Толдойс 5752

Версия для печати (в формате pdf)

Вам нужен Acrobat Reader 4.0, чтобы распечатать этот файл

Алеф

Общий смысл новомесячья подчеркивается в его названии — «рош хойдеш»:

Хойдеш[2] от «хидуш[3]», на имя рождения луны, что после того, как все уменьшается  (во второй половине месяца), пока не скрывается и исчезает совершенно (накануне рош хойдеш), происходит ее [воз]рождение и обновление. И, выражаясь языком Писания, «венифкадто ки йипокейд мойшовехо[4]» что через отсутствие, что «йипокейд мойшовэхо[5]», подобно сокрытию луны, происходит вспоминание «венифкадто[6]», подобно рождению луны заново.

И, хотя рождение луны — это всего лишь точка, но поскольку это точка рождения, в нее включается все продолжение после этого (подобно тому, как заключается все существование человека  в течение всей его жизни – в том моменте, когда он родился и вышел на воздух этого мира), и поэтому называется «рош (ходеш)», подобно голове, заключающей в себе все существование человека.

(И, как подчеркивается эта идея в Рош гашоно[7], который также и рош хойдеш[8], и рош хойдеш тишрей[9], буквы «рейшис[10]», в начале всего года, как сказано про него в Писании: «бакэсэ лейойм хагейну» «праздник, когда скрывается луна», происходит сокрытие и исчезновение луны, а после этого — возрождение и обновление, заключающее в себе все последующее существование, и поэтому это «ройш[11]» всего года).

И [духовный] смысл этого в служении Израиля[12], которые подобны луне и считают по луне, и в будущем обновятся подобно ей, - обновление, которое происходит в мире через служение Израиля, (что, может быть, можно сказать, что также и поэтому называется «ходшейхем[13]», «ваше обновление»), и вплоть до обновления, которое происходит в самом Израиле, («ходшейхем» буквально, не только обновление, которое происходит через вас, но обновление вашего существования, т.е. что через их работу в мире они поднимаются на уровень более высокий, чем перед их опусканием вниз[14] – как это откроется практически во время истинного и полного избавления через Довида царя Мошиаха («Довид царь Израиля жив и продолжает существовать», ибо Довид и его царство подобны луне).

И можно сказать, что в рош хойдеш открывается в каждом и каждом из Израиля искра Мошиаха в нем, аспект йехидо[15], которая есть искра от йехидо гаклолис[16], душа Мошиаха, и это открытие обновляет все его существование и все его дела, так, что они проникаются идеей йехидо, и самое главное, что через это происходит открытие и приход Мошиаха и вплоть до физической реализации, как души внутри тела, «царь из дома Довида».

Бейс

И следует добавить в объяснении отношения избавления Израиля к обновлению (рождению) луны («что они в будущем обновятся, как она»), ибо на первый взгляд непонятно:

Мы находим в мидрашах[17] наших мудрецов, что совершенство, которого достиг Израиль во времена (Довида и) Шлоймо, подобно полноте и совершенству луны – «луна в первый день нисана начинает светить, и далее она идет и светит все больше и больше до 15 дней, и  диск ее наполняется… так же Израиль 15 поколений от Авраама до Шлоймо, Авраам начал светить… когда пришел Шлоймо, наполнился диск луны, как сказано «И сел Шлоймо на престол Вс-вышнего царем», «луна находится в совершенстве и полноте».

И, поскольку в истинном и полном избавлении через Мошиаха «из дома Довида и из потомства Шлоймо», еврейский народ достигнет наивысшего совершенства (еще больше, чем совершенство, достигнутое в дни Довида и Шлоймо) – более подобает уподобить это наполнению и совершенству луны (15 числа месяца), а не рождению луны (в рош хойдеш), что только сейчас вновь появился свет (и существование[18]) луны, и это только лишь одна точка (после полного сокрытия в момент, предшествующий мойлад[19]), не имеющая никакого сравнения перед совершенством и полнотой света луны в середине месяца, когда «наполняется ее диск», и тем более это несравнимо с полнотой и совершенством света луны в будущем, когда «И будет свет луны как свет солнца… как она была перед тем, как она была уменьшена»?!

