בס"ד
Алеф
В связи с приказанием недельной главы, которую читают в эту субботу[1], "Шойфтим вешойтрим титен лэхо бехол шеорехо[2]", есть предсказание пророка избавления[3] - "и верну судей твоих как раньше, и советников твоих, как в начале", и как говорят также в молитве каждый день (в будни[4]) "верни судей наших как раньше, и советников наших, как в начале".
И в соответствии с тем, что говорилось несколько раз, и, в особенности, в последнее время, - по поводу объявления и сообщения[5] Квойд Кдушас Мойри Вехами Адмур главы нашего поколения[6], "немедленно к тшуве[7], (и, само собой) немедленно к геуло", что уже закончили все, также "чистить пуговицы[8]", и нужно только, чтобы было "стойте[9] все готовы[10]" – и также это уже завершили, - встретить Мошиаха цидкейну немедленно сейчас буквально - понятно, что мы находимся уже сейчас во время исполнения предзнаменования "верну судей твоих... и советников твоих[11]", и более того, "как в начале", и уже есть начало в этом, как далее будет объяснено.
Бейс
И это будет понятно, если сначала указать на несколько диюким[12] в языке предзнаменования:
алеф) в нашей главе сказано "судей и стражников поставь себе", в отличие от этого в языке предзнаменования сказано только "И верну судей твоих", и не упоминаются стражники. И, с другой стороны: добавляется язык и идея "советники твои".
бейс) в чем состоит различие между "судей твоих" и советников твоих"
гимел) почему сказано про "судей твоих" язык "кеваришойно[13]", а про "советников твоих" - "кеватхило[14]"?
далет) "шойфтаих" и "йоацоих" - "твои" судьи и "твои" стражники, в отличие от того, как говорится в нашей главе - "судьи и стражники" просто (несмотря на то, что далее сказано "поставь себе")).
Гимел
И следует сказать объяснение в этом:
Различие между судьями и стражниками объясняет Раши[15] - "Шойфтим - судьи, выносящие приговор, шойтрим - стражники, принуждающие народ исполнять их приказания, которые бьют его и связывают его палкой и розгой, пока не примет на себя решение судьи[16]". Это значит, что стражники - их задача - заставить и принудить[17] народ исполнять закон.
И в соответствии с этим понятно, почему в предзнаменовании геуло сказано только "и верну судей твоих", а не "стражников", поскольку в будущем уничтожится существование зла[18] и дурное[19] начало[20], и не будет необходимости в стражниках, которые заставляют народ слушаться указаний судей, поскольку все люди будут сами исполнять указания судей[21]. Потребуются только "судьи", которые будут постановлять законы, и учить Тору, и давать указания Торы и заповедей сынам Израиля[22], ("поднимутся от силы к силе[23]" в самой святости[24]).
Далет
И следует сказать, что эта идея указывается также в названии главы "Шойфтим" (без добавления слова "шойтрим"), как известно[25], что имя вещи выражает содержание каждой вещи, и подобно этому в отношении имен глав Торы, как они называются в соответствии с обычаем Израиля, и они совершенно точны[26] -
Ведь на первый взгляд: как соответствует название главы ("Шойфтим") с заповедью, содержание которой, на первый взгляд, выражается посуком "шойфтим вешойтрим титен лехо бехол шеорехо", и вплоть до того, что приводится в Мидраше[27], "если нет стражника, нет судьи; как это? - если один человек должен другому по суду, то, если нет стражника, который возьмет от него, как только он уходит от судьи, не может судья сделать ему ничего,
И объяснение в этом[28]: идея шойтрим - это только помощь судьям, что если судья не может привести свой приговор в исполнение, нужны стражники, с "палками и плетками", которые заставят судившихся "принять на себя приговор судьи". Поэтому глава называется только именем "Шойфтим", а назначение стражников не считается отдельной заповедью (в счете заповедей), а включается в заповедь назначения судей, - поскольку идея стражников - это деталь в идее "судей" (для того, чтобы реализовать исполнение суда (практически) посредством стражников) но это не есть обязательная вещь для суда, ибо он может быть исполнен практически также без стражников, когда положение и время как положено, что не нуждаются в этом (как это будет в будущем), как говорилось выше.
И то, что приказание в Торе включает также "стражников", это потому, что это приказание на поколения, который говорит обо всех временах, и всех ситуациях, и само собой, нуждаются в приказании о стражниках, в ситуации, когда требуется, чтобы приняли суд принудительно[29] [и поэтому говорится также в Мидраше "если нет стражника - нет судьи", не в отношении суда, но только в смысле пользы для исполнения суда, что возможна ситуация, что если нет стражников, то суд не будет исполнен.
Гей
В соответствии с этим будет понятно, причина того, что в предзнаменовании добавляется "и советники твои" (дополнительно к "судьи твои"), поскольку возможность того, чтобы во время геуло все сыны Израиля достигли бы своего совершенства, и исполняли бы указания судей без необходимости в стражниках, обеспечивается тем, что "судьи твои" будут также и "советниками твоими":
Различие по простому между судьей и советником, что судья - не находится на одном и том же уровне с судящимся, он несравнимо выше этого, - как со стороны своих познаний и понимания в законах и судах, и также со стороны битуль[30], который должен быть у судящегося перед судьей, чтобы принять на себя решение суда (даже если это не по желанию судящегося); судья выносит решение суда в качестве приказания и декрета (сверху вниз), и судящийся обязан принять это с принятием ига (независимо от того, понимает ли он это или нет).
В отличие от этого, советник, это, как это следует из самого его имени, - дает добрый совет[31], и, говоря языком Хазаль[32], "добрый совет сообщает нам". Это указывает, что советник (в качестве советника) находится на уровне слушающего и воспринимающего совет, и поэтому советник обращается к нему (не сверху вниз, как приказание и декрет, но) как хороший товарищ, который говорит с ним на равных и дает ему хороший совет, как ему вести себя, совет, который он (слушающий) понимает, и это укладывается у него в голове, и он сам чувствует, что это доброе дело для него (слушающего), а если нет - это не называется "добрый совет", а есть декрет и указ.
Подобно этому понятно также различие между "шойфтаих" и "йоацоих" в языке пророчества в отношении суда и совета в вопросах Торы и мицвойс.
И есть в каждом из этих вариантов то, чего нет в другом: достоинство советника в том, что это воспринимается лучше у слушающего совет, это проникает внутрь его собственного существования, поскольку он понимает, что это есть добрый совет _для него; достоинство судьи, что, поскольку его указания приходят как указание с приказ судьи, который несравнимо выше судящегося, это добавляет судье, что есть у него сила Торы, чтобы выносить решения суда, сила гораздо большая (чем у советника такого же ранга), и также – что это приходит в качестве приказания свыше, что это заставляет человека исполнить указание (в отличие от совета, когда у него есть выбор - исполнять или нет).
И, другими словами: у судьи основной акцент делается на существовании судьи, а у советника основной акцент в основном на существовании слушающего совет.
И это подобно двум аспекта, которые должны быть в общей идее служения человека[33]: работа человека своими силами - исарусо дилсато[34], и помощь Свыше - исарусо дилэйло[35]. И подобно этому более подробно, есть два этих аспекта в самой помощи Свыше[36]: помощь и силы, которые на уровне человека и одеваются в него внутрь него; и помощь и силы, которые приходят с уровня, который несравним с ним. И подобно этому следует сказать, что есть два этих аспекта в помощи в служении, которая приходит от самих сынов Израиля: "судьи твои" - что их идея - Торы (слово Вс-вышнего) - дают помощь свыше, несравнимо выше человека[37], и "советники" - помогают ему способом одевания[38] внутрь, таким образом, что он чувствует, что это его личное благо.
Вов
В соответствии с этим будет понятно различие, почему в "шойфтаих" сказано "как в начале", а в "йоацаих" сказано "как раньше"[39].
Различие между "ришойно[40]" и "тхило[41]" это: "ришон" означает с самого начала[42]", т.е. что это (может быть) раньше собственно начала действия[43]. В отличие от этого, "тхило" указывает на действительное начало действия.
И следует сказать, что это есть различие между "шойфтаих кеваришойно" и "йоайцих кеватхило" (что также как судьи и стражники были раньше[44], есть принципиальное различие между ними которое подчеркивается в изменении языка "кеваришойно" и "кеватхило"): поскольку в действии судьи акцентируется (в основном) личность судьи, и это приходит как приказание свыше, не считаясь (в такой степени) с готовностью сосудов воспринимающего - поэтому есть перерыв (в качестве, и, само собой, также во времени) между словами судьи и их практическим исполнением, поскольку после решения суда судья должен только тогда начать новое дело - принятие суда и его исполнение подсудимым. И поэтому сказано про это язык "шойфтаих кеваришойно" - что судьи, которых "Я верну" - они "кеваришойно", на уровне "ришойно", перед началом дела.
В отличие от этого, в действии советника, когда (основной) акцент делается на существовании воспринимающего, то слушающий совет - это готовый сосуд для этого, и совет говорится с мыслью, что это будет воспринято у слушающего, т.е., что сама идея (то, что дается совет) указывает на то, что уже есть начало этого дела, поскольку слушающий уже готово к этому, и совет приходит только для того, чтобы проявить это в нем, и показать ему, каким образом это хороший совет для него, и также по времени, - что сразу после того, как говорится совет, есть уже начало раньше совета. Поэтому сказано "советников твоих кеватхило", ибо советники, которые вернутся в дни Мошиаха, они "кеватхило", на уровне "тхило", они связаны с началом практического исполнения совета.
В соответствии с этим понятно, также язык "йоацоих" – обращаясь к слушателю, твои советники, - поскольку в совете подчеркивается, что это двое дело; и намерение в этом, что посредством "йоацоих" также "шойфтим" станут "шойфтаих" - напротив говорящего, что указания судей (которые сами по себе несравнимы с судящимся) будут восприняты у него внутренним образом, как принимается совет.
И следует связать это с тем, что говорится в нашей главе "судей... поставь себе во всех воротах твоих":
ворота (города) - это вход и начало вхождения в город. И намерение в этом, что назначение судей (и стражников - когда есть необходимость в этом) будет способом "поставь себе во всех воротах твоих", обращаясь к слушающему ("себе"), чтобы (указания и решения законов) судей - которые сами по себе находятся в отделении[45], