Толдот

В разделе этой недели рассказывается о том, как Яаков обманул своего брата, лишив его отцовского благословения. Кроме того, что эта история учит нас, насколько важны благословения Цадика, (даже злой Эйсав хотел их получить), она выставляет Яакова, Нашего Отца, в не очень положительном свете.

Почему Яаков так боролся за эти благословения? Очевидно, благословения были связаны с какими-то материальными ценностями (иначе Эйсав не желал бы их), но ведь Яакову, по идее, следовало интересоваться  более духовными, небесными вещами. (А если вы скажете, что он боролся не для себя, а против зла, которое нес Эйсав, тогда почему он не положился на Б-га и не играл честно...почему ему понадобилось лгать?)

Также, почему Ицхак не понял, что Эйсав был злом? И наконец, почему Б-г не помог Яакову более прямолинейно, например, не сделал так, чтобы Эйсав умер, или чудом раскаялся? Почему Яакову пришлось прибегнуть к обману?

Ответ на этот вопрос я хотел бы дать с помощью этой истории.

Стоял прекрасный осенний день на Украине. Открытые поля были в цвету, теплое солнце освещало далекие горы, до зимы было еще далеко, и погода была самой подходящей для прогулки или пикника.

Но Шломо-корчмарь, готовился к смерти.

Завтра вечером его вытащат из темницы, и сотни пьяных варваров заколют его до смерти, когда он упадет в «Танце Медведей».

Он был так болен и подавлен, что хотел, чтобы все закончилось прямо сейчас, чтобы он умер во сне сегодня ночью. «О Гашем!» он шептал себе. «Прошу, сделай что-нибудь, пожалуйста, помоги мне!»

Прошел уже почти год с тех пор, как его посадили в яму за неуплату аренды. И он повторял одну и ту же молитву сотней разных способов, но теперь он понял, что Б-г, должно быть, хочет еще одного мученика.

Он думал о своей жене и шестерых детях, что будет с ними? и он начал снова плакать, уже в сотый раз. «Ой, Рибоно-Шел-Олом, помоги мне! Спаси меня! сжалься!  Но единственным ответом были звуки сверчков и пьяного стражника, распевавшего тихой ночью над ямой, где он сидел.

«Завтра они придут, чтобы вытащить меня из этой ямы». Он содрогнулся от леденящего страха, лег, свернувшись на соломе и попытался закрыть глаза.

Может он спал, как вдруг он услышал, что кто-то открыл замок, поднял решетку над ямой, бросил вниз веревочную лестницу и начал спускаться. Пение прекратилось, а его взгляд был прикован к спускавшемуся человеку.

Гевалт!!!! Он был евреем! Может, это был ангел! Это был старый еврей, может шестидесяти, может девяноста лет, с длинной седой бородой, а его лицо светилось, когда он спускался вниз по лестнице!

Когда наконец, он оказался внизу, он отряхнулся и сказал: «Не волнуйся, стражник не опасен, он пьян! Я сказал ему, что у меня день рождения, и я хочу с ним выпить.

А после выпитых двух бутылок, песен и танцев, он поспит, не шевелясь.

Сердце Шломо наполнилось радостью, он узнал старика! Это был никто иной, как великий Цадик, Шполер Зэйде (Дедушка из Шполы). Говорили, что этот святой человек получил благословление от Баал Шем Това, когда ему было всего несколько дней от роду, на теплоту и энтузиазм в служении Б-гу, и быть «Дедушкой (Зэйдэ) в Израиле». С тех пор его звали «Зэйдэ» и он славился своей мудростью и Весельем.

Он также был известен своими танцами,а иногда в субботу вечером он звал музыкантов и танцевал часами. (Некоторые говорили, что с каждым шагом и поворотом в танце он, в действительности, боролся в духовных битвах и решал невидимые проблемы (в соответствии с глубокими Кабалистическими тайнами).

«Итак», сказал Цадик бедному Шломо, «Я пришел,чтобы научить тебя танцевать. Завтра тебя заберут, оденут в медвежью шкуру и заставят танцевать в конкурсе против сильного Казака».

Того, кто не станет танцевать заколют пиками, а тот, кто упадет - умрет. Я попытался собрать денег, чтобы вызволить тебя, но, как ты уже понял, денет нет.

Твой единственный шанс - быть смелым и танцевать так хорошо, как только сможешь. Нужно попытаться, иначе тебе конец, а я здесь, чтобы помочь тебе. Если ты убежишь, они возьмут вместо тебя другого еврея или даже несколько человек. Так что,давай начнем, не волнуйся, я научу тебя, ты победишь, НЕ ВОЛНУЙСЯ!