И необходимо сказать, что в уподоблении истинного и полного избавления через Довида царя Мошиаха рождению и обновлению луны (а не полноте и совершенству луны) подчеркивается особое достоинство, которое есть в рождении и обновлении даже относительно полноты и совершенства, и в будущей геула, через Довида царя Мошиаха откроется у сынов Израиля это достоинство, «что они в будущем обновятся как она», как далее будет объяснено.

Гимел

И это будет понятно, если сначала объяснить достоинство рождения и обновления в Израиле – достоинство ребенка (близко к времени его рождения) относительно его положения и уровня после того, как он вырастет:

Известно высказывание годойл беИсроэл[20] «я молюсь, как этот ребенок молится», ибо, поскольку он не знает про различные уровни в Элойкус[21], сфиройс[22] и т.д., то его молитва обращена к самому Вс-вышнему, он выше всех уровней и описаний[23], его Сущности и Сути Благословен Он, буквально.

И более глубоко: есть достоинство в самом ребенке относительно «годойл беИсроэл[24]», который молится «как этот ребенок»:

«большой человек в Израиле» - поскольку он знает и понимает и постигает в вопросах сфиройс и т.д., он должен абстрагироваться от всех уровней и описаний, «к Нему, а не к его мидойс[25]», через то, что задумывается о том, что все уровни и описания, что он понимает и постигает, это лишь отрицательные описания, например, «когда мы говорим «Всемогущий», это отрицает от него, Благословен Он, все что противоположено могуществу… и подобно этому аспект «мудрый»… отрицает от него все что противоположно мудрости[26]», и так он идет и абстрагируется от ступени к ступени выше и выше, пока не достигает «конечное познание что мы не можем познать тебя», что приходит к выводу что невозможно никакое понимание и постижение в Сущности и Сути Благословенн Он, и поскольку он приходит к этому через отрицание всех уровней и описаний, то даже если его кавоно[27] к Сущности и Сути  Благословен Он, который выше всякого уровня и описания и достоинства («как этот ребенок»), в самом этом ощущается у него высота и непостижимость, и более того, это чувство высоты происходит у него от непостижимости абстрагирования уровней и описаний.

Не так ребенок – поскольку у него нет понятия об уровнях и описаниях, его кавоно – к Вс-вышнему самому, который не поддается определению (т.е. ограничению) уровня и описания и достоинства[28] – «Ацмус уМагус[29]», более того, он даже не называет Вс-вышнего «Ацмус умагус» (ведь он не понимает смысл «Ацмус» и смысл «магус[30]», а просто «гашем[31]», не определяемый уровнем и описанием и достоинством.

И также как он называется на идиш «дер Эйберштер», что означает «Высший», ребенок не имеет в виду охарактеризовать возвышенность и недоступность пониманию Его существования, Благословен Он, но только, что он находится наверху, и кроме того, что он находится наверху, он ничего не знает каково его существование, но только, что есть существование (мциюс). И на самом деле. Невозможно сказать про него «мциюс[32]», «инъон[33]» или «довор[34]», ибо также эти слова заключают в себе определенное содержание и ограничение, и лишь потому что мы вынуждены пользоваться каким-то выражением (ибо хотим говорить про него), мы пользуемся словом «моцуй[35]», и языком Алтер Ребе, «Моойр он открыт («находится внизу так же, как наверху»), и поэтому даже дети знают, что есть там Б-г существующий (моцуй).

Далет

И, как следствие этого, различие между ними выражается также в отношении к уровню и существованию человека, который связывается со Вс-вышним:

Для «годойл миИсроэл», который знает и понимает непостижимость Б-жественности через отрицание всех уровней и описаний, - для него самая совершенная связь со Вс-вышним заключается в абстрагировании и отрицании собственного существования, отрицании понимания и постижения, и вплоть до отрицания собственного существа через силу самопожертвования, битул бимциюс[36], но даже тогда — он отдает свою душу[37] (т.е. свою волю).

Совсем не так у ребенка, – у него изначально «гамоойр гу бегисгалус[38]», выше знания, что  «есть там Б-г существующий» - ибо даже этого знания нет у ребенка – поскольку это все его существование, это ощущается во всех его делах, в его еде и питье и т.д.

Гей

И, выражаясь языком учения хасидизма:

Для годойл миИсроэл его связь со Вс-вышним проявляется (в основном) со стороны гилуим[39] (и не (в такой степени) со стороны сущности души – ибо его связь со Вс-вышним осуществляется через и в соответствии с уровнем понимания и постижения разумом и чувствами в сердце, и выше этого — желание и удовольствие, и вплоть до полноты связи со Вс-вышним  через аспект йехидо, после всех достоинств которой это все же лишь одно из «пяти имен, что названы ей» (самой душе), «имя» указывает на определенную характеристику и ограничение, «йехидо лейахедхо», что все ее желание и стремление – выйти из ее мциюс и соединиться со Вс-вышним.

В отличие от этого, ребенок – его связь со Вс-вышним идет со стороны эцем ганешомо[40], выше всех пяти имен, что названы ей, и выше также, чем аспект «часть Б-га свыше буквально».

Вов

И объяснение смысла этого в (духовном) служении каждого и каждого из Израиля каждый и каждый день:

Начало дня каждого и каждого из Израиля, от маленького до большого, — с того, что он  говорит «Мойдэ ани лэфонэхо…[41]» сразу же, как только он проснулся от сна (до того, как он сделал нетилас йодоим[42], т.е., что основа всей работы всего дня – это битул (подчинение) и гойдоо (признание, благодарность) ко Вс-вышнему, до такой степени, что еще до того, как ощущается существование человека «ани[43]», есть уже подчинение и признание  (к Вс-вышнему), «Мойдэ[44]», битул и гойдоо со стороны сущности души, не из аспекта чувств в ней.

И следует сказать, что на это указывает также само слово «мойдэ» - числовое значение «гейн[45]» (55), указывающее на Сущность, к которой направлена сущность души.

И следует сказать, что про это сказано «гейн ам леводод йишкойн[46]» («Вот народ, который будет жить отдельно», Сущность свыше, выше даже чем аспект «йехидо», которая связана и едина с йехидой шел ойлом[47], но, как сказано: «гейн леГавайе Элойкехо гашомаим ушмей гашомаим гоорец вехол ашер бо» («Вот, Вс-вышнему Б-гу твоему [принадлежат], небеса и небеса небес, земля и все, что на ней, т.к. «гейн» указывает на уровень, который раньше (лефонехо[48]) и выше, чем Гавайе Элойкехо (все открытое и сокрытое), и, тем более, выше, чем небеса и небеса небес.

Поскольку также йехидо — это лишь имя для сущности души, а не сущность души, необходимо сказать, что существует аспект, предшествующий также и к «ани лефонехо» (битул аспекта йехидо), со стороны сущности души (выше даже чем йехидо), связанной с Сущностью Благословен Он буквально (выше всякой характеристики и определения и достоинства).

И следует сказать, что этот аспект подчеркивается в момент «пробуждения от сна» (что становится «новое творение», как ребенок, который только родился на свет), еще раньше, чем он начал говорить «мойдэ ани лефонехо».

Произнесение «мойдэ ани лэфонехо» — это движение подчинения и признания (в мысли, слове и также в действии, ибо «искривление уст считается как действие»), т.е. выход из своего мциюс.

И раньше этого и выше этого — открытие его мциюс (существования), как оно есть само по себе (перед тем, как начинается какое-либо движение выхода из своего мциюс) в момент, что пробудился от сна, что нет здесь ничего, кроме открытия (обновление и рождение) его существования (после сокрытия во время сна), что поскольку это один мциюс с Ацмус и Магус, «Исроэл веКудшо Брих Гу куло хад[49]», пробуждается  (открывается) ацмус и магус[50] в нем.

