Лаг Баомер и рабби Шимон бар Иохай

Лаг Баомер и рабби Шимон бар Иохай

Лаг Баомер, тридцать третий день Омера, - радостный праздник еврейского народа. В этот день отмечается годовщина ухода из нашего мира рабби Шимона бар Иохая (Рашби), одного из величайших мудрецов своего времени, автора книги «Зогар» – основного текста кабалы. Годовщина смерти – йорцайт – является праздничным днем, ибо в иудаизме душа первична, а тело вторично. Жизнь – не просто физическое существование, она есть Тора и мицвойс, служение Вс-вышнему, а это все вечно. В йорцайт цадика духовные усилия его жизни поднимаются на самый высокий уровень, достигают совершенства. Таким образом, йорцайт становится причиной празднества. Сам Рашби призывал всех евреев во всех поколениях праздновать годовщину его смерти с «великой радостью». Рашби принадлежал к тем людям, чье служение Вс-вышнему приносило Б-жественное начало в духовно оскудевший мир. Тяга к Г-споду сама по себе заставляла его делать все возможное, чтобы превратить мир в место для Б-жественного присутствия. Будучи по преимуществу мистиком, гигантом даже на фоне поколения гигантов, он устремляется к Вс-вышнему с той же страстью, что и они. И мудрецы, его современники, свидетельствовали: Кто есть «лик Г-спода?» – не кто иной, как рабби Шимон бар Иохай. Из всех мудрецов того времени Рашби был ближе всех к Б-гу. Степень этой близости он определил сам: «Я связан с Тобой одним узлом».

Более того, в Талмуде Рашби изображен как человек, чью душу занимает исключительно Тора. Он был свободен от земных помыслов, и ничего, кроме Торы, его не интересовало. Преследуемые римлянами, он и его сын Элазар вынуждены были укрываться одни в пещере в течение тринадцати лет.

Когда он и Элазар смогли наконец покинуть пещеру, сын был весьма удручен низким уровнем духовного состояния мира. Он не мог принять то, что видел, и чего бы ни касался его взор – все гибло. Но из Талмуда мы узнаем: «Все, что реб Элазар уничтожал, рабби Шимон исцелял».

Рашби, превосходивший по уровню духовности своего сына, понимал, что духовно богатый человек не должен презирать мир. Наоборот, его долг – оказать помощь тем, кому не так повезло, как ему. Нельзя бросать мир на произвол судьбы. Недостаточно достигнуть высокого личного уровня – надо стремиться исправлять других.

Именно пребывание в пещере, которое позволило Рашби достичь значительных высот, стало источником его активного стремления помочь другим. Едва покинув свое укрытие, он тотчас же задался вопросом: «Что в этом мире нужно исправить?»

И вот мы встречаемся со следующим высказыванием Рашби: «Существуют три короны – корона Торы, корона священнослужения и царская корона, но корона доброго имени превыше их всех». Доброе имя – это имя, которое человек получает благодаря добрым делам. Рашби, отдавший всего себя Торе, был увенчан короной Торы. Вместе с тем именно он утверждал, что конечной целью любой учебы, любых духовных достижений должна быть помощь другим добиться того же. Если тяга к Г-споду проистекает из стремления выполнить волю Вс-вышнего – сделать физический мир местом Его пребывания, то она сама побуждает человека использовать собственные достижения, чтобы помочь другим.

Действительно, порыв, заставляющий нас приблизиться к Б-гу, благороден, но еще благороднее желание помочь другим поступить так же. Мир должен воспринять Б-жественное начало.

Таков урок Лаг Баомера, йорцайта Рашби. Истинное служение Б-гу – выполнение Б-жьей воли -не есть стремление приблизиться к Нему. Рашби, достигший предельной близости к Вс-вышнему, показал, что конечной целью является наполнение мира Б-жественным началом.

И событие, ставшее высшим выражением этого, случилось в Лаг Баомер. «Зогар» рассказывает, что Рашби в день своей кончины не только достиг высшего понимания секретов Торы, но и ОТКРЫЛ своим ученикам «святые слова, которые до этого были скрыты».

Таким был путь всей жизни Рашби. Другие мудрецы его времени изучали тайны Торы, но не обучали им других. Он же раскрыл то, что до тех пор хранилось в «тайне», – синтезировал эзотерическое и экзотерическое, т.е. понятное как посвященным, так и непосвященным.

Для Рашби и эзотерическая, и экзотерическая области Торы, а также физический мир были единым целым. Когда на землю Израиля обрушилась страшная засуха, Рашби громким чтением Торы вызвал дождь. Для того, «чья душа занята только Торой», и кто одновременно знает, как важно использовать Тору для мира, не могло существовать различия между миром и Б-жественным началом.

Мы можем следовать его примерам. Изучая Тору, мы заполняем ею всю нашу душу. Так поступал Рашби. Выполняя мицву, мы устанавливаем вневременную связь с Б-гом. Так поступал Рашби. Распространяя заповеди Торы и хасидизм, мы приносим в мир Б-жественное начало. Так поступал Рашби. И следуя его примеру, мы приближаем век Мошиаха. Как сказано в книге «Зогар»: «В грядущем вкусят сыны Израиля от дерева жизни, которое есть книга «Зогар», и благодаря этому вернутся они из изгнания с милостью».

Запись опубликована в рубрике: .