Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вайешев. Ханука

С Б-жьей помощью

Беседа 1

1. Межиричский Магид так объясняет[2] стих «И поселился Яаков в стране, где жил отец его, в стране Кнаан»: «И поселился Яаков» – Яаков жил в стране (дословно: «в земле»), в земном. Для чего же он это делал? Для того, чтобы собирать[3] искры святости, содержащиеся во всем материальном, и возносить их к Отцу их, Который в Небе. И хотя жизнь, связанная с земным, это – нисхождение книзу, не более, чем временное, именно таким путем человек приходит к духовному росту и возвышению. Слово «Кнаан» связано по смыслу с торговлей, как сказано: «И не будет больше торговца (кнаани) в Доме Г-спода»[4]. А в торговле принято, что прежде всего должны быть расходы, а затем заработок, как сказано: «Иной сыплет (щедро), и у него прибавится еще»[5].

2. В этой интерпретации содержится следующее указание: еврей не должен стремиться к чему-то огромному, его миссия заключается в том. чтобы собирать, очищать и возносить искры святости, находящиеся во всем земном. Для чего это следует делать? Для «его отца», Отца, Который в Небе. Еврейский народ сравнивается с пчелой[6]: «Так же, как пчела все. что собирает, собирает лишь для своего хозяина, так все, что делают евреи, они делают ради Отца своего, Который в Небе». Это не корыстное служение ради самого себя в материальном отношении или даже в духовном[7], все служение человека должно совершаться ради Отца его, Который в Небе. И для того, чтобы освободиться от посторонних мотиваций и сделать чистым свое служение Всевышнему, человек должен стараться делать самые простые вещи. Когда человек имеет дело с чем-то возвышенным, требующим понимания и постижения, в его сознание может вкрасться посторонняя мотивация. И для того, чтобы его служение было чистым, без чего-либо постороннего в его намерениях, ему нужно простое служение, выражающееся в самых простых вещах.

Ребе, мой тесть, сказал однажды[8], что простота простых людей связывает их с простотой Сущности Б-га[9]. Так и в этом: простота служения в самых простых вещах находит связь с простотой Сущности Б-га. И в этом заключается достоинство принятия на себя бремени (Торы и заповедей). В силу этого достоинства евреи названы «воинствами Б-га»[10], ибо основой натуры солдата является «принятие на себя бремени».

Таков простой смысл стиха «И поселился Яаков в стране, где жил отец его»: чтобы прийти к «своему Отцу», когда служение совершается только для Отца его, Который в Небе, необходимо (быть в) «стране, где живет (его Отец)», – простое служение, без всякой премудрости и ухищрений. Тогда человек освобождается от всех посторонних стремлений и находит связь со «своим Отцом».

3. Таково указание, заложенное для нас в рассказе о жизни Яакова. Служение Яакова заключалось в основном в очищении земного. Он пошел в Харан и работал, пася стада Лавана, выполнял самый тяжелый труд, как сказано: «Бывало со мною, днем жег меня зной, а ночью холод, и отлетал сон от глаз моих»[11], – не только усилие, но и физическое страдание.

По закону Торы человек не имеет права мучить и истязать свое тело, так как тело его – не его собственность, оно принадлежит Всевышнему[12]. Однако Алтер Ребе основывается на этом месте Торы, чтобы поддержать мнение, что «в случае надобности» (то есть для того, чтобы заработать деньги, а в духовном аспекте этого – для очищения мира) это можно делать.

И все же Яаков мог задаться вопросом: «Для чего я ушел в Харан?». С одной стороны, верно то, что Эйсав и Яаков не могут быть вместе. Но даже в таком случае можно было бы отослать Эйсава из Беэр-Шевы в Харан, чтобы Яаков мог остаться на месте в доме изучения Торы, основанном Шемом и Эвером. Но Яаков не задавал вопросов. Он пошел и занялся служением, состоявшим в очищении мира путем принятия на себя бремени. И хотя он делал это путем принятия на себя бремени, все делал он с радостью, как сказано: «И ощутил Яаков прилив новых сил»[13]. И это не только не привело Яакова к падению, но наоборот: его потомство и все. что он принес с собой из Харана, было совершенным, как и все, что он оттуда вынес с собой[14].

Такой смысл имеет выражение «в стране Кнаан», означающее все, связанное с торговлей: от пребывания у Лавана Яаков «имел заработок», так как он очистил все искры святости у Лавана и Эйсава до такой степени, что через привлечение Окружающего (трансцендентного) света к Эйсаву он сделал так. что тот (Эйсав) его поцеловал – и сделал он это всем своим сердцем[15].

«Кнаан» означает также торговлю и в прямом смысле, в сфере материального. Яаков стал необыкновенно богат, гораздо богаче, чем прежде.

4. И таково указание для каждого еврея: ведя себя в соответствии со сказанным в стихе «и поселился Яаков в стране, где жил отец его», человек достигает того, о чем сказано «в стране Кнаан», «где он расточает, но и увеличивает». Через расточительство и нисхождение он получает свой «заработок» как в сфере духовного, так и в сфере материального. Кульминация этого служения наступает в момент «пока не приду к господину своему в Сеир»[16], ибо служение с принятием на себя бремени и с большим оживлением приводит к индивидуальному для этого человека приходу Машиаха[17], а это служит подготовкой и ко всеобщему приходу Машиаха, о котором сказано: «И взойдут спасители на гору Цион, чтобы судить гору Эйсава»[18].

Из беседы в субботу главы Ваешев, 20 кислева 5715 г. (1954 г.)

Беседа 2

5. В главе Ваешев Тора рассказывает о том, что Йосеф был «красив станом и красив видом» и завивал свои волосы[19]. Из-за этого случилось так, что «жена господина его подняла глаза свои на Йосефа» и Йосеф был заключен в тюрьму[20], но даже и там «всему, что он делал, давал Б-г успех»[21]. Этот рассказ делится на две части: а) о Йосефе, о том, что он был «красив станом и красив видом» и б) о жене Потифара. Об обеих частях этих можно сказать то же, что и о всей Торе: они представляют собой вечное указание, как мы должны поступать в обычной, повседневной жизни.

6. О Йосефе сказано: «Да прибавит мне Г-сподь [еще] сына другого»[22]. Ребе Цемах-Цедек объясняет это так[23]: служение Йосефа заключалось в том, чтобы делать «чужого»[24]«сыном»[25]. Йосеф обладал необходимой для этого силой, так как сам он был «красив станом и красив видом». Красота была у него во всем, как в исполнении предписывающих заповедей, так и в исполнении запретов (во многих местах[26]объясняется, что слово тоар, переведенное как «стан», означает предписывающие заповеди, а слово маръэ – запреты). Поэтому он мог оказывать влияние на других, делать «сына» из «чужого».

И в этом заключается указание для каждого человека. От каждого человека требуется, чтобы он не был лишь наедине сам с собой, но чтобы он был вместе с другим. Но для того, чтобы повлиять на другого, нужно помнить правило: «Укрась сначала себя, а потом берись украшать других»[27]. Нужно самому быть «красивым станом и красивым видом», и тогда ты сможешь влиять на другого. Это не значит, что не нужно заниматься другими людьми, пока сам не достигнешь абсолютного совершенства – разумеется, это неверно. Нужно заниматься другими, невзирая на свое собственное состояние, нельзя этого откладывать. Но, с другой стороны, следует помнить, что нужно работать и над собой, исправлять свои недостатки, и это – исправление собственных недостатков – сказывается не только на самом человеке, но и на других. Когда сам человек полон недостатков, которые он не исправляет, другой человек это чувствует, и тогда невозможно сделать с ним то, что нужно сделать. Следует сознавать, какая великая ответственность для человека – обязанность исправлять свои недостатки. Если человек этим не занимается, это причиняет вред не только ему, но и другим. Нужно прилагать большие усилия к тому, чтобы самому быть «красивым станом и красивым видом», ибо это касается не только отдельного человека, но и множества людей.

7. Указание, содержащееся в рассказе о жене Потифара, таково. Наши мудрецы объясняют: поступая так, жена Потифара имела чистое намерение, обращенное к Небу[28]. Она предвидела, что от нее произойдут дети Йосефа, но ошиблась: это должны были быть не ее дети, а дети ее дочери.

Из этого видно: какой-то поступок внешне и на деле воспринимается как совершенно противоречащий сфере святости, однако внутренне намерение, приведшее к этому поступку, было обращено к Небу, намерением человека было добавить нечто к сфере Святого[29].

Алтер Ребе говорит в своей книге «Тания»[30], что когда еврей стоит и молится и перед ним возникает нееврей и начинает мешать ему, это не только не должно помешать ему молиться, наоборот, это должно побудить его стать еще крепче, молиться еще сосредоточеннее из глубины души.

Это требует рассмотрения. Если таков замысел Провидения, чтобы побудить еврея молиться с еще более глубокой сосредоточенностью[31], для чего это должно произойти вследствие того, что нееврей мешает ему молиться, то есть делает нечто совершенно противоположное?[32].

Простое объяснение таково: сам по себе нееврей внутренне и в корне своем (ведь все существующее коренится в сфере святости, то есть в сфере Б-жественного влияния) ощущает[33], что он должен прибавить нечто в святости, однако, так как это понимание проходит через нееврея здесь, внизу, где он является противоположностью святости, это и выражается[34] в чем-то противоположном. И все же внутренне его намерение заключается в том, чтобы добавить что-то в сфере святости.

Так и объясняет Межиричский Магид[35]: все гонения Лавана на Яакова[36] происходили оттого, что к Торе должны были присоединиться еще какие-то буквы. В результате того, что он преследовал Яакова, в Торе это было записано, и добавилась к Торе целая глава[37].

И в этом содержится указание по отношению ко всем видам утаения и сокровения в служении Всевышнему. В действительности, если рассматривать все в соответствии с его сущностью и источником, то не только не существует ничего находящегося в противоречии со сферой святости, напротив – все ведет к святости, и только потому, что оно проходит по некоему каналу, определенному средству выражения, оно может проявляться как нечто противоположное. Но по внутренней сущности своей оно служит помощью для святого и привносит в святое, дополняя его.

Человек не должен обманывать себя, не должен впадать в заблуждение, свойственное неевреям (на уровне того, что они ощутимо сознают), нужно знать, что «зло не нисходит Свыше»[38]. Нет утаения и сокровения (Б-жест-венности). Все. что человек наблюдает и испытывает, в конечном счете становится помощью сфере святости[39]. Мир не только не должен приводить человека к слабости, наоборот, это должно приводить его к укреплению сил.

Когда человек это чувствует и совершенно истинно принимает твердое решение так видеть мир, тем самым отменяется всякое утаение и сокровение (Б-жественного). Ибо когда человек в самом деле осознает, что во всем содержится Б-жественная искра и что все служит помощью сфере святости, он тем самым оказывает влияние на то, что скрывает (Б-жественное) так. что в нем пробуждается и раскрывается заключенная в нем искра, и тогда даже здесь, внизу, в материальном мире, в нем проявляется его истинное предназначение – содействие возрастанию в мире святости.

8. И вот указание, содержащееся в том, как понимают наши мудрецы изречение «Жена Потифара имела чистое намерение, обращенное к Небу»: к утаению и сокровению (Б-жественного) можно подойти двумя путями. Первый путь – вести войну с тем, что утаивает. Это значит, что человек относится к утаению как к чему-то реально утаивающему (Б-жественное) и всеми силами старается с этим бороться. Второй путь (путь более приятный): когда человек знает, что в своем внутреннем аспекте кажущееся утаение служит помощью сфере святости. И когда человек занимает такую позицию, это пробуждает и раскрывает подлинную природу (утаения) – именно утаение увеличивает раскрытие света сферы святости.

Из беседы 19-го кислева 5718 г. (1957 г.)

Ханука

Беседа 3

9. Содержание праздника скрывает в себе два противоположных аспекта.

а) В некоторых книгах[40] объясняется, что слово ханука связано со значением хинух – «освящение» или «посвящение». Такое значение этого слова ясно видно в выражениях ханукат гамизбеях («освящение жертвенника») и ханукат Бейт Гамикдаш («освящение Храма»). Смысл этих выражений: «начало», начало служения Всевышнему (вообще в Храме и. в частности, на жертвеннике и при зажигании Меноры, храмового светильника) – то же, что воспитание (хинух).

б) Чудо Хануки заключалось в том, что нашли флакон чистого оливкового масла, запечатанный печатью первосвященника[41], хотя в соответствии с законом можно было зажигать Менору и с нечистым маслом, ибо нечистота не считается или разрешается, когда речь идет о целом обществе[42]. И все же для того, чтобы показать Свою любовь к народу Израиля, Всевышний явил чудо: чтобы можно было не только начать исполнять заповедь (зажигания Меноры), но и исполнить ее самым идеальным образом, не прибегая к разрешению, даже вполне соответствующему своду законов «Шулхан арух».