Но Шломо был так слаб и болен, что,как он ни старался, он еле передвигал ногами. После получаса, прошедших впустую, Цадик понял ,что нужно что-то придумать. «Ну, Шломо. Надень мое пальто! Хорошо! Теперь возьми эти деньги, взберись вверх по лестнице и беги домой. Отведи свою семью в Шполу, там люди позаботятся о вас. Иди!!! Иди домой!!! Только помни, когда выберешься из ямы, вытащи наверх лестницу, и, ой да, вот ключ, закрой яму решеткой и запри ее на замок, а ключ положи в карман стражнику, и беги!!!

Пораженный человек сделал все, как было ему сказано, и вскоре Цадик остался один. Через 24 часа,в полночь, его вытащили из ямы, одели в шкуру медведя и повели на мрачную, освещенную факелами, импровизированную арену. Там, лицом к лицу с ним стоял огромный казак, тоже в медвежьей шкуре, а вокруг них сидело несколько сотен шумных, пьяных, с красными глазами, горожан, а мерцание факелов жутко отражалось на лезвиях их ножей и золотых зубах.

Они начали петь и топать ногами в такт мелодни.Это была известная казацкая песня, которая начиналась медленно,и наконец достигала сумасшедшей скорости со словами «Гоп, Казак!»Гоп, казак!»

Через несколько минут никто из толпы не мог разобрать, кто есть кто. Еврей танцевал с такой ловкостью, что все решили, будто это был их казак, поэтому они наугад кололи длинными иглами «медведя», который танцевал медленно, и ревели от смеха, когда он вскрикивал и ускорял свой шаг. «Гоп, казак! Гоп, казак!», распевали они, быстрее и быстрее хлопая в ладоши, а ритм танца неистово возрастал с каждой минутой. Цадик начал кружиться, а его соперник должен был поспевать за ним. Он лихо перепрыгивал с ноги на ногу, кружился и подпрыгивал в воздухе быстрее и быстрее, пять минут, десять, пятнадцать. «Гоп, казак! Гоп, казак!» кричала толпа, хлопала, встав со своих мест, их глаза возбужденно сверкали! «Гоп, казак!!! Гоп, казак!!»

Вдруг один медведь остановился...У него закружилась голова,кончились силы, сознание помутнилось и....Он упал!

ОООПППА!!! Закричала толпа, выбежав на арену и начала втыкать ножи в упавшего танцора, а тем временем другой танцор одетый в медвежью шкуру, тихо и незаметно скрылся. Только представьте их разочарование, когда сняв голову медведя, они увидели...бедного Йорика.

Цадик спас еврея, самого себя, вселив благоговейный страх в сердца неевреев,и в придачу выиграл медвежью шкуру.

Вот ответ на упомянутые нами выше вопросы.

Когда Б-г сотворил мир, он создал людей,которые бы его исправляли. (Вот почему о наградах небесных не упоминается в Торе, потому что наша цель - этот материальный мир). Цадики - это люди, чья основная работа в жизни - исполнять этот долг - исправлять мир.

Но после того как змей обманул Адама и приумножил темноту и неведение, Цадиким также приходится прибегать к хитрости, чтобы излечить и восстановить мир.

Вот почему Яакову Авину пришлось надеть платье врага и обмануть его. Ицхак, также как и Яаков, знал,что Эйсав был злом, но он также знал, что в нем есть много потенциального добра (он символизировал силу природы и всего Творения), и если бы он исправился, это  принесло бы исправление греха Дерева Познания и привело бы Мошиаха.

Ицхак думал,что этого можно быстро достигнуть, дав ему заряд положительной, еврейской энергии; благословение. Но Яаков знал, что Эйсав и все, что он символизировал, можно исправить только длительным процессом (который продолжается и по сей день) начиная с уловки, как танец в медвежьей шкуре,в нашем рассказе.

Это задача каждого из нас, что даже в таких мирских делах, как прием пищи, зарабатывание на хлеб и т.д., мы должны думать о любви к Гашему, к Торе и к каждому еврею (и к всему человечеству). Тогда мир станет ни чем иным, как одеянием нашим истинным Б-жественным намерениям.

Возможно, лучшим примером на сегодня является Любавичский Ребе. Он опубликовал сотни томов глубочайших идей Торы, облеченных в одежды понимания и знания (ХаБаД). Он совершил бесчетное количество чудес (в основном в природной оболочке), создал Дома Хабада по всему миру, и привел Иудаизм в целом к использованию каждого аспекта современной цивилизации, включая новейшие технологии (что само по себе весьма рискованно), для того, чтобы положить последние штрихи в исправлении Эйсава… конец танца.

Да, мы должны умножить наши усилия. Но Ребе несколько раз говорил, что наша главная задача сегодня – «открыть наши глаза и увидеть, что Мошиах уже пришел!»

Танец с Казаком окончен, и все, что нам действительно нужно сделать, это снять «медвежьи одежды» и увидеть, что... Смотрите, спасение уже пришло!

Мошиах сейчас!

Запись опубликована в рубрике: .