Толдот

1

В отношении стиха "И это - родословие Ицхака, сына Авраhама: Авраhам породил Ицхака"[1] комментаторы задают вопрос: почему Писание повторяется? – После того, как уже сказано "Ицхак, сын Авраhама", снова говорится "Авраhам породил Ицха­ка"?

"Повтор" в действительности является объяснением: как стало воз­можным "родословие Ицхака, сына Авраhама" ("родословие" в прямом смысле, а также и в том смысле, который приводится в Мидраше[2]: "основное 'потомство[3]' праведников - изу­чение Торы и исполнение заповедей")? Это стало возможным потому, что "Авраhам родил Ицхака", как далее будет объясняться.

2

Есть несколько аспектов заповедей, которые впервые начали исполняться только Ицхаком. В их числе то, что Ицхака был обрезан в восьмиднев­ном возрасте[4], что означает истинное и полное исполнение заповеди обрезания, и то, что он стал "бар-мицвой[5]" в возрасте тринадцати лет.

Авраhам был обрезан в возрасте девяносто девяти лет и у него не было "бар-мицвы" в тринадцатилетнем возрасте. Существует несколько мнений в отношении того, в каком возрасте Авраhам постиг своего Творца: в три года[6], в со­рок лет[7], в сорок восемь лет[8], но не в тринадцатилетнем возрасте.

3

Особые достоинства Ицхака (обрезание в восьми­дневном возрасте и "бар-мицва" в тринадцать лет) объяс­няются следующим образом.

Обрезание в восьмидневном возрас­те указывает на связь со Вс-вышним, которая выше логики. Авраhам был обрезан в девяносто де­вять лет, когда в интеллектуальном отношении он был на высочайшем уровне. Это видно и в его имени Аврам – "Ав-рам[9]", "сокрытая мысль, кото­рая выше всякого постижения", как об этом говорится в трудах по Кабале и хасидизму[10]. Но преимущество обрезания на восьмой день - в том, что ребенок, у которого еще нет разума, связывается со Вс-вышним вечной связью, и эта связь - выше разума.

Эта не та связь, которая возникает из постижения; скорее, она сродни тому, как младенец чувствует своих родителей и тянется к ним.

4

В некоторых источниках задается вопрос, считается ли исполнением заповеди только момент обрезания, или же это заповедь, действие которой продолжается постоянно[11]. Есть в Талмуде рассказ[12] о том, как царь Давид однажды вошел в баню и увидел себя, что он гол - без Торы и без заповедей. Но, вспомнив о запо­веди обрезания, он успокоился. На основании этого Талмуд приходит к заключению, что обрезание - заповедь, продол­жающаяся постоянно.

В духовном служении Б-гу это означает, что и потом, когда человек уже обладает разумом и спо­собностью понимания, от него требуется, чтобы его связь со Вс-вышним оставалась бы столь же прочной, как тогда, когда ему сделали обрезание на восьмой день – выше разума и постижения.

Связь, порожденная разумом и направляемая разумом - всегда ограниченна. Она может быть более поверхностной или более глубокой, но остается всегда ограниченной. Поэтому даже тогда, когда человек становится взрослым, от него тре­буется, чтобы его связь со Всевышним была проникнута са­мопожертвованием и принятием на себя ига Небес, выше понимания и постижения[13].

5

Тора говорит об Авраhаме: "один был Авраhам"[14]. Хотя Авраам был "один" (один-единственный еврей во всем мире), "весь мир - с одной стороны, а он – с другой стороны"[15], тем не менее, он всюду про­возглашал имя Всевышнего: "И воззвал там имя Б-га Э-ль олам"[16]. Не "Э-ль hа-олам" - ибо тогда нужно было бы понимать, что мир есть нечто отдельное, существующее само по себе, а Б-жественность – нечто отдельное, и Б-г - лишь Владыка мира; но Авраhам провозглашал, что само существование мира происходит благодаря ''истинности Его существования"[17]. Мир существует лишь благодаря постоянному притоку Б-жествененного света и "нет ничего, кроме Него"[18].

Эту жизненную позицию Авраhам пе­редал в наследство своему сыну Ицхаку, и благодаря этом стало возможным появление "потомства Ицхака" - Торы, заповедей и добрых дел, а также и "потомства" в прямом смысле слова, того, ибо порожденный им народ существует вечно, и никто и ничто не способно его поколебать.

6

Из всего этого следует выучить урок, имеющий отно­шение ко всякому еврею:

Когда еврей задумы­вается о том, что он находится в ми­ре, о котором говорится: "все дела его тяжки и дурны, и грешники в нем торжествуют"[19], в мире, скрывающем и утаивающем Б-жественность. Даже в том, что касается его лично - большая часть дня у него уходит на дела этого мира, которые противоречат и сопротивляются Святости, и особенно – сокрытие и утаение Б-жественности вокруг него. Тем более, что еврейский народ в общем -"самый малочисленный из всех народов"[20].

