Хаей Сара

Большая часть раздела этой недели посвящена подробному, с множеством повторений, описанию истории о том, как Патриарх Авраам послал своего слугу Элизера на поиски жены для своего сына Ицхака, и как тот в этом преуспел.

Почему эта история в Торе рассказывается столь подробно, что в ней особенного?

Я хотел бы это объяснить с помощью другой истории.

Около 150 лет назад в России жил ученый Рав Иосиф. Это был исключительно одаренный человек, умный и скромный. Он не только знал наизусть весь Талмуд Бавли и Иерушалми, но и прекрасно владел знаниями по Еврейскому закону и Кабале.

Теперь рассматривалась кандидатура Рава Иосифа на пост Раввина нескольких больших городов и, будучи хасидом второго Ребе Хабад Ребе Дов Бера, он отправился в Любавич, чтобы попросить у Ребе благословления и совета. Но когда он рассказал Ребе о своем плане, тот не был от этого в восторге.

Сидя за своим столом, он взглянул на Рава Иосифа и сказал серьезным тоном: «Реб Иосиф, когда кто-то предложит Вам важный Раввинский пост, лучше для Вас стать извозчиком (несмотря на то, что эта профессия требует минимального интеллекта).

Даже через два дня, когда он приехал домой и рассказал своей жене, что сказал Ребе, он сам еще этого не осознал.

«Если так», сказала она», тебе нужно пойти к извозчикам и спросить их совета».

«Какого совета?» - спросил он.

«Совета, какую повозку тебе купить. Сколько это будет стоить. И сколько времени тебе понадобиться, чтобы выучиться» - ответила она.

Но Рав Иосиф все никак не мог определиться, он только кивал согласно головою, каждый раз, когда его жена упоминала об этом, и возвращался к изучению Талмуда или чего-то еще, а время шло.

Затем, спустя месяц, в дом Рава Иосифа пришли несколько выдающихся и известных евреев и официально предложили ему престижную должность Рабби города Минска, и сказали, что ему дается на обдумывание этого предложения неделя.

Конечно, как только дверь за ним закрылась, его жена напомнила, что теперь у него нет другого выбора, кроме как идти и поговорить с извозчиками.

Итак, на следующее утро, Рав Иосиф надел шубу, сапоги и пошел в конюшню. Вначале извозчики подумали, что еиу нужно куда-то ехать. Потом они подумали, что он шутит или сумасшедший. Но когда они поняли, что он ни то и ни другое, то один из старых извозчиков согласился все ему показать, аккуратно намекая, как трудна и опасна каждая работа.

Через несколько часов он вернулся домой с подробным докладом для своей жены и, сделав вывод, что повозка стоит намного больше, чем они могут себе позволить, и об этом надо забыть.

«Иосиф!» - воскликнула его жена». Ты Хассид или нет?» Ребе хочет, чтобы ты стал возничим. Я продам все свои драгоценности и наши серебряные подсвечники для субботних свечей и этого должно хватить».

Нa следующий день они продали драгоценности, нашли извозчика, который научил бы его править лошадьми и даже купили повозку и несколько лошадей. Через два месяца Раввин Иосиф был одним из извозчиков.

Он воспринял свою новую работу так радостно, насколько мог. Он хорошо заботился о лошадях и о повозке, а другие извозчики всегда помогали ему и старались давать ему самые легкие поездки.

Он старался оставаться святым, насколько возможно. Во время поездки он старался повторять Талмуд, который знал наизусть, и он не начинал работать без утренней часовой молитвы, но, тем не менее, сердце его было разбито.

В одно холодное утро,когда он кормил лошадей и готовил повозку к работе в конюшню вошел на вид богатый и аристократичный бизнесмен и спросил, не хочет ли он отвезти его в Петербург». Эта поездка на два дня» - ответил Раввин Иосиф». Я бы с удовольствием отвез вас, но сразу хочу предупредить, что никогда не начинаю работу рано на рассвете. Я верующий еврей. Я должен молиться по часу каждое утро».

«Хорошо,хорошо». Ответил бизнесмен». Может на второй день я найду другого извозчика. Сейчас главное,  что мне нужно ехать. Все мои чемоданы здесь и я хочу отправиться,как можно быстрее».

Сию минуту Раввин Иосиф запряг лошадей,и уже через пятнадцать минут они были в пути.

«Ой», думал Иосиф про себя, пока ехал по пустой дороге далеко от города, «Что будет со мной?» Я весь день только и смотрю на спины этих лошадей. Что будет со мной?»

В ту ночь они остановились в гостинице (было невозможно путешествовать ночью), а перед тем как лечь спать, бизнесмен заплатил ему, упомянув, что наверное, найдет другого извозчика, который поедет раньше. Они пожали друг другу руки, и хозяин гостиницы провел их в свои комнаты.

В полночь, по привычке, Рав Иосиф встал, омыл руки и начал произносить молитву Тиккун Хацос, оплакивая Святой Храм.

Его сердце было разбито,а когда он начал думать об ужасном изгнании евреев, то почуствовал нестерпимую боль и излил все свои чувства в словах молитвы.

По окончании молитвы, он открыл Талмуд и начал учить, пока не наступило утро, а затем надел свой Тефиллин и начал читать утреннюю молитву.

Едва он снял Тефиллин после молитвы и собирался сесть и что-нибудь поесть, как вдруг, дверь распахнулась, и на пороге стоял его пассажир.

Его одежда была в таком беспорядке, будто он не спал всю ночь, и было видно, что он плакал.

«Я хочу... надеть... Ваш Тефиллин» - сказал он и разразился потоком слез, упав на колени. «Пожалуйста, прости меня!! «Он причитал: «Мой Б-г, пожалуйста, прости меня!!»

Он сложился на полу, как тряпичная кукла, закрывая лицо руками, а все его тело тряслось от душераздирающих рыданий. Изумленный, Рав Иосиф наблюдал за всем с открытым ртом и не мог поверить, он никогда ничего подобного в жизни не видел!

Позже, когда человек успокоился, он объяснил, что случилось. На самом деле, он был еврей, но стиль его жизни был абсолютно противоположным еврейству. Прошлой ночью он собирался лечь спать, когда сквозь стену услышал полуночные молитвы Раввина Иосифа. Вначале, он не обратил никакого внимания, потом он разозлился, так как это мешало ему, но постепенно, что-то в нем пробудилось.

Он вспомнил, как когда он был мальчиком, его отец так молился. Теперь он был богатым человеком и давно забыл свою юность, но молитвы Раввина Иосифа все изменили.

Он твердо решил, что он хочет стать другим человеком, стать самим собой… он хочет снова стать евреем. Через два дня они предстали перед Ребе. Раввину Иосифу сообщили,что он выполнил назначение своей необычной карьеры, а что касается «пассажира», Ребе написал трактат под названием «Покеах Иврим», который бы направлял на путь возвращения в Иудаизм. (Эту книгу можно найти сегодня).

Вот в чем важность истории об Элизере, слуге и посланнике Авраама. В каком-то смысле, мы как и Элизер, все слуги и посланники Творца, и важна каждая деталь нашей миссии. На самом деле, нкоторым людям приходится повторять свою жизнь несколько раз (реинкарнация, гилгулим), чтобы каждая деталь их задачи была выполнена.

Но так же как у Раввина Иосифа, задача нашей жизни часто трудна и, кажется, обратна тому, что мы на самом деле хотим и понимаем. Но цель бесконечно велика: привести Мошиаха, который вернет весь мир к истине, что Гашем - творец и Глава всего  сотворения мира»

Как мы говорим в молитве «Алейну» три раза в день).

На этой неделе в Нью-Йорке, в здании штаб-квартиры  Любавичского Движения, состоится ежегодное собрание Шлухим Хабада, тысячи молодых людей, которые, подобно Раввину Иосифу и Элизеру, оставили свою карьеру, чтобы стать посланниками и служителями Любавичского Ребе, Авраама Авину нашего поколения,потому что они понимают, что это единственный способ действительно сделать хорошим мир, мир Торы, мир Мошиаха, и это самое главное, Мошиах сейчас!

Запись опубликована в рубрике: .