И в соответствии с этим следует сказать, что положение и состояние «нейор мишносой[51]» (открытие сущности его существования), это основа для всех аспектов работы  после этого в течение всего дня, и по порядку их раскрытия сверху вниз: прежде всего, движение подчинения и признания аспекта йехидо, выражающееся произнесением «мойде ани лефонехо», и после этого (после нетилас йодоим) благословение «Элойкай нешомо[52]» «она чиста, ты сотворил ее, ты создал ее, ты вдохнул ее в меня», что указывает на различные уровни души в ацилус брия йециро и асийо[53], соответствующих четырем именам  (уровням) хайо нешомо руах и нефеш, и после этого — остальные утренние благословения, что «установили их мудрецы по порядку мира и поведению его, что творения получают удовольствие каждый день», и, более подробно в молитве, в которой есть четыре уровня в соответствии с четырьмя мирами аби»я[54], и просьба о том, что ему необходимо, и после этого притягивается также в его работе в мире (после того, как он идет из синагоги в дом учения) «гангейг богем мингаг дерех эрец[55]», делать ему Благословен Он, жилище в нижних.

Заин

В соответствии с вышесказанным следует объяснить также содержание обновления, которое произойдет во время истинного и полного избавлении через Довид Малко Мешихо – «что они обновятся, как она», подобно обновлению[56] рождения луны именно, а не подобно наполнению и совершенству луны:

Достоинство рождения луны (в рош хойдеш) относительно наполнения и совершенства луны (в 15 число месяца) – что наполнение и совершенство луны происходит относительно света (аспект гилуим), т.е. что ото дня ко дню идет и увеличивается свет луны, пока не достигает совершенства; в отличие от этого, достоинство рождения луны  (не в отношении света, поскольку только сейчас  начинает светить, но) относительно ее мциюс (сущность. которая выше, чем гилуим), что после полного сокрытия в момент перед мойлад, обновляется и раскрывается существование луны; и этот мциюс (эцем, который выше, чем гилуим) притягивается и реализуется и раскрывается в раскрытии света луны ото дня к дню вплоть до наполнения и совершенства луны (что также в аспекте гилуим притягивается и проникает эцем).

И отсюда понятно, что основное достоинство истинного и полного избавления выражается в обновлении, которое происходит в момент рождения – поскольку тогда раскрывается существование луны, и подобие этого в Израиле (что они обновятся как она), раскрытие эцем гамциюс Израиля (сущность души, и не только, но также что эцем притягивается и приходит в раскрытии буквально, т.е. что также на уровне гилуим (когда добавляется в свете луны от первого момента к второму моменту и вплоть до наполнения и совершенства луны) ощущается эцем, который выше чем гилуим (хидуш, который в момент мойлад), что в будущем увидят в реализации и в раскрытии истинный мциюс Израиля, эцем ганешомо, которая есть одно целое с магусой и ацмусой Йисборах, «Исроэл веКудшо Брих Гу койло хад», как он притягивается и проникает и раскрывается во всех ступенях пяти имен, что названы ей, во всех силах души, таануг[57] и роцойн[58], сейхел[59] и мидойс[60], и их одеяния – мысль, речь и действие, и в материальном теле, во всех 248 органах и 365 жилах, что ощущается в них в реализации и в раскрытии, что «Исроэл и Вс-вышний одно целое».

Хес

И в соответствии с известным, что все дела будущего зависят от нашей работы и нашего служения все время на протяжении изгнания[61], понятно, что в  работе подготовки к геуло гоамитис вегашлеймо[62] через Мошиах цидкейну должно быть подобие обновления «осидим легисхадейш кмойсо[63]», подобие обновления рождения луны, аспект раскрытия сущности Исроэл, эцем ганешомо, который выше даже чем аспект йехидо:

Дополнительно к тому, что говорилось несколько раз, что геуло гоамитис вегашлеймо через Мошиах цидкейну приходит через то, что каждый и каждый из Исроэл раскрывает ницойц Мошиах[64] в нем, аспект йехидо (как выше п.1) – следует добавить и исправить, что основное намерение в этом (не аспект йехидо, как одно из пяти имен, которые называются для эцем ганешомо, но) раскрытие эцем ганешомо мамош[65], что это есть истинный смысл Мошиаха (как искры Мошиаха, которая есть в каждом и каждом из Исроэл, и также, и тем более и тем более, Мошиаха в целом), эцем Исроэл, который выше, чем аспект йехидо.

И следует сказать, что эта идея указывается в языке Писания «моцоси Довид авди бешемен кодши мешахтив[66]» – «моцоси[67]» также от языка «моцуй», что указывает на эцем мциюс[68], что выше, чем описание и определение[69] и т.д., выше также, чем понятие  мциюс, и лишь потому, что вынуждены пользоваться каким-то выражением, пользуются выражением «моцуй» (как выше п.3), т.е., что «моцоси Довид авди» указывает на сущность души Мошиаха, которая выше, чем описание и определение (выше также, чем йехидо гаклолис), и поэтому называется «моцуй» («моцоси»), и после этого «бешемен кодши мешахтив», шемен[70] указывает на аспект йехидо гаклолис, что в душе Мошиаха, что проникает во все его дела, подобно маслу, которое проникает всюду.

И смысл этого в служении каждого и каждого из Исроэл – что даже перед тем, как произведет в себе раскрытие аспекта йехидо, подчинение и признание и самопожертвование перед Вс-вышним [и даже если находится в положении и состоянии, когда ему не следует думать про слова Торы, и тем более нет – про аспект йехидо, который в Торе,  пнимиюс гаТойро[71]] – есть эцем мециюсой[72], сущность души, и это «сознание» (только что пробудился от сна) воздействует и приводит ко всем аспектам практического служения реально практически, как они пронизаны раскрытием сущности души, и это есть истинный смысл прихода Мошиаха, что сущность Израиля находится в раскрытии практически реально.

Тес

И следует сказать, что эта идея указывается в языке ХаЗаЛ[73] «кол йемей хайехо легови лимойс гамошиах»:

«кол йемей хайехо» т.е. каждый момент и момент, что человек жив, также днем и также ночью, когда он бодрствует или когда он спит, что ведь также тогда он жив через то, что он дышит («кол ганешомо тегалейл Й-о[74]» - «за каждый вздох[75], что человек дышит[76]»), что обязано быть в каждый и каждый момент (в отличие от еды и питья). И «кол йемей хайехо легови лимойс гамошиах» - означает, что его хайус[77] (в каждый и каждый момент) – в приведении дней Мошиаха, т.е. не только в тот момент, когда он думает и говорит и действует для приведения Мошиаха, но сама сущность его жизненности (хайехо) – в том, чтобы привести дни Мошиаха.

И следует добавить в уточнении языка «легови лимойс гамошиах» - именно «легови[78]», и не обычный язык «лерабойс[79]», и «лимойс гамошиах[80]», во множественном числе, что когда хайус каждого и каждого из Исроэл – в идее Мошиаха, как говорилось выше, это приводит (само собой) к положению и состоянию «йемойс гамошиах», что сущность Израиля будет в раскрытии реально практически; и в самом этом «дни Мошаиаха» во множественном числе, что следует сказать, что это указывает на два общих этапа в днях Мошиаха, и указывает также на все множество подъемов, которые будут в дни Мошиаха, подъема «от силы к силе[81]», до бесконечности.

И, более подробно:

«Все дни твоей жизни, чтобы привести к дням Мошиаха» выражается в том, что сразу же как только пробуждается сущность души (что раскрывается суть его существования и только эта суть), он ощущает в дыхании воздуха идею Мошиаха – воздух Мошиаха, и, выражаясь языком ХаЗаЛ[82], дух Мошиаха.

И следует сказать, что «авир (руах) шел Мошиах[83]» - это выше даже, чем «ойрой[84] шел Мошиах[85]», ибо ойр шел Мошиах» указывает на раскрытие Мошиаха через его действия (когда он «будет воевать войны Вс-вышнего», до «победит», и т.п.), и, в отличие от этого, «авир шел Мошиах» указывает на сущность (жизненности) Мошиаха, т.е. раскрытие его существования (существование, которое существует также перед этим для царства[86]) в качестве царя Мошиаха, и, после раскрытия его существования (авир, который несравнимо выше, чем ойр Мошиаха), начинается его раскрытие на глазах у всех (ойр шел Мошиах)

И в соответствии с этим понятно, что основное обновление в приходе Мошиаха заключается в раскрытии его существования (моцоси Довид авди), ибо все детали событий, которые [произойдут] после этого (раскрытие его на глазах у всех через его действия, чтобы освободить Исроэл, и все события дней Мошиаха), происходят как следствие и производное от раскрытия его существования, и заключены в нем, также как рождение луны заключает в себе раскрытие ее света с добавлением от момента к моменту вплоть до наполнения и совершенства луны.

И (йумтак) в уточнении языка «все дни твоей жизни чтобы привести к дням Мошиаха» - что хайус (хайехо), когда раскрылось его существование, приводит (само собой) к дням Мошиаха, ибо его существование (хайус) заключает в себе все детали событий дней Мошиаха, что все они заключены в раскрытии сущности его существования (рождение луны).

Йуд

И практически («действие – это главное[87]»):

Каждый и каждый из Исроэл должен добавить в большей степени и с большей силой в подчеркивании идеи «все дни твоей жизни чтобы привести к дням Мошиаха», через то, что все его существование, сразу, как только он пробудился от сна, пронизано жизненностью Мошиаха (ибо это есть истинное существование каждого и каждого из Исроэл, мошиах в нем), которая приводит к дням Мошиаха.

И это возможно и необходимо также в данный момент – через обновленное пробуждение с новой силой сущности души (подобно тому, как «пробудился от сна»), чтобы «привести к дням Мошиаха», через то, что добавляет еще «одну заповедь», чтобы перевесить себя и весь мир в сторону зхус[88], и привести ему и им спасение и избавление[89].

 


[1] Начало нового месяца, букв «голова месяца»

[2] месяц

[3] новость, обновление

[4] И ты будешь вспомнен, когда будет пустовать твое место» (Шмуэль 1, 20:18)

[5] «будет пустовать твое место» (это Йонатан сказал Давиду)

[6] «и вспомнят о тебе» (речь идет про Давида и царство Давида, подобное луне см далее)

[7] букв. «голова года»

[8] Новый год отмечается 1 тишрей

[9] первый месяц года

[10] «начало»

[11] голова

[12] Израиль, народ Израиля – здесь и далее имеется в виду еврейский народ в целом

[13] «ваши месяцы»

[14] Подобно тому, как было сказано Луне «иди и уменьши себя», - что через опускание вниз («уменьши») еврейские души становятся в аспекте «мегалхим» (идущие), и более того, через их служение внизу поднимаются выше чем аспект «шемеш Гавайе» (Солнце Вс-вышнего), кивйохойл (как если бы)

[15] высший уровень души, см. «Инъено шел Тойрас гахасидус»

[16] общая йехидо

[17] толкованиях

[18] поскольку цель ее творения  — «светить на землю» (Берейшис 1, 16-17), то если она не светит на землю (в момент предшествующий рождению), это как будто бы она не существует

[19] рождение

[20] «большой человек в Израиле»

[21] Б-жественность

[22] различные уровни раскрытия Б-жественности

[23] в оригинале «тоар». «Шем тоар» - имя прилагательное, в противоположность «шем эцем» - «имя существительное. «Тоар» букв. «описание», т.е. внешняя характеристика, в отличие от «эцем» - сущность

[24] большой человек в Израиле

[25] «мидойс» букв. «меры»

[26] Рамбам, «Путеводитель заблудших» ч.1 гл.57 и далее

[27] намерение

[28] ср. в Зогар «не указываемый даже буквой и даже кончиком буквы»

[29] суть и сущность

[30] более глубоко: также «ацмус умагус» это  некоторое описание и ограничение, и поскольку его кавоно к Самому Вс-вышнему, (к которому в принципе неприменимы описания и определения вообще), поэтому он не называет его «ацмус умагус»

[31] букв «имя»

[32] «мциюс» производное от «моцо» - «нашел», т.е. букв. «находимость», «обнаруживаемость», т.е. это не точный эквивалент к «существование», ибо по-русски «существование» производно от «сущность», а в хасидизме «мциюс» противоположно «магус». «магус» - «ма гу» означает «что он», то, что это есть на самом деле. «ацмус» - производное от «эцем» - сущность, а также «кость», ацми – «я сам», «ацмаи» - «независимый». Там где это критично, приводится ивритский вариант.

[33] Вопрос, аспект

[34] Дело, вещь

[35] Страдательная форма от «моцо» - «находимый»

[36] полное самоустранение

[37] «есть тот который» отдает

[38] «источник света — он в раскрытии»

[39] проявления, открытые силы души

[40] сущность души

[41] «благодарю я перед Тобой»

[42] омовение рук

[43] «я»

[44] «благодарен»

[45] «гейн» букв. «вот»

[46] См. Шмойс Рабо гл. 15, 7: «гейн…леводод йишкойн», что значит «гейн»? Все буквы соединяются друг с другом, кроме этих двух букв, каким образом? Алеф и тес = йуд (10), бейс и хес =10,  гимел – заин = 10, двлет – вов = 10, остается гей отдельно; и так же буква нун не имеет пары… Сказал Святой, Благословен Он: «Так же, как эти буквы не могут смешиваться  со всеми другими буквами, но остаются сами по себе, также Израиль не могут прилепиться с всеми древними идолопоклонниками, но отделяются сами по себе»

[47] Едиственный в мие, точнее, Единственный Мира

[48] «перед Тобой»

[49] Израиль и Вс-вышний – одно целое

[50] т.е. момент пробуждения от сна – это момент открытия сущности

[51] «пробудился от сна»

[52] «Б-г мой, душа…»

[53] четыре мира сверху вниз

[54] см пред. сноску

[55] Установи в них (в словах Торы) обычай земли», т.е. сочетай изучение Торы с практической деятельностью

[56] в оригинале «хидуш»

[57] удовольствие

[58] воля

[59] разум

[60] чувства

[61] Тания гл. 37, см. Сефер гаСихойс 5700 стр. 26 и дальше

[62] истинное и полное избавление

[63] «обновятся как она»

[64] искра Мошиаха

[65] буквально

[66] Тегилим 89, 21  «Я нашел Давида, раба моего маслом святыни моей помазал Я его»

[67] «Я нашел»

[68] сущность существования

[69] в оригинале здесь и везде «тойар вегедер»

[70] масло

[71] внутренняя часть Торы

[72] сущность его существования

[73] Брохойс 12 в конце стр. 2 «Все дни твоей жизни – включая также дни Мошиаха». Ребе объясняет здесь «легови» - букв. «привести» - т.е. «Все дни твоей жизни – чтобы привести Мошиаха»

[74] «Каждая душа прославит Вс-вышнего»

[75] душа==дыхание

[76] Тегилим в конце, Берейшис Рабо  гл. 14, 9 и Дворим Рабо гл. 2, 37

[77] жизненная энергия

[78] «привести»

[79] «включить»

[80] «к дням Мошиаха»

[81] «михаил эл хаил»

[82] Берейшис Рабо гл. 2, 4; гл. 8, 1

[83] «Воздух (дух) Мошиаха»

[84] Зогар ч. 3 34, 2; «Свет Мошиаха»

[85] как известно, что «авир» - это буквы «ойр йуд», что йуд – это источник «ойр», и как мы видим воочию, что свет свечи возможен лишь тогда, когда есть авир (воздух) вокруг нее (и без воздуха погаснет и не будет светить вообще), следовательно, авир (воздух) – это источник для ойр (свет) (как объясняется в друшей Ханука (Тойро Ойр Микейц 42, 3, и см. также Сефер гоарохим Хабад т. 2 маарехет «авир»

[86] «из тех, происходящих из дома Давида, и еще была у них власть также в изгнании… как например, Рабейну гакодойш» (Хидушей Агодойс Магаршо к Сангедрин 98, 2)

[87] Авот, гл. 1 мишна 17

[88] заслуга, оправдание

[89] Кидушин 40, начало стр. 2; Рамбам законы Тшуво гл. 3 галаха 4

Запись опубликована в рубрике: .