"Ибо они обновятся подобно тому, как обновляется луна"

1

Общий смысл новомесячья подчеркивается в его названии на Святом языке: "рош хойдеш[1]":

Слово "хойдеш" – "месяц" происходит от "хидуш" – "обновление", поскольку в рош ходеш происходит рождение луны[2]. После того, как она все уменьшается (во второй половине месяца), пока не скрывается и не исчезает совершенно (накануне рош хойдеш), происходит ее [воз]рождение и обновление. И, выражаясь языком Писания, "И ты будешь вспомнен, когда будет пустовать твое место[3]" – твое отсутствие[4], когда "будет пустовать твое место", подобно сокрытию луны, приведет к "ты будешь вспомнен", подобно рождению луны заново.

И, хотя момент новолуния это всего лишь "точка[5]", но, поскольку это точка рождения – она включает в себя все продолжение после этого. Так, все существование человека в течение всей его жизни заключено в том моменте, когда он родился и "вышел на воздух этого мира". И поэтому называется "рош (ходеш)", подобно голове, заключающей в себе все существование человека[6].

И [духовный] смысл этого в служении Израиля[7], которые "подобны луне и считают по луне[8], и в будущем обновятся подобно ней[9]", - обновление, которое происходит в мире посредством служения Израиля[10], и вплоть до обновления, которое происходит в самом Израиле. Не только обновление, которое происходит через вас, но обновление вашего собственного существования, ибо через работу в мире они поднимаются на уровень более высокий, чем перед опусканием вниз[11]. – И раскроется в мире с наступлением истинного и полного избавления, посредством Давида царя Мошиаха ("Давид царь Израиля жив и продолжает существовать[12]", ибо Давид и его царство подобны луне[13]).

И можно сказать, что в новомесячье в каждом еврее раскрывается искра Мошиаха, которая есть в нем[14] - т.е., сущность его души[15], которая, в свою очередь, представляет собой искру от души Мошиаха[16]. И это раскрытие обновляет все его существование и все его дела, таким образом, что сущность его души проявляется во всем, что он делает. И самое главное, что посредством этого происходит раскрытие и приход Мошиаха - в простом, буквальном смысле, души, облаченной в тело, "царя из дома Давида[17]".

2

И нужно объяснить, почему Избавление Израиля уподобляется обновлению (рождению) луны ("ибо они в будущем обновятся, как она"), ведь на первый взгляд непонятно:

Мы находим в толкованиях наших мудрецов, что совершенство, которого достиг Израиль во времена (Давида и) Шлоймо, подобно полноте и совершенству луны. "Луна в первый день нисана начинает светить, и далее она светит все больше и больше до 15 дня месяца, и диск ее наполняется… Так и Израиль: 15 поколений от Авраама до Шлоймо… во времена Авраама начал светить этот свет… когда пришел Шлоймо - наполнился диск луны, как сказано[18]: "И сел Шлоймо на престол Вс-вышнего царем", "луна находится в полнолунии[19]".

И, поскольку во время истинного и полного избавлении, которое приведет Мошиах "из дома Давида и из потомства Шлоймо" еврейский народ достигнет наивысшего совершенства (еще более, чем совершенство, достигнутое в дни Давида и Шлоймо) – на первый взгляд, было бы правильнее уподобить это полнолунию (15 числа месяца), а не рождению луны (в новомесячье), когда только что вновь появляется свет (и существование[20]) луны, и это всего лишь одна точка (после полного сокрытия в момент, предшествующий новолунию), не имеющая никакого сравнения перед совершенством и полнотой света луны в середине месяца, когда "наполняется ее диск", и тем более, это несравнимо с полнотой и совершенством света луны в будущем, когда "И будет свет луны как свет солнца… как она была перед тем, как она была уменьшена"?!

И необходимо сказать, что уподобление истинного и полного избавления рождению и обновлению луны (а не полноте и совершенству луны) подчеркивает особое достоинство, которое есть в рождении и обновлении даже относительно полноты и совершенства. И в будущем избавлении, которое приведет Давид, царя Мошиах, раскроется у сынов Израиля это достоинство, и "они в будущем обновятся, как она обновляется", как далее будет объясняться.

3

Это будет понятно, если сначала объяснить преимущество рождения и обновления в еврейском народе – достоинство ребенка (близко к времени его рождения) относительно его уровня после того, как он вырастет:

Известно высказывание известного раввина и праведника: "я молюсь с мыслью этого ребенка", ибо, поскольку ребенок не знает про различные уровни в Б-жественности, сфиройс[21] и т.д., то его молитва обращена к самому Вс-вышнему, который выше всех уровней и описаний, к Его Сущности и Сути, Благословен Он, действительно.

И более глубоко: есть достоинство в самом ребенке относительно "большого праведника", который молится "как этот ребенок":

"великий праведник" - поскольку он знает и понимает и постигает сфиройс и т.д. - должен абстрагироваться от всех уровней и описаний, чтобы обращаться "к Нему, а не к Его мерам[22]". Он сосредотачивает свою мысль на том, что все уровни и описания Б-жественного, которые он понимает и постигает – это лишь негативные описания, например, "когда мы говорим "Всемогущий", это отрицает от него, Благословен Он, все, что противоположено могуществу… и подобно этому аспект "мудрый"… отрицает от него все, что противоположно мудрости[23]". И так он все более и более абстрагируется, поднимаясь от ступени к ступени выше и выше, пока не достигает "в конечном счете мы постигаем, что мы не способны постичь тебя[24]", приходя к выводу, что невозможно никакое понимание и постижение Сущности и Сути Благословенн Он. И, поскольку он приходит к этому, отрицая все уровни и описания, то даже если он направляет свою мысль к Сущности и Сути Его, Благословен Он, выше всякого уровня и описания и достоинства ("как этот ребенок") - в самом этом ощущается у него высота и непостижимость Б-жественности. Более того, это чувство высоты происходит у него от непостижимости абстрагирования уровней и описаний.

Не так ребенок. Поскольку у ребенка нет понятия об уровнях и описаниях, его сердце направлено к Самому Вс-вышнему, который не поддается определению (т.е. ограничению) уровня и описания и достоинства[25]"Сущности и Сути". Более того, он даже не называет Вс-вышнего "Сущность и Суть" (ведь он не понимает смысл слова "Сущность" и смысл слова "Суть"), а (просто) "Гашем[26]", Вс-вышний, не определяемый уровнем и описанием и достоинством.

И даже когда он называет Вс-вышнего на идиш "дер Эйберштер", что означает "Высший" - ребенок не имеет в виду подчеркнуть возвышенность и недоступность пониманию Его существования[27], но только, что Он находится наверху. И кроме того, что Он находится наверху, ребенок ничего не знает о том, каково Его существование, но только, что Он существует. И на самом деле, невозможно сказать про него "существование", "идея" или "слово", ибо также эти слова заключают в себе определенное содержание и определение, и лишь потому, что мы вынуждены пользоваться какими-то выражениями (ибо мы хотим говорить про Него), мы пользуемся словом "Первосущий". Выражаясь языком Алтер Ребе, "Источник света всегда раскрыт" ("находится внизу так же, как наверху"), и поэтому даже дети знают, что есть Б-г существует.

(Выдержки из "Двар малхус" Толдот 5752, в свободном изложении)

(מעובד עפ"י "דבר מלכות" פ' תולדות תשנ"ב)


[1] Букв. "голова месяца"

[2] Еврейский календарь является лунно-солнечным, новомесячья в нем приходятся на новолуния

[3] Шмуэль 1, 20:18

[4] Этот стих говорит о царе Давиде

[5] Диск луны еще не виден, есть всего лишь "точка" рождения нового месяца

[6] См. Ликутей Тора Друшей Рош аШоно

[7] Израиль, народ Израиля – здесь и далее имеется в виду еврейский народ в целом

[8] Сукка 29, 1

[9] Сангедрин 42, 1

[10] (что, может быть, можно сказать, что также и поэтому называется "ходшейхем", "ваше обновление")

[11] Подобно тому, как было сказано Луне «иди и уменьши себя». Посредством опускания вниз («уменьши») еврейские души становятся «меhалхим» ("идущими"). Более того, через их служение внизу, в материальности, они поднимаются выше, чем аспект «шемеш Гавайе» (Солнце Вс-вышнего).

[12] Текст молитвы "кидуш Левана". Трактат Рош аШоно 25, 1

[13] РаШИ на Рош аШоно там же.

[14] Маор Эйнаим гл. Пинхас в конце

[15] Йехидо. См.Контрос «Инъено шел Тойрас hахасидус»

[16] "Нешама клалит", "коллективная душа". Душа, объединяющая в себе души всех евреев

[17] Рамбам, Законы Царей, конец гл. 11

[18] Диврей гаЙамим Алеф, 29, 23

[19] Зогар ч. 1, стр. 150а

[20] поскольку цель ее творения — «светить на землю» (Берейшис 1, 16-17), то, если она не светит на землю (в момент предшествующий рождению), это как будто бы она не существует

[21] различные уровни раскрытия Б-жественности

[22] Меры, с помощью которых Вс-вышний управляет миром: мера суда, мера милосердия и т.д.

[23] Рамбам, «Путеводитель заблудших» ч.1 гл.57 и далее

[24] Бхинот Олам 8, 8. Икарим 42, 2

[25] ср. в Зогар «не указываемый даже буквой и даже кончиком буквы»

[26] Букв. «имя»

[27] И поэтому нет недостатка в том, что представление ребенка о Вс-вышнем материализовано, поскольку его сердце направлено к самой Сущности, которая неопределима и неописуема, даже как превосходство духовности относительно материальности

Запись опубликована в рубрике: .