Из бесед субботы гл. Йисрой 20 шват 5752
Алеф
Десять речений повторяются в Торе дважды – первый раз в главе Йисрой, а второй раз - в книге Дворим в главе Воэсханан.
В таком повторении заключен особый смысл: поскольку десять заповедей являются основой и фундаментом всей Торы, и заключают в себе всю Тору, следует предположить, что это повторение — «первые речения» в главе Йисрой и «последние речения» в главе Воэсханан – выражает два наиболее общих аспекта Торы.
В особенности, поскольку существует несколько различий между первыми и последними речениями, как объясняется в толкованиях наших мудрецов, да будет благословенна их память, и комментариях. И следует предположить, что такое расхождение в деталях является следствием общего различия между ними, как далее будет объясняться.
Бейс
Принципиальное и общее различие между первыми и последними речениями – понятное также и по простому смыслу Писания - заключается в том, что первые (в главе Йисрой) – произносит Сам Вс-вышний (во время Дарования Торы): «И говорил Всесильный все эти слова, говоря», а последние речения – часть слов Мойше, повторившего их (на сороковом году после Исхода) в книге "Повторения Торы[1]" («Вот слова, которые говорил Мойше»).
[Но] поскольку и первые, и последние речения записаны в вечной Торе, а «'Тора' означает руководство к действию», понятно, что оба эти способа произнесения десяти Заповедей (слова Самого Вс-вышнего, и слова Вс-вышнего, переданные через Мойше), присутствуют во всех аспектах Торы, и в служении сынов Израиля, связанном с изучением Торы и исполнении заповедей в общем, в течение всех времен.
И, в особенности, в соответствии со словами наших мудрецов, да будет благословенна их память, которые учат нас, что изучение Торы должно происходить таким образом, чтобы «каждый день они {слова Торы} были в твоих глазах новыми», точно так же, как это было в первый раз (и поэтому мы говорим благословение «Дарующий Тору» - в настоящем времени), вплоть до того, что «как там {на Синае} – в страхе и боязни и дрожи, также и здесь {сегодня} в страхе и боязни и дрожи» - понятно, что оба способа произнесения десяти заповедей должны быть в служении человека каждый и каждый день.
И нужно объяснить: что добавляют последние речения, сказанные Мойше, к первым речениям, которые сыны Израиля слышали от Самого Вс-вышнего?
Гимел
Одно из возможных объяснений:
В Торе есть, в общем, два уровня:
а) Тора сама по себе, «скрытое сокровище, сокрытое у Тебя до того, как был сотворен мир», есть мудрость и воля Святого, Благословен Он, вплоть до того, что Тора — одно целое с Сущностью Его, Благословен Он, - «Тора и Вс-вышний – одно целое»[2]»
б) После этого Тора "опустилась в тайне нисхождения ступеней со ступени на ступень в системе нисхождения миров, пока не оделась в материальные вещи и дела этого мира"[3]. И во время Дарования Торы эта Тора была дана сынам Израиля именно внизу на земле. (Вплоть до того, что Тора «не на небе она», ибо сыны Израиля, души облаченные в тела, должны учить Тору и разрешать вопросы в соответствии с собственным разумом и пониманием (разум нижних), использовать Тору и заповеди, чтобы перевернуть этот материальный мир и сделать его жилищем для Него, Благословен Он, в нижних).
Далет
Эти два уровня в Торе порождают две идеи, которые должны присутствовать в изучении Торы евреем:
Сознание и признание того, что Тора – это мудрость и воля Вс-вышнего, выше, чем все предметы и явления этого мира, включая разум человека – пробуждает в человеке, изучающем Тору, чувство подчинения перед Вс-вышним. И поэтмоу перед изучением Торы он обязан произнести благословение на Тору ["Благословен Ты… давший нам Свою Тору"], «даже если не понимает хотя бы буквального значения слов (в письменной Торе)».