А когда он имеет дело с чем-нибудь святым, особенно когда он устраивает большой пир, так что "увидят все на­роды земли, что имя Б-га начертано на тебе"[21], находятся циники, заявляющие, что он может быть сокрушен и обра­щен в ничто.

И он может подумать: где же я возьму силы на Тору, запо­веди и добрые дела? А все это требуется от него не толь­ко в Йом-Кипур в заключительной молитве "Неила", а в течение всего года. Как же он сможет превозмочь все, скрывающее Б-жественное?

И потому ему дается следующее указание:

"Деяния отцов – знак (и придает силы) сыновьям[22]". "Авраhам породил Иц­хака". Он происходит от нашего праотца Авраhама, праотца всех евреев, который не боялся целого мира и провозглашал "Э-ль олам"- мир существует только благодаря Б-жественности, "нет никого и ничего, кроме Него[23]". Силой этой самоотверженности "Авраhам породил Ицхака" согласно обоим вышеупомянутым комментариям[24].

Так и любому еврею в любое время и в любом месте нечего бояться тех, кто надеется на "собственную силу и мощь[25]". Он связывает себя со Всевышним связью, которая выше разума и понимания, и проявляет и раскрывает ее в будние дни и будничных делах, превращая материальное в Б-жественное, духов­ное "потомство" Ицхака. И это продолжается в "потом­стве Ицхака" в простом смысле слова, когда внуки Ицхака побеж­дают всех, кто борется против Всевышнего и Его Торы. И это является преддверием и подготовкой к овладению Страной Израиля, Святой землей, через нашего праведного Машиаха вскоре и в наши дни.

(Ликутей Сихойс т. 1 гл. Толдот)

(Печатается по переводу издательства "Шамир", отредактировано и дополнено "Хасидус по-русски")

(לקו"ש כרך א' פ' תולדות)


[1] Брейшит, 25:19.

[2] Брейшит раба, 30:6; Танхума и Раши, начало гл. Hoax

[3] "Толдот" переводится как "родословие" и также, как "потомство"

[4] Танхума, Шмот, п. 4

[5] Букв. "сын заповеди" (арам.). Возраст, с которого еврейский мальчик обязан исполнять все заповеди Торы.

[6] Недарим, 32а.

[7] Рамбам, Законы об идолопоклонстве, 1:3.

[8] Брейшит раба, 64:4

[9] "Ав" – "отец" – указывает на "хохмо" – "мудрость". "Рам" означает "возвышенный". Таким образом, "ав-рам" означает "возвышенный разум"

[10] Тора ор, начало Лех леха

[11] Ср. Ликутей сихот, т. 3, Лех леха, п. 2

[12] Мнахот, 43б

[13] Если бы этот союз был основан на разуме, он зависел бы от разных особенностей понимания. Разум не бывает совер­шенным или статичным. Принятые понятия подвергаются изменениям, отбрасываются, если рассматриваются новые понятия и разум их принимает. Такой союз с Б-гом подвер­гался бы влиянию всего, что происходит с разумом. Привер­женность Б-гу должна быть основана на незыблемых осно­вах полной отдачи себя Ему, что выше ограничений разума

[14] Йехезкель, 33:24.

[15] Брейшит раба, 42:8.

[16] Брейшит, 21:33

[17] Рамбам, Законы основ Торы, 1:1; Ликутей Тора, Таво, стр. 43в; конец маамара Анохи Гашем Элокеха 5673; Бати легани 5711, п. 8

[18] См. Дварим, 4:35,39, как он объяснен в книге Тания, ч. 2, гл. 1-3 и 6. Другими словами, мир и Б-г – это не два отдельных "объекта", один из которых подчинен другому, однако при этом сохраняет известную самостоятельность и независимость (подобно тому, как в материальности царские слуги подчинены своему господину, но их существование не зависимо от воли господина), но само существование мира связано с Б-жественностью. Только постоянный приток Б-жественной энергии обеспечивает существование мира, и прекращение этого потока равносильно прекращению существования мира.

[19] Тания, ч, 1, гл. 6. Эц Хаим шаар 42, конец гл. 4

[20] Дварим, 7:7

[21] Дварим, 28:10.

[22] Танхума Лех Леха 9

[23] Дварим 4, 35

[24] "Порождения" буквально, и "порождения праведников – их добрые дела".

[25] Ср. Дварим 8, 17

Запись опубликована в рубрике: .