В этом заключается указание: когда речь идет о чем-то святом, нужно с самого начала, с момента освящения, делать это самым совершенным, идеальным образом.

10. То же в особенности относится к воспитанию мальчиков и девочек: сразу же, с раннего детства, нужно дать им полное еврейство, без всяких компромиссов или облегчений требований закона. Никто не может быть уверен, что «и он не уклонится от него, когда и состарится»[43]. Нельзя ожидать того времени, когда ребенок созреет и вступит в мир, чтобы лишь тогда начать говорить ему о том, что он должен бороться, что он не должен поддаваться никаким препятствиям, и внушать ему, что надо жить с самопожертвованием. Если мы хотим, чтобы он преодолел все трудности, «когда и состарится’1, нужно начинать готовить его к этому еще в юном возрасте.

Поэтому наши мудрецы и делали все, чтобы воспитание еврейских мальчиков и девочек было проникнуто самой чистой святостью. Борьба шла за каждую деталь. Они боролись против любого компромисса, даже за то, что внешне казалось не столь важным, потому что они знали, что даже самые первые годы воспитания юноши или девушки сказываются на всей их жизни, знали, что детей нужно вооружить соответственно, так, чтобы они могли побеждать позднее в битвах, которые им придется вести в течение жизни.

Человек подобен дереву. «Ибо человек – полевое дерево»[44]. Если на дереве сделать глубокий надрез, когда оно уже выросло, надрез будет только в том месте, где его сделали, в остальном дерево не будет повреждено. Но если надрезать зернышко, которое собираются посадить, то от одного надреза целое дерево вырастет искривленным.

11. То же и в вопросах воспитания: если человек среднего возраста, прошедший уже половину жизненного пути, вдруг посчитает, что он вынужден пойти на компромисс, у него это коснется лишь нескольких лет. Сорок лет он жил без компромиссов, и если он совершит ошибку и в течение года позволит себе такое, прежние сорок лет, которые за ним, могут дать ему способность преодолеть свое стремление к жизни, основанной на компромиссе и вновь держаться полного еврейства. Но когда речь идет о молодом поколении и хотят воспитывать его на компромиссах, у него отнимают теплоту и энтузиазм еврейства на всю жизнь. Шрам в душе может, спаси Б-г, сделать их «кривыми» евреями, инвалидами.

12. Конечно, «согрешивший еврей остается евреем»[45]. И все же есть люди, о которых сказано в трактате Сангед-рин: «…потревожен бедами ты в этом мире», хотя, к счастью, им обещан Грядущий Мир[46]. Но нам нужно молодое поколение в этом мире И’такое, чтобы это были здоровые евреи, живые в духовном отношении, здоровые и живые и в сфере материальной жизни, так что они смогут завоевать этот мир не только для себя, то есть сделать свою часть мира Храмом для Всевышнего, но и для людей среднего и совсем пожилого возраста.

13. Некоторые вещи кажутся мелочами, не имеющими значения, – настоящий волосок, о котором в Гмаре сказано, что он является корнем влечения ко злу: «Грешнику (дурное влечение) кажется величиной с волосок»[47].

Каким образом еврей становится грешником, спаси Б-г? Ведь еврей хочет исполнять Желание Б-га[48]. Как же он может делать то, что против Б-га, и до такой степени, что заслуживает название грешника? Получается это оттого, что этим людям грех кажется величиной с волосок, кажется, что это мелочь, а иногда может статься, что это и вправду мелочь. Но в его нынешнем состоянии и в том положении, в каком он находится, эта «мелочь» может решить, станет он праведником и будет предназначен к вечной жизни или же грешником, спаси Б-г, о котором сказано[49] «…на вечное поругание»[50]. И из-за чего? Из-за волоска.

Для того, кто недостаточно силен или обладает недостаточно восприимчивым умом, чтобы понять, зависит ли от чего-либо сама его сущность, в наше время, когда истина становится все более явной, существует критерий в аспекте, противоположном духовному.

Когда человек видит, что противоположная (святости) сторона всеми силами противится, так что человек согласен потерять миллионы, потерять множество людей, потерять всяческую поддержку, но не поддаться в чем-то совершенно малом и совершенно иррационально, – это явный признак того, что он не должен следовать этому внутреннему сопротивлению даже в той малой детали, о которой ему говорят, что это мелочь, даже если это всего лишь шнурки башмака во времена религиозного преследования[51]. Ибо это – волосок, от которого зависит, останется ли человек евреем по прошествии времени.

14. Дополнительное доказательство того, как важно соблюдать и кажущееся «волоском»: все беды нашего времени начались, как говорят о том наши мудрецы – «всякий, кто льстит другому (согласно другой версии – всякий, кто льстит грешнику), в конце концов попадает в его руки»[52].

Мы видели в последние годы, что все, кто шел на компромиссы и тем надеялся привлечь молодое поколение (думая, что те, кто уже все исполняет, такими и останутся), убедились со всей очевидностью, что они не только потеряли молодежь, которую хотели повести по пути компромиссов, но ослабили и ту молодежь, которая находилась под их влиянием и считалась совершенно религиозной. Те же, кто десять-пятнадцать лет назад придерживались мнения, что нельзя уступать ни в одной, самой малой детали, а особенно в воспитании молодежи, полностью преуспели.

15. Надлежащее еврейское воспитание укрепляют те, кто душой и телом отдаются труду воспитания, и те, кто помогают этому денежным вспомоществованием. Хотя они часто слышат: «Почему ты упорствуешь, поддерживая йеши-ву, в которой воспитываются непрактичные люди, неспособные ни к чему в этом мире, один с бородой, другой в капоте (длинный сюртук)? Ты отвечаешь за то, что оттуда выйдут люди, не умеющие жить». Однако эти люди достаточно сильны, чтобы не поддаваться. Наоборот, они видят: такой нажим свидетельствует, что в этом именно истина, что именно в этом спасение еврейского народа, они не только не уменьшают поддержку еврейского воспитания -душой, телом или деньгами или всеми тремя способами сразу, они ее увеличивают еще больше. Это придает силу и ученикам. Когда им говорят: «Ваши товарищи тоже получают еврейское воспитание, но без фанатизма и педантичности, зачем вам такая крайняя религиозность?» – они отвечают: «Вот деловой человек, вот человек богатый, который с нами согласен. Вот раввин, который с нами согласен. И вот пожилой человек или женщина, которые также с нами согласны». Это придает им силы выстоять во всех искушениях, их окружающих.

Велика заслуга и тех, кто преподает, не поддается никаким искушениям и продолжает путь воспитания, а также людей, активно занимающихся воспитанием, не жалея сил души и тела и своих денег. Они дают, сколько могут, а со временем, наверное, будут давать и более, чем могут, с одной целью – поддержать воспитание в чистоте и святости, помогающей проникнуться трепетом перед Небом.

16. Следует стать на путь «воспитания юноши в соответствии с его путем» без всяких компромиссов. Таково указание, содержащееся в празднике Ханука. Евреи тогда не хотели воспользоваться даже теми облегчениями, которые допускаются кодексом «Шулхан арух». Они сказали: «Мы хотим чуда, потому что мы хотим, чтобы Храм был чист, чтобы были чистая Менора и чистое масло». Тогда и свет будет этому соответствовать.

В дни Хануки Всевышний сделал так, что за короткое время разные враги были отданы в руки «занимающихся Его Торой». Затем Храм был заново освящен со свечами, светящими нам до сих пор, так что даже когда солнце заходит и все возрастающая тьма окутывает мир, во всех еврейских домах свет становится все сильнее и ярче с каждой ночью.

И так же, как «Он сотворил чудеса нашим отцам в те дни», так это и сейчас – «в наше время». Мы можем быть уверены: вскоре мы удостоимся того, что Свыше снизойдет чистый отстроенный Храм – нужно лишь приготовить здесь место, где его поставить, и еврейские дети, «еврейские» евреи среднего и старшего поколения, станут освещать Храм и весь окружающий их мир светом, не только предписанным как заповедь, но абсолютно чистым и абсолютно святым, что привлечет Шхину (особое Присутствие) Всевышнего к нижней реальности на самом деле, так что мир, бывший до сих пор грубым или, по крайней мере, материальным, станет Храмом для Шхины Его, благословенного.

Из беседы в ночь третьей свечи Хануки 5714 г. (1953 г.)

Глава Ваешев. Ханука

[1]  Праздник Хануки обычно наступает в те недели, когда читают главы Ваешев и Микец. Поэтому в этой части собра| ния бесед Ребе есть беседы, которые относятся и к этому  празднику.

[2]  Ор Тора, Ваешев (изд-во «Кегот», стр. 18а-б).

[3]  Слово мегурей, имеющее значение «жить» («где жил отец его»), можно понять также в значении «собирать», как в стихе Огер бакаиц, «собирающий во (время) лета» (Миш-лей, 10:5).

[4]  Зхарья, 14:21.

[5]  Мишлей, 11:24. Таким образом, понятие «кнаан» говорит о «падении ради возвышения», о котором уже говорилось: занятие материальным ведет к духовному росту.

[6]  Дварим раба, 1:6; Ликутей Тора, Ръэ, стр. 28г.

[7]  Тора ор, стр. 116 и 186.

[8]  Сефер гамаамарим 5709, стр. 205.

[9]  Имеется в виду подлинная Сущность Б-га, в отличие от всего сложного и делимого, обладающая чистой простой природой, вытекающей из абсолютного Единства (Единственности) Б-га. См. р. Бахья ибн Пакуда, Ховот галевавот, 1:8,9; Рамбам, Законы основ Торы, 15 (а также Принципы веры -второй принцип: и Морэ невухим, 1:53 и 57).

[10]  Шмот, 12:41. См. Гемшех Бати легани 5710, п. 10 и далее (Сефер гамаамарим 5710, стр. 124 и далее и 131 и далее).

[11]  Брейшит, 31:40.

[12]  Шулхан арух гарав, Хошен мишпат, Гильхот низкей гагуф, п. 4.

[13]  Брейшит, 29:1. См. Брейшит раба, 70:8 и комм. Раши к этому стиху.

[14]  См. выше, Ваецэ, п. 6.

[15]  Брейшит, 33:4. Брейшит раба, 78:9. См. Тора ор, Ваишлах, ,\» стр. 26а. Основным занятием Яакова в духовном плане было очищение мира, он вызволял и очищал искры святости, скрытые в материальном. Так же, как стих «И поселился Яаков в стране…» следует понимать как собирание искр,

так и в стихе «…и [Яаков] поклонился до земли семь раз, пока подходил к брату своему» (Брейшит, 33:3) слова «до земли» означают собирание святых искр, «пока он не подошел ближе к брату», то есть собрал и такое добро, которое было внутренне присуще Эйсаву и стало видно, что Эйсав -«брат». «И побежал Эйсав ему навстречу, и обнял его, и пал на грудь к нему, и целовал его» (Брейшит, 33:4) – все это Эйсав делал чистосердечно.

[16]  Брейшит, 33:14 и комм. Раши к этому месту (цитирует Мид-раш раба: «Когда он пойдет? В дни Машиаха, как сказано: «…и взойдут спасители…»»).

[17]  См. Тания, ч. 4, поел. 4 (ср. выше Ваишлах, п. 5).

[18]  Овадья, 1:21.

[19]  Брейшит, 39:6 и комм. Раши к этому месту; Зогар, ч. 1, стр. 1896.

[20]  См. Брейшит, 39:7 и далее.

[21]  Брейшит, 39:23.

[22]  Брейшит, 30:24.

[23]  Op гаТора, Брейшит, 1, Ваецэ, стр. 220а.

[24]  Ахер – слово, обозначающее «другой», «чужой», оно часто употребляется для обозначения человека, отдалившегося от Торы, как в трактате Хагига, 146.

[25]  Слово бен (сын) употребляется для обозначения близости к Б-гу и Торе, как в Авот, 3:14 и Брейшит раба, 82:8.

[26]  См. Вайеги омен 5627.

[27]  Бава мециа, 1076.

[28]  См. комм. Раши к Брейшит, 39:1 (где цитируется Брейшит раба, 85:2).

[29]  Жена Потифара предвидела, что у нее и у Йосефа будут общие потомки. Поэтому она считала, что правильно поступает, хотя это и выглядит неморальным. Однако ее предвидение было ложным: она не догадывалась, что Йосеф женится на ее дочери Оснат (Брейшит, 41:45). Ее действиям все же нет оправдания. То, что задумано Провидением, будет исполнено, но сам человек всегда ограничен в своих поступках моральным императивом и не может его нарушать: «Тебе ли касаться тайн Милосердного? Ты должен делать то, что тебе велено, и предоставить Всевышнему делать то, что Ему нравится» (Брахот. Юа).

[30]  Тания, ч. 4, поел. 25.

[31]  Алтер Ребе объясняет, что человек должен видеть во всем, что служит ему препятствием, как и во всем другом в своей жизни, нечто, происходящее по воле Провидения: «Все в руках Неба, кроме трепета перед Небом». У Всевышнего много посланников для достижения Его цели.

[32]  Нееврей, мешающий еврею молиться, наверное, не думает о чем-либо святом. Он думает о том, что он сам замыслил, а это может быть и зло.

[33]  По крайней мере подсознательно.

[34]  В своем сознании и действии.

[35]  Ор гамеир, Ваецэ, в комм, к Брейшит, 31:23; см. также Ор Тора, Госафот, п. 5.

[36]  Брейшит, 31:22 и далее.

[37]  Также и здесь: на осознаваемом им уровне Лаван был одержим своим влечением к дурному, желанием преследовать Яакова и торжествовать над ним. Но на том уровне, на каком Провидение вело его к исполнению Замысла Б-га (неведомого ему), его действия служили возрастанию мысли Торы и сферы святости.

[38]  См. Брейшит раба, 51:3.

[39]  Иными словами, человек должен не только воспринимать видимое внешне, но и искать и стараться осуществить Замысел Провидения. См. обсуждение изречения «Тот, кто сердится, как бы поклоняется идолам» в Тания, ч. 4, начало поел. 25.

[40]  См. комм. Магарша к трактату Шабат, 216.

[41]  Шабат, 216. *

[42]  Псахим, 80а. Когда все общество нечисто, нечистота временно не считается, чтобы можно было удовлетворить нужды общества (например, приносить пасхальную жертву; см. Псахим 6:4,6 и дискуссию на стр. 766 и 79а). Согласно другому мнению, нечистое становится полностью разрешенным, как будто и не было такого запрета.

[43]  Мишлей, 22:6. Полный стих: «Наставь юношу на путь его, и он не уклонится от него, когда и состарится».

[44]  Дварим, 20:19. См. Таанит, 7а.’

[45]  Сангедрин, 44а.

[46]  Сангедрин, 436. В этом месте Мишна устанавливает правило: грешник, признавший свой грех и выразивший это устами, даже если это очень тяжелый грех, имеет место в Грядущем Мире. Мишна основывает это на сказанном в книге Йегошуа, 7:19-25. Йегошуа настоял, чтобы Ахан признал свой грех. Из того, что сказал Йегошуа («Зачем навел ты на нас беду? Наведет на тебя беду Б-г в день этот»), мы делаем вывод, что Ахана встретят беды «в этот день» (в этом мире), а не в Мире Грядущем. Согрешивший еврей остается евреем, и ему обеспечен Грядущий Мир, но его грех может привести его к духовной деградации.

[47]  Сука, 52а. См. также там же: «Раби Аси сказал: «Вначале влечение к дурному не больше, чем нить паутины, но в конце концов (Раши: по мере того, как человек понемногу поддается ему) оно все более растет, пока не станет как веревка у телеги»». Ср. также Ликутей сихот, т. 2, стр. 321 о подобном этому высказывании, которое цитируется в трактате Шабат, 1056.

[48]  Ср. Рамбам, Законы о разводе, 2:20: «(Каждый еврей) хочет быть евреем, сохранять верность всем заповедям и избегать нарушений запретов; виновато лишь влечение к дурному, которое превозмогло над ним». См. также р. Моше Алших, Торат Моше, Ваикра, 25:35, где приводится комментарий к Авот, 5:4.

[49]  Даниэль, 12:2.

[50]  Рош-Гашана, 166.

[51]  Сангедрин, 74а-б. Во времена официального преследования иудаизма следует всеми силами стоять за исполнение даже самого незначительного религиозного обычая. Например, если евреи иначе, чем неевреи, завязывают шнурки башмаков, в такое время этого нельзя изменять.

[52]  Сота, 416. Первая версия содержится в наших обычных, изданиях Талмуда, а вторая – в книге Эйн Яаков.