Более того: его подчинение должно быть до такой степени, что он не ощущает себя отдельной сущностью. Все его существование подчинено только тому, чтобы выразить слово Вс-вышнего, записанное в Торе – как сказано «пусть язык мой возгласит слово Твое[4]», «ибо Тора – это 'слово Твое'[5], и мой язык повторит, подобно человеку, повторяющему за говорящим[6]». Т.е., кроме того, что «каждый, кто читает (Тору) или изучает (Мишну), Вс-вышний читает и повторяет вместе с ним[7]» (то, что он изучает Тору, вызывает то, что Вс-вышний кивйохойл[8], изучает Тору), еще более того: слова самого человека – это слова Вс-вышнего, таким образом, что «Г-сподь, раскрой губы мои, и уста мои возвестят хвалу твою[9]», «Слова мои, которые Я вложил в уста твои[10]», подобно тому, как «Шхина говорит из его уст[11]»!
Поэтому говорят ХаЗаЛ, что «как там – в страхе и дрожи и …так же здесь в страхе и дрожи» («что, на первый взгляд, непонятно такое уподобление, «как там…так же здесь…», ведь на горе Синай «И весь народ видит голоса[12]», и «лицом к лицу говорил Вс-вышний[13]», и не так в изучении Торы каждым человеком, когда он учит сам[14]») – ибо «также изучение Торы каждым человеком и в каждое время — это слово Вс-вышнего буквально, которое сказано Мойше с Синая («И говорил Вс-вышний все слова эти»). И через это падет на них страх и дрожь, как если бы получил ее сегодня с горы Синай[15]».
Бейс) Сознание, того, что Тора дана именно внизу, на земле, дана только душам, облаченным в тела – пробуждает у еврея идею необходимости существование человека. Нужно учить Тору и стараться понять своим разумом Тору, которую он учит. До такой степени, что "Тора Вс-вышнего" становится «его Тора[16]», он становится "хозяином" над Торой.
hей
Как следствие этого, есть два аналогичных аспекта в цели Дарования Торы и заповедей внизу – "сделать Ему, Благословен Он, жилище в нижних", достигаемой с помощью изучения Торы и исполнения заповедей:
а) этот мир должен стать «жилищем Ему, Благословен Он», и для этого нужна Тора – ибо «Тора и Вс-вышний – одно целое» - чтобы привлечь и раскрыть в мире Сущность Его, Благословен Он.
б) должно быть существование «нижних», "нижнего", материального мира. Еврей - душа, облаченная в тело, находящийся вместе с Торой, которая опустилась вниз, в нижние миры, и ведущий себя по законам и обычаям «нижних» - должен работать в этом мире, чтобы он смог построить там (в "нижних", остающихся в рамках своих понятий и в своей сущности), жилище Ему, Благословенному, посредством того, что он использует сами эти рамки и обычаи в соответствии с указаниями Торы.
И это следует из простого смысла идеи жилища: для того, чтобы построить жилище в определенном месте и с определенными вещами (нижними), необходимо «пойти в город» (и, более того -) «вести себя по его обычаям»: необходимо пойти и поселиться в этом месте («пойти в город»), "облачиться" в "одежды" этого места - вести себя по обычаям и правилам поведения этого места, и только тогда становится возможным "поселиться" там, так, чтобы этот "город" стал его "жилищем", построить там свой дом, расширить его и украсить и т.д. (но это невозможно, если он находится в другом месте, или даже в этом же самом месте, но не «идет по его обычаям»).
И подобно этому в нашем примере: чтобы сделать этот мир "жилищем для Вс-вышнего в нижних", еврей не может оставаться в возвышенных духовных измерениях, но ему следует, вместе с Торой, опуститься в место и положение "нижних", и вести себя там по обычаям и правилам этого места (нижних) в соответствии с указаниями Торы, и самих их использовать, чтобы сделать из них жилище для Вс-вышнего.
Вов
Источник силы для двух этих аспектов служения - как в изучении Торы, также и в работе по построению «жилища в нижних» - приходит от двух типов десяти речений:
Первые речения «И говорил Всесильный все эти слова, говоря» - дают сынам Израиля силу, чтобы во всех аспектах Торе у них было подчинение и самоустранение «перед словом Вс-вышнего, который говорит их устами, и быть только 'повторяющим за говорящим'».
Как объясняется[17] смысл слова «(И говорил Вс-вышний все эти слова) лэймойр ("говоря")»: «Ведь на первый взгляд, слово "лэймойр" непонятно, и это не так как все остальные "лэймойр" в Писании, означающие "сказать другому", но в десяти заповедях невозможно объяснить так, ибо весь Израиль слышал лицом к лицу слово Вс-вышнего» «тот, кто есть здесь сегодня и тот, которого нет здесь[18]» [Когда стояли на горе Синай, были там души всех поколений[19], и даже души геров[20]]?!
Но смысл «лэймойр» здесь – что через «и говорил Всесильный все эти слова, говоря» он дал силу сынам Израиля во всех поколениях, чтобы их изучение всех слов Торы (ибо все они заключаются во «все эти слова») было бы таким образом, чтобы «сказать то, что уже было сказано». Еврей говорит (не свои собственные слова, но) «слово Вс-вышнего буквально, сказанное Мойше с Синая», «пусть язык мой возгласит слово Твое»
И последние речения, которые Мойше – "соединяющий посредник" «между Вс-вышним и между вами» (поскольку он был «человек Всесильного», оставаясь "душой облаченной в тело" внизу), повторил, дают еврею силу, находясь в этом материальном мире (и особенно, с помощью искры души Мойше внутри него[21]), учить Тору с пониманием и постижением разума человека внизу.
И подобно этому получают отсюда силу для того, чтобы построить "жилище Ему, Благословен Он, в нижних", как в отношении самих Сынов Израиля, [как известно, что основной смысл «жилища в нижних» - это «жить и присутствовать в душах Израиля… чтобы Кнесес Исроэл[22] стало местом для Его пребывания». (Поскольку "Израиль и Вс-вышний – одно целое", то сыны Израиля – это и есть истинное «жилище» для Сущности Его, Благословен Он, поскольку они (словно) одно целое с Сущностью, но только это раскрывается через их работу внизу)], вплоть до того, что притягивается от этого сила, чтобы сделать жилище в нижних в мире:
алеф) в словах «и говорил Всесильный все эти слова, говоря» в первых речениях дана сила сделать "жилище для Вс-вышнего", "'Ему' – означает 'Сущности Его'", и также
бейс) произнесение десяти речений посредством Мойше рабейну дают силу сделать это в нижних, в соответствии с идеями и понятиями этого мира, ибо Мойше находится внизу, «пришел в город – веди себя по его законам[23]».
Заин
Причина того, что есть необходимость в двух дибройс – первых и последних – поскольку в каждом из них есть свое преимущество:
Преимущество «Вайдабейр Элойким…» - раскрытие и притяжение дибройс от Сущности и Сути Его, Благословен Он без посредников совершенно, даже не через посредство Мойше Рабейну («Иш гоЭлойким»).
Ибо хотя Мойше – это мемуцо мехабейр[24], что он передает слово Вс-вышнего так, что «Шхина говорит из его горла», без всякого (само)ощущения, но только слово Вс-вышнего говорил, способом маавар а не способом гислабшус, тем не менее «маавар также действует», и нужен был Мойше, ибо «из уст самого Вс-вышнего не могли воспринять», в отличие от этого, через Мойше, вместе с тем, что этот только маавар, тем не менее, это действует, что сможет быть воспринято в душах Израиля».
Хидуш в «вайдабейр элойким эс кол гадвромим гоэйлэ» - что все сыны Израиля слышали эти дибройс из уст самого Вс-вышнего, без всяких посредников!
Однако, тем не менее, способ, которым воспринимается слово Вс-вышнего - через битул мциюс – как это было тогда, что «на каждый и каждый дибур отлетала их душа» (и потребовался опустить росу, которой оживит мертвых и оживить их») и поэтому были вынуждены Сыновья Израиля (относительно остальных дибройс после Онойхи и велой йигйе лехо) что Мойше говорит и сообщает Израилю».
Преимущество последних дибройс, которые были сказаны через Мойше, в том, что слово Вс-вышнего опускается на уровень, который сравним с уровнем сынов Израиля; их собственный мциюс способен воспринять это внутренним образом (а не через устранение их мциюс). Однако это через то, что открытие через Мойше приходит к бней Исроэл через некоторое изменение и т.д., не так, как если бы раскрытие было со стороны самого «вайдабейр Элойким…».
И, в понятиях «сделать ему Благословен Он, жилище в нижних»: в первых дибройс раскрывается «диро лой Исборах», но не так сильно в «тахтойним»; в последних дибройс – больше подчеркивается «тахтойним», но не такая высокая ступень в «ему Благословен ОН».
И более детально – следует сказать что в самом понятии «диро лой Исборах» существует два способа и ступени. Так как это делается через Мойше (в последних дибройс), и так. как это происходит через «Вайдабейр Элойким…» (в первых дибройс):
Алеф) Даже когда делают «диро лой исборах», все же это только жилище для него, Благословен Он, но не он сам «житель»; не сам «вайдабейр», но так, как слово Вс-вышнего выходит через Мойше (в последних дибройс)
Как это видно в жилище по простому: хотя в жилище находится человек, живущий в нем во всей своей сущности, тем не менее, само жилище не является частью человека, живущего в нем, они суть две отдельные вещи. И подобно этому в нимшол: поскольку намерение состоит в том, что бы построить диро в нижних в их мциусе и уровне (вплоть до того, что жилище строится через понятия и ограничения нижних, пришел в город, иди по его обычаям, как говорилось выше. ведь даже когда делается «диро лой Исборах в нижних, даже диро для ацмусой исборах, в ней находится Вс-вышний в раскрытии, но диро бесахтойним остается в положении «тахтойним» в аспекте сокрытия его света Благословен Он (что Элойкус скрывается и утаивается и одевается там), это «диро для него Благовлоен Он, но как «отдельная « вещь от самого «жителя», Сущности Его Благословен Он [хотя хидуш в том, что даже тахтойним становятся диро лой исборах, но это н так, как ацмус и магус находтится в своей сущности действительно.]
И следует сказать, что это способ строительства диро, как это происходит через Мойше (мемуца мехабер) самого по себе, - подобно дибройс гаахаройнойс, которые есть слово Вс-вышнего, но как это выходит через Мошйе рабейну, и само собой это больше на уровне тахтойним, но не раскрытие «жильца» самого.
Бейс) дополнительно к «диро лой исборах» делается, что ацмус и магус Благословен Он, сам находится в раскрытии во всей своей сущности, - «вайдабейр Элойким эс кол гадворим гоэйле леймойр – в первых заповедях.
Хес
Полное совершенство достигается тогда, когда есть соединение этих двух вещей: раскрытие ацмус и магус Эйн Сойф Борух Гу бэацмусой умагусой (не так, как находимся в Мойше в качестве соединяющего посредника) к бней Исроэл как они находятся нешомойс бегуфим в нижних, и воспринимают гилуй в пнимиюс своего мциюса (не через устранение своего мциюс).
Т.е. что само жилище в нижних становится (не ботел бимциюс а) «цинойр» для раскрытия «двар Гавайе мамош» от ацмусой умагусой Йисборах («дайор») беацмусой умагусой; посредством того, что еврей учит Тору внизу таким образом, что «таан лешойни имросехо», он становится цинойр для раскрытия ацмусой Йиборах, таким образом что сама диро (т.е. еврей, как он находится в нижних) выражает и раскрывает слово Гавайе мамош – таан лешойни имросехо, вплоть до того, как он (еврей) он одно целое кивйохойл со Вс-вышним – раскрытие внизу «Исроэл векудшо брих гу койло хад».
И этой силой – делает еврей подобие этого также в мире вокруг него, что существование нижних в их мире (не так что жилище представляет собой отдельную сущность, отдельно от живущего в ней, но все их существование это что они) раскрывают двар Гавайе, вплоть до раскрытия койах гоацмус, находящейся в мире (что он один в его силе и возможности сотворить йеш меаин).
Причина того, что есть необходимость в двух дибройс, - несмотря на то, что первые дибройс (которые Вс-вышний сам говорит), они несравнимо выше, чем последние дибройс (которые были сказаны Мойше), ибо посредством того, что были сказаны последние дибройс, посредством Мойше рабейну (таким образом, что «лэймойр», он повторяет «двар Гавайе мамош»), было достигнуто, что также как бней Исроэл находятся внизу в нижних – также здесь – могут воспринять – (в рамках нижних), и привести через изучение Торы и работу внизу, раскрытие «вайдабейр Элойким…», двар Гавайе мамош, которое было «там» (во время Дарования Торы).
Т.е., что посредством последних дибройс (в гл. Воэсханан) раскрывается совершенство достоинства первых дибройс (в гл. Йисрой) – раскрытие «вайдабейр Элойким» в «леймойр» каждого еврея (в нижних), что изучение Торы каждого еврея в каждое время и в каждую эпоху и в каждом месте («здесь») это «двар Гавайе мамош», что было сказано Мойше с Синая, и через это исполнятся идея «что там – в страхе и дрожи…», как это было во время Дарования Торы буквально.
Тес
В соответствии с вышесказанным следует объяснить также связь со временем, когда читают главу Йисрой (в этом году) – 20 числа 11 месяца («аштей осор хойдеш гу хойдеш шват»), что это также десять дней после йуд шват, день гилуло мойри вехами Адмур Носи дойрейну, и суббота. От которой благословляются все дни, будущие дни в шват, включая 22 шват- день гилуло дочери квойд кдушас Мойри вехами Адмур:
Месяц ахад-осор (шват) связан с раскрытием «ахад осор йойм мейхойрев», что обозначает «гамейуход шебаасоро… шегу эход шегу ройш лехол гадибройс, онойхи Гавайе Элойкехо», т.е. что «ахад осор йойм мейхойрев» обозначает аспект ахад-осор, который выше, чем десять дибройс, которые были даны в Хойрев, вплоть до аспекта «ант гу хад вело бехушбон», уровень кесер, который выше чем десять сфиройс, вплоть до ацмусой Йиборах, который выше чем весь седер гишталшелус.
В сам одиннадцатый месяц, день гилуло Мойри вехами Адмур приходится на десятый день в нем, - т.е. как раскрытие одиннадцати (в месяце) связано и притягивается в аспект эсер – порядок гишталшелус [кроме того, что ахад осор сам по себе включает в себя (как понятно по простому смыслу) также эсер что перед ним], и в общем – притяжение койхойс макифим (кесер) также в десять койхйос пнимиим, и еще выше – притяжение ацмусой исборах также вниз в нижних – подобно соединению первых дибройс и последних дибройс.
И это раскрывается еще более высоким способом в день ахад осор месяца ахад осор, что тогда есть раскрытие аспекта ахад осор также со стороны числа месяцев, и также со стороны дней месяца (как говорилось выше), и следует сказать, что поскольку это приходит после раскрытия десятого дня месяца, есть в этом также достоинство гамшохо пнимис (десять), и также способом маалин бакойдеш. Что от этого приходят к ахад осор йойм в месяце ахад осор.
И следует сказать, что это подобно достоинству и хидуш того, что были сказаны первые дибройс самим Вс-вышним (аспект ахад осор) после того, как были сказаны также последние дибройс посредством Мойше (аспект эсер).
И в особенности, когда субота главы Йисрой, - когда читают всю главу в тОре, включая десять дибройс, - «вайдабейр Элойким эс кол гадворим гоэйлэ лэймойр» - с благословением перед чтением Торы и после чтения Торы (что тогда «гакодойш борух гу койрей вешойнэ кенегдой» в еще большей степени, и это кол шекен от изучения Торы во все дни года) – приходится на 20 число одиннадцатого месяца, эсрим гиматрия кесер, т.е. уровень ахад – осор (кесер) в ахад осор.
И от этого приходим после этого к 21 дню месяца – ах тойв леисроэл», одиннадцать дней от десятого числа одиннадцатого месяца, и это предшествует 22 чилу месяца – бехо йеворех Исроэл, в соответствии с 22 буквами Торы, что через нее притягиваются все аспекты и все благословения в пнимиюс (бох).
Йуд
И следует добавить также связь с главой Мишпотим (которую начинают читать в молитве минха), и глава будущих дней. Включая 22 шват):
На посук «воэйлэ гамишпотим ашер тосим лифнейгем» говорят Хазал «как первые – с Синая, так и эти – с Синая», т.е. что также заповеди, понятные разумом (мишпотим), связанные с рамками нижних, они с «Синая» от Его Сущности и Сути Благословен Он (вайдабейр Элойким…») в точности так же, как «первые с Синая» - подобно тому как сказано «как там – в страхе… также здесь…».
И это раскрывается способом «вээйлэ» (указывает пальцем и говорит «это», эти), вплоть до способа «тосим лифнейгем», «сказал ему Вс-вышний, Мойше, не говори, я выучу с ними главу и галаху два или три раза… и я не затрудняю себя объяснить им смысл закона и его объяснение» – и в особенности, поскольку Тора в сущности выше чем понимание и постижение – поэтому сказано «ашер тосим лифнейгем», как стол, накрытый и готовый чтобы кушать перед человеком», что также «смысл закона» (и его объяснение) он должен дать сынам Израиля в пнимиюс (как стол, накрытый и готовый чтобы кушать, что становится его плотью и кровью).
И следует добавить в соответствии с объяснением Йерушалми в «тосим» - от языка «симо» и сокровища, что также сокровища в Торе – пнимиюс торы, которая сама по себе скрыта и спрятана, и связана с сосим Святого. Благословен Он,, должна быть способом («тосим») лифнейгем – внутри их, в раскрытии.
Йуд алеф
В соответствии с вышесказанным, понятно, что мы учим из этого сейчас, и в особенности, в наше время, когда мы находимся в непосредственной близости к истинному и полному избавлению, как говорилось несколько раз:
Из «как там… также здесь» мы учим, что в каждом поколении и в поколении в каждую эпоху и в каждом месте евреи имеют силу сделать «вейдабейр Элойким эс кол гадворим гоэйлэ лэймойр», в точности, как это было во время Дарования Торы в первый раз:
И сила на это дается из соединения первых дибройс (которые были от самого Вс-вышнего) и последних дибройс (которые были через Мойше), как говорилось выше подробно.
И подобно этому повторяется снова и снова – как известно, что аспект Дарования Торы есть постоянно, как говорится в нусахе благословения на Тору – «нойсейн гаТойро» в настоящем времени. И подобно этому есть в каждом и каждом поколении – Мойше в поколении, который передает двар гашем (Тойро). И из этого понятно, что в каждом и каждом поколении повторяется снова – и еще более высоким образом (в соответствии с правилом «маалин бакойдеш»), соединение первых дибройс и последних дибройс, дающий силу чтобы «как там… также здесь» было раскрытие «вайдабрейр Элойким».
И тем более и тем более в нашем поколении – что мы видим воочию, что Мойше поколения, Квойд Кдушас Мойри веХами Адмур Носи дойрейну, связан с раскрытием и соединением эсер и ахад осор, вполоть до ахад осор шебеахад осор (как говорилось выше) – это указывает еще сильнее, на связь «также здесь» с «как там» в поколении Мойше рабейну.
И с особенным подчеркиванием, – поскольку наше поколение это последнее поколение изгнания и первое поколение освобождения, и в особенности в последнее время, как говорилось несколько раз, что уже завершили все, и сейчас следует только подготовиться к геула в реальности, – раскрытие аспекта асири (широ гоасирис и т.д.) вместе с раскрытием аспекта ахад осор, «ант гу хад», раскрытие Сущности Его Исборах внизу, в истинном и полном избавлении через Мошиах цидкейну, которое связано с Мойше рабейну – «гойел ришойн гу гойел ахаройн».
И в особенности в соответствии с тем что говорилось несколько раз, что рошей тейвойс (бедерех эфшар) слова «мийад» – Мойше, Исроэл (Баал Шем Тов), Довид (Малко мшихо), т.е. что первое поколение Дарования Торы (поколение Мойше) соединяется с последним поколением (избавления посредством Малко Мшихо), посредством раскрытия хасидизма Баал Шем Това и его наследников, наших учителей в каждом поколении, что когда распространятся твои источники наружу, тогда «оси мар» это царь Мошиах.
И следует сказать, что в соответствии с содержанием слова мийад, следует сказать, что эти три буквы связаны не с различными эпохами (Мойше в своем поколении, Исроэл Баал Шем Тов в своем поколении, и Довид Малко Мшихо в своем поколении), но приходят все вместе одновременно (мийад) в каждом и каждом поколении и в каждое и каждое время. Как указывается также в том, что мийад это также рошей тейвойс «Мойше Йегошуа Дойром», что все три были в одном поколении.
И также слеудет сказать относительно нащего поколения – что в том же поколении есть раскрытие их троих мем (Мошиах), йуд (рабби Йосеф Ицхок) и далет (дойром – их поколение): увместе с Мойше нашего поколения (квойд кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну), аспект эсер (10 шват), включая также раскрытие учения хасидизма через него, есть также раскрытие аспекта ахад осор, гойел ришойн гу гойекл ахаройн. Довид Малко Мшихо.
И следует сказать что это три они подобны и представляют пример на три вышеупомянутые вещи – первые дибройс (от самого Вс-вышнего. И подобно этому посредством раскрытия сосим и пнимиюс Торы, начиная с Исроэля Баал Шем Това), последние дибройс (через Мойше), и их соединение – десять и одиннадцать, как это будет в совершенстве посредством раскрытия «Тойро хадошо мейити тейцей» (аспект ахад осор йойм мейХойрейв, выше чем десять дибройс, которые были даны в Хореве, от Ацмус и Магус (выше чем Мойше мемуцо гамехабер), в истинном и полном избавлении посредством Мошиаха Цидцейну.
Йуд бейс
Урок из этого в практическом плане для каждого и каждой из Израиля, мужчины женщины и дети, и в особенносит нашего поколения:
Когда мы находимся в шабос главы Йисрой, когда читают в Торе главу о Даровании Торы, и когда мы идем от десятого числа месяца шват (одиннадцатого месяца), и в подготовке к двадцать второму шват (дважды одиннадцать) – должен каждый еврей взять указание из «вайдабейр Элойким эс кол гадворим гоэйлэ лэймойр», которые сказаны белошойн нойхах увелошойн йохид («Онойхи Гавайе Элойкехо ашер гойцейсихо»), чтобы научить нас, что это приказание и урок для него, для каждого человека:
Также как это было в Матан Тойро, что вместе с тем, что это было событие однократное, есть у него влияние и продолжение во все времена, способом «ма легалан … аф кан» - также должно быть также сейчас, когда читают главу в Торе, что следует взять из этого добрые решения в практическом плане во все дни и недели и месяцы после этого, и в особенности, в связи с аспектом эсер и ахад осор (как объяснялось выше).
Также как во время Дарованимя Торы собрались все евреи таким образом,т чо «вайихан шом Исроэл, как один человек с одним сердцем» - так должно быть также в работе каждого из бней Исроэл, что он должен собрать все десять сил его души, и сделать их одной сущностью «цибур»,тчобы служить Вс-вышнему также десятью своими внутренними силами (три уровня разума и семь мидойс), и также своими внешними силами (аспект ахад осор), роцойн и таануг – «бехол левовхо увехол нафшехо увехол меойдэхо».
И прежде всего – добавить в изучении Торы «бээймо бейиро бэрэсэс увезио», когдя он знает.что когда он учит Тору, это соответствует десяти силам его души, и он говорит «двар Гавайе мамош что сказано Мойше с Синая»!
И еще и главное: что каждый и каждый примет на себя повлиять (в ближайшие дни) по меньшей мере на еще десять евреев во всех вопросах Торы и заповедей, и действовать в этот также – со всеми силами, его внутренними силами и его внешними силами.
И как говорилось, это указание для каждого и каждой из Израиля в нашем поколении, мужчин, женщин и детей.
Включая и в особенности и начиная с тех, кто находится здесь в синагоге и доме учения и доме добрых дел Квойдл Кдушас Мойри веХами адмур Носи Дойрейну, «микдаш меат… бейс рабейну шебебовел», что он «бейс хайейну» всех сынов Израиля, находящихся в этом месте, и всех сынов Израиля во всем поколении целиком, ибо «ганоси гу гакойл», от него притягивается гашпоас гахайус для всего поколения полностью во всех краях света, и само собой понятно, что его синагога и дом учения и дом добрых дел это «бейс хайейну», и в особенности посредством его гашпоо из Торы жизни и заповедей (что про них сказано вехай богэм»), что они «хайейну веойрех йомейну».
И через то, что сыны Израиля, находящиеся здесь показывают живой пример как следует вести себя в соответствии с указаниями носи дойрейну – притягивается гашпоо и хайус из этого дома [и в особенности, что сейчас добавляют улучшения и изменения в этом доме – насколько это возможно в этом нижнем мире], вплоть до сынов Израиля во всех странах мира, вплоть – до всего мира целиком.
И еще и главное – что немедленно сейчас действительно приходит истинное и полное избавление практически реально, и синагога и дом учения и дом добрых дел, вместе со всеми синагогами и домами учения и домами добрых дел, поднимаются, вместе со всеми сыновями Израиля, «бинорейну увизкейнейну…бэвонейну увивнойсейну» в Святую землю, в Иерушалаим ир гакойдеш, к гар гакойдеш, и к Бейс гаМикдош гашлиши вегамешулош.
Немедленно сейчас буквально, со всеми объяснениями в этом, начиная с самого простого смысла – немедленно сейчас действительно.
[1] Другое название книги Дварим (прим. переводчика)
[2] Тания гл. 4 от имени Зогара
[3] Танья гл. 4 (8, 2)
[4] Тегилим 119, 172 (перевод Д.Б. Хаскелевича)
[5] слово Твое
[6] Тойро Ойр, наша глава 67, 2
[7] Тоно двей Элийогу Рабо гл. 18 Йалкут Шимони Эйха 1034
[8] «как если бы», "если бы можно было бы так сказать о Вс-вышнем"
[9] Тегилим 51, 17 перевод Д.Б. Хаскелевича
[10] Йешайя 59, 21
[11] см ссылки в Ликутей сихойс ч. 4 стр 1087 сноска 5
[12] наша глава 20, 15
[13] ВоЭсханан 5, 4
[14] Тойро Ойр наша глава 67, 2
[15] Тойро Ойр, наша глава, 67, 2
[16] Тегилим 1, 2
[17] Тойро Ойр там, Ликутей Тойро Шир гаШирим 42, 1 и в неск. местах
[18] Ницовим 29, 14
[19] Пиркей дРаби Элиезер гл. 41 Шмойс Рабо конец гл. 28, Танхума Пкудей 3, Ницовим 3 Зогар ч. 1 91, 1 и еще
[20] см Ликутей Сихойс ч. 28 стр. 242 сноска 22
[21] Тания начало гл. 41
[22] Собрание еврейских душ
[23] (до сих пор – отредактированный перевод 5.6.2005)
[24] соединяющий посредник