Из посланий Любавичского Ребе Рабби Менахем М. Шнеерсона
Чтобы постоянно совершать благие дела – от самовоспитания до воздействия на окружающих – желательно выучить наизусть несколько текстов из Торы. Это позволит – когда под рукой нет Великой Книги– повторить хотя бы один стих из письменной Торы и одно изречение мудрецов из Торы устной (конечно, чем больше вы знаете наизусть, тем лучше). Смысл, заложенный в этих отрывках, должен отразиться на поведении человека, повторяющего их, а также на поведении окружающих.
К первым шести избранным текстам, о которых уже говорилось, необходимо добавить еще два стиха из Торы, два изречения мудрецов и два изречения Алтер Ребе из тридцать третьей главы его книги «Тания».
Знание и повторение этих текстов будет освещать повседневную жизнь ученика или ученицы, говоря словами Талмуда,– «свечой заповеди и светом Торы». Их жизнь будет насыщена Торой, заповедями и духом еврейства, и мир не будет больше «миром запустения», а станет достоин того, чтобы Б-г мог назвать его Своим жилищем. Вот потому-то к выученным ранее избранным текстам и предлагается добавить еще шесть, имеющих непосредственное отношение к повседневной жизни.
Первый стих в письменной Торе: «Брэйшис Боро Э-лой-хим Эс Хашомаим Въэс Хоорэц» рассказывает о том, что Вс-вышний сотворил Вселенную – небо со всем, что в нем, и землю со всем, что на ней.
Этот стих имеет прямое отношение к повседневной жизни, ибо не только ребенок, но даже взрослый человек могут быть напуганы обликом огромного мира вокруг– слишком многое в нем не соответствует нашим представлениям о добре и нравственности. «Мир запустения»– называет его Талмуд. Упомянутый стих должен напомнить, что у этого мира есть хозяин – Вс-вышний, давший нам Тору. Обладая Торой, можно управлять миром и многое исправить на земле. Можно даже добиться у Вс-вышнего на небесах, чтобы Он дал благословение и успех.
Поэтому второй стих, с которым ребенок должен прийти к родителям – Вшинанто|л Лвонэхо, – содержит просьбу к каждому отцу и каждой'матери, чтобы они сделали наилучшее для своих детей – обучили их Торе. Тут надо еще раз напомнить, что к категории детей Тора относит всех, кто нуждается в обучении.
Как говорится в конце того же стиха «...Бэшивтхо Бвейсэхо...» – учить Торе надо так, чтобы слова ее запечатлевались в голове и сердце, чтобы и дома, и в пути, утром и вечером жизнь строилась по указаниям Торы и ее заповедям. И если вдруг ребенок вспомнит случай, когда он поступил не так как следовало, ему не надо пугаться, отчаиваться или ослаблять своих усилий в изучении Торы и соблюдении заповедей. В этом ему поможет изречение Талмуда: «Лой Йогайти Умоцоси Ал Таамин», из которого следует: если не хватило силы вести себя согласно Торе и еврейскому духу, значит, недостаточно старался, приложил мало усилий.
Но ребенок не должен ограничиваться лишь самовоспитанием. Он должен влиять на своих товарищей, на всех окружающих, вкладывая в это сердце, как о том говорится в изречении Рабби Акивы: «Веохавто Лрэйахо Комойхо Зэ Клал Годойл Батойро». Мальчик должен любить друга (или девочка – подругу) как самого себя. Отсюда понятно, что и мера старания для того, чтобы друг овладел Торой, должна быть не меньшей, чем для себя.
Следует объяснить ребенку, что в сказанном выше – важнейшее предназначение еврея и об этом говорится в тридцать третьей главе книги Алтер Ребе «Тания»: «Взэ Кол Хоодом Втахлис Бриосой». Все миры были созданы ради этой миссии еврея. Цель же ее – превратить земной телесный мир в жилище Б-га. Еврей, его дом и весь мир должны стать местом, где пребывает Б-г, подобно тому как человек пребывает в своем жилище.
Далее Алтер Ребе говорит (и эту истину полезно выучить наизусть), что еврей должен выполнять свою еврейскую миссию не как тяжкий долг, а, напротив – «Исмах Исроэйл Бъойсов», т. е. каждый, кто принадлежит к еврейскому народу, независимо от воспитания или прошлого, должен радоваться той радости, которую получает Вс-вышний, когда еврей превращает себя и весь мир в жилище для Вс-вышнего.
Тогда и наступит, как сказано в Торе: «Устами младенцев утвердишь мощь». И «нет мощи, кроме Торы», вплоть до буквального понимания того, что «Б-г даст мощь народу Своему». В свою очередь это означает: евреи становятся самым сильным среди народов и не страшатся ста двадцати семи стран[1], которые поклоняются пустым идолам. Еще находясь в голусе, рассеянные среди народов, евреи являют собой единый народ, сильный и явный, ибо они не следуют велениям королей из плоти и крови, когда.эти веления не соответствуют велениям Короля мира, самого Короля Королей, Святого – да будет Он благословен.
И тогда нападает страх на врагов еврейского народа, и слух о евреях идет по всем странам. Нужно помнить, что поведение еврейских детей влияет также на их родителей, и те стоят крепко, не сгибаясь, не кланяясь, и к евреям приходят свет, и радость, и ликование, и этим знаменуются последние дни рассеяния.
И, наконец, это приводит к истинному освобождению– освобождению духовному, когда евреи возвращаются к Б-гу и Торе, и освобождению в прямом смысле этого слова – из тьмы горького голуса, и выйдут евреи – сильные и прославленные – встречать праведного Мошиаха.
[1] О них говорится в истории праздника Пурим.