае Тойра, которая празднуется сразу после Йом Кипур – Дня Искупления, дня раскаяния перед Вс-вышним.

«Благословение и прощение, которых жаждут в Трепетные Дни и о которых просят Всемогущего торжественной молитвой и серьезнейшим раскаянием,– сказал однажды Любавичский Ребе Рабби Иосиф Ицхак Шнеерсон,– могут быть достигнуты на Симхас Тойра в радостном настроении, в танце с Торой».

В день Симхас Тойра все евреи, от лидеров и старейшин до простых людей, становятся равными, Это время не предназначено для изучения Торы. Это время, невзирая на разницу в образовании, пуститься в пляс и радоваться Торе. Свиток ее не развернут в определенном месте, а заключен в футляр, и еврей танцует со всем его содержимым. Еврей соединяется с Торой в такой степени, что становится ногами танцующего Свитка Торы – очеловеченной Торы. Это период нашего (евреев и Торы) ликования, когда Тора радуется еврею так же, как еврей Торе, и все евреи, независимо от положения и жизненного опыта, могут принять участие в Симхе.

На первый взгляд удивительно: на Симхас Тойра евреи всего мира собираются веселиться с Торой – с той, что предписано изучать «день и ночь!» Но если бы Симхас Тойра отмечали изучением или даже чтением Торы, это подчеркнуло бы разницу между евреями –между ученым и необученным. В танце же вес мы, от величайшего из великих до простейшего из простых, радуемся вместе и на равных.

В толпе танцующих будут и те, кто не знает, кто такой Всемогущий и что такое Его Тора,– они знают только, что Б-г и Его Тора драгоценны, что нет ничего более ценного во всем громадном мире, и это понимание вызывает безграничную радость в груди любого еврея.

Когда мы танцуем со свернутыми свитками Торы, ее содержание невидимо, мы как бы не знаем, что в ней, но ощущаем только, что она бесконечно ценна, и поэтому веселимся с ней вместе, как равные наследники сокровища Б-га и его благосклонности.

Запись опубликована в рубрике: .