Значение освобождения
... Приближается праздник освобождения, когда мы мысленно возвращаемся к великому событию, происшедшему на заре нашей истории. Тогда евреи были выведены из Египта, чтобы обрести Тору уже как освобожденный народ.
Память и воображение позволяют ассоциировать себя с тем или иным событием прошлого и снова пережить чувства, которые испытали в момент этого события. Мы лишь физически ограничены во времени и пространстве, а мысленно можем переноситься в безграничную даль, и чем выше наша духовность, тем больше способность приблизиться к прошлому, испытать его воздействие, воспринять то, о чем оно напоминает и на что вдохновляет.
Способность помнить – это достижение духа. Комментируя стих «И эти дни будут памятны и празднуемы» (Книга Эстер 9:28), мудрецы говорят,что всякий раз, когда вспоминаются эти дни, они снова воспроизводятся на небесах. Б-жественное благоволение, сотворившее эти чудеса в прошлом, пробуждается снова, когда мы предаемся воспоминаниям.
Вот почему нас учат помнить об избавлении из египетского плена во всех поколениях и в любой день. Вот почему каждый еврей должен смотреть на себя так, как если бы он именно сегодня был выведен из Египта. Ибо каждый день он лично должен «выходить из Египта», т.е. бежать от искушений и препятствий, которые его физическая сущность ставит на пути его духовной жизни.
Аналогией избавлению из египетского плена является освобождение Б-жественной души из оков ее физического существования. И это ощущение мы должны переживать ежедневно, если хотим достигнуть подлинной свободы.
А когда это достигнуто – иначе и быть не может – с помощью Б-га, освободившего наш народ, через готовность жить по законам Торы и выполнения мицвойс, душевная боль уходит. Разрешается внутренний конфликт между физическим естеством и Б-жественным началом в душе еврея. И только | тогда он может насладиться подлинной свободой, испытать чувства умиротворенности и блаженной гармонии, которая является прелюдией к свободе и миру во всем мире.
... Один из самых важных уроков праздника Пейсах состоит в том, что еврей способен в самый короткий промежуток времени коренным образом изменить себя.
Тора и мудрецы описывают порабощение евреев в Египте и степень их духовного падения. Они были рабами в стране, покинуть которую не имели возможности. Находились во_ власти фараона, купавшегося в крови еврейских детей. Терпели нужду, сломленные духом и телом, выполняя самые тяжелые работы.
И вот сила фараона сломлена, еврейский народ освобожден, и люди, бывшие еще недавно рабами, «выведены из угнетения египетского», причем «не с пустыми руками, а с большим богатством».
Духовное освобождение было весьма драматичным. Перед этим, они находились на «сорок девятой ступени нечестия», дошли до идолопоклонства. Но потом им во всей полноте своей славы открылся Б-г. Они стояли у горы Синай, вершины святости и пророчества, и слышали Г-спода, который говорил каждому из них без какого-либо посредничества: «Я – Г-сподь, твой Б-г».
На какой бы ступени лестницы, ведущей к совершенству, ни стояли еврей, еврейская община, они должны каждый день следовать призыву помнить об освобождении из Египта, стремиться к свободе («не с пустыми руками») с большой целеустремленностью («большим богатством»), чтобы стать «царством священников и святого народа», руководствоваться в своей жизни Торой, как в дни нашего исхода из Египта. Отчаяние может охватить лишь тех, кто смотрит глазами человеческими, а не веры.
На этом пути не должно быть ни пауз, ни колебаний, ни самоуспокоения, ни удовлетворения достигнутым. Необходимо неустанно идти дальше, пока не услышишь зов: «Я – Г-сподь, твой Б-г».
Одной из наиболее впечатляющих черт исхода евреев из Египта была проявленная ими вера в Б-жье Провидение.
Подумать только: весь народ, мужчины, женщины и дети, несколько миллионов человек, по собственной воле оставили обустроенную и процветающую ст рану, языческие ценности которой уже успели наложить на них свой отпечаток, пустились в долгий и опасный путь, без пищи и воды, но абсолютно полагаясь на слово Б-жье, переданное им Моисеем.
Более того, евреи не пошли знакомым и относительно коротким путем, через землю филистимлян, что было сопряжено с риском войны, но представлялось значительно привлекательнее, чем идти через обширную и унылую пустыню. На войне всегда есть шанс победить; если же потерпишь поражение, остается возможность бежать. В пустыне шансы выжить у человека минимальны. Тем не менее они последовали именно этим путем, не полагаясь на разум, а вверяя себя Б-гу.
Факты весьма замечательны. 210 лет прожили евреи в Египте, стране с высокой культурой земледелия, плодородной и орошаемой разливами Нила почвой, где не доверяли кочевому образу жизни. Они пренебрегли безопасностью и стабильностью, которую обеспечивал им привычный порядок.
Почему же они так поступили? Каждое поколение задается этим вопросом. Евреи, стоящие в стороне от истинной веры, спрашивают своих ортодоксальных соплеменников: вы, подобно нам, живете в материалистическом мире, принадлежите к обществу, в котором господствуют законы конкуренции и приходится вести борьбу за экономическое выживание. Как можете вы пренебрегать ценностями этого общества, придерживаться концепций, обременяющих вашу жизнь и ограничивающих ваши действия? Ответом служит факт исхода из Египта.
Когда евреи откликнулись на зов Б-га, они пренебрегли тем, что тогда считались разумным; порвали с ценностями своего египетского окружения. Избранный ими путь оказался путем к подлинному счастью, духовному – потому что они обрели Тору и стали народом, избранным Б-гом, материальному – потому что и достигли Земли Обетованной, где текут молоко и мед.
Через Тору (Торас Хаим – закон жизни») и через мицвойс еврей связан с Создателем и освобождается от каких бы то ни было «естественных ограничений». Именно таков путь к счастью как в духовном, так и в материальном мире.
Праздник весны
Евреи были порабощены могущественным народом, который подчинил себе все живущие рядом с ним народы, и >ie просто грубой силой («колесницами и всадниками»), а своим превосходством в науке и технике, во всем, что сейчас называется культурой, цивилизацией.
Цивилизация египтян была основана .на использовании сил природы и природных явлений, прежде всего разливов реки Нил. Дожди в Египте выпадают редко, но человеческая изобретательность создала изощренную ирригационную систему, превратившую страну в цветущий оазис среди пустыни.
Эю и породило идолопоклонническую культуру, для которой характерны обожествление сил природы и возможностей человека, который сумел поставить силы природы себе на службу. Отсюда лишь небольшой шаг до обожествления фараона, олицетворявшего египетский идеал человека-бога. Строй рассматривал мир как комплекс природных сил, и человек был лишь одним из элементов этого комплекса Его философия выражена в стихе «Моя власть и сила моей руки дали мне богатство», что привело к крайним формам язычества и послужило «оправданием» порабощения слабых сильными и меньшинства большинством, жестокого обращения с этим меньшинством.
Культовые отправления египтян достигали кульминации во время ежегодного пробуждения сил природы, в месяц Весны, знаком зодиака которого был ОВЕН (Арий), священный символ египетских язычников.
Вмешательство Моисея было драматичным. Он возвестил евреям, что Б-г сказал ему: «Я помню вас». Наступил момент, когда Б-г Аароома, Исаака и Яакова пожелал освободить еврейский народ от египетского угнетения. Но было поставлено одно условие: «Уйдите и возьмите по одному ягненку на каждую семью и принесите его в жертву». Повеление гласило: «уйдите» – уйдите из идолопоклоннической земли, «возьмите по ягненку» – возьмите символ египетского оохества и принесите его в жертву Б-гу. Недостаточно было отречься от идолопоклонства внутренне, в своем сердце. Евреи должны были сделать это открыто, без страха, выполнил неукоснительно ьо всех деталях то, что им было предписано для очищения от грехов.
Если предписание будет выполнено, заверил их Моисей от имени Б-га, они че только будут освобождены от египетского рабства, но оам фараон потребует, чтобы они ушли, причем не тогда, кргда силы природы спят и сокрыты, а в месяц Весны, когда эти силы находятся в зените своего могущества...
Таким путем евреи признали, что мир – не просто взаимосвязь природных сил. Их поступок был равносилен провозглашению, что существует Единый Б-г, который является владыкой мира и в котором все сливается воедино.
Наиболее яркое выражение это получило в даровании евреям Торы, что явилось кульминационным моментом и конечной целью вывода их из Египта. Это было сформулировано словами: «Я – Г-сподь, твой Б-г, который вывел вас из земли египетской, из дома рабства. И не будете иметь других богов».
Боги Египта имели своих потомков, тех, кто сейчас в основу своей жизни положил обожествление сил природы и по-прежнему твердит: «М о я власть и сила моих рук сотворили мне это богатство». А есть и такие, кто оставляет место для Б-га, но только в своем доме, за пределами которого забывает Его, подменяя установленные им законы нормами социального поведения.
Но в это вмешивается праздник Пейсах, напоминая:
«Уйдите» от идолопоклонства, чем бы оно ни прикрывалось. Делайте это открыто и с достоинством. Соберите все свои силы и посвятите их Б-гу. Сделайте это в месяц Весны, в такой момент, когда благосостояние, техника и обожествление достижений человечества находятся в апогее. И помните, что всякое достижение – это благословение Б-жье, всякая форма процветания – одна из граней Б-жьего благоволения.
Пятый сын
Чтение Агоды всегда считали адресованным в первую очередь детям: «И будешь рассказывать своему сыну в этот день...» Многие наши обычаи, выполняемые во время Сей-дера, задуманы так, чтобы привлечь внимание ребенка. В Агоде представлены разные виды воспитания применительно к различным индивидуальностям. В одном из ее отрывков рассказано о четырех сыновьях: мудром, дурном (грешнике), простодушном и том, который не умеет задавать вопросы. Но есть и пятый сын, доставляющий отцу гораздо больше забот, чем все остальные. И не без причины о нем не говорится прямо в Агоде – это отсутствующий сын.
...Пусть четыре сына по-разному реагируют на проведение Сейдера, но у всех у них есть нечто общее. Они все присутствуют на нем. Даже так называемый дурной сын находится вместе со всей семьей и проявляет активный, хотя и критический интерес к тому, что происходит в жизни еврейской общины. Это по крайней мере позволяет надеяться, что наступит день, когда он «поумнеет», и что все еврейские дети, приходящие на Сейдер, станут людьми, добросовестно и от всего сердца исполняющими предписания нашей религии.
К сожалению, существуют еврейские дети другого типа: отсутствующие, не проявляющие интереса ни к Торе, ни к выполнению ее предписаний, не знающие ни Сейдера, ни чудес, о которых на нем вспоминают...
Это серьезная проблема,, требующая к себе внимания задолго до праздника Пейсах и ночи первого Сейдера. Ни один еврейский ребенок не должен быть забыт, брошен на произвол судьбы. Мы должны приложить все силы, чтобы спасти потерянное дитя и привести его за стол Сейдера. Если мы полны решимости сделать это и нами движет глубокое чувство сострадания, ответственности, нам не следует опасаться, что нас постигнет неудача. Чтобы решить проблему, необходимо найти ее корни. В данном случае они кроются в том, что некоторые иммигранты, оказываясь в новой, чуждой им обстановке, неправильно оценивают ситуацию. Обнаружив, что они составляют незначительное меньшинство, столкнувшись с неизбежными трудностями переселения, некоторые родители думают, и это свое мнение внушают детям, что выход из трудностей – в ассимиляции. Но в результате их усилий поскорее отказаться от еврейского образа жизни у них возникает духовный конфликт. Они полны решимости избавить своих детей от страданий, возникающих вследствие раздирающих их противоречивых чувств. Чтобы обосновать свое дезертирство и забвение еврейского наследия, они убеждают самих себя и своих детей в том, что жизнь по законам Торы и мицвойс неуместна в новых условиях. Они ищут и «находят» отрицательные моменты в еврейском образе жизни, а всё в их нееврейском окружении представляется им привлекательным и хорошим.
Так родители надеются гарантировать своим детям выживание в новой обстановке. Но что это будет за выживание, если души детей приносятся в жертву материальным благам?
И вот то, что они рассматривали как «бегство к свободе», в конечном счете оказывается бегством к рабскому, карикатурному подражанию, характеризующимся чувством неуверенности, не внушающим уважения молодому поколению, для которого оно предназначалось.
Праздник Пейсах, избавления из плена египетского, которому он посвящен, своевременно напоминает, что выживание евреев – не в рабском подражании нееврейскому окружению, а в верности своим традициям и религиозному призванию.
Наши предки в Египте составляли незначительное меньшинство, но они сохранили свое еврейское самосознание и самобытность, соблюдали свои традиции, ни о чем не тревожась и не стыдясь. Именно это гарантировало им выживание и обеспечило их освобождение от всех форм тирании, физической и духовной.
В жизни евреев нет места безнадежности. С помощью сострадания и любви к ближнему даже «потерянное» поколение может быть возвращено в лоно любви к Б-гу, любви к Торе. И не только появится до сих пор отсутствовавший «пятый» сын, но и со временем достигнет он ранга «мудрого» сына. Пусть потерянные племена Израиля, собравшись за столом Сейдера, ускорят полное и подлинное избавление еврейского народа через скорейший приход Мошиаха в наши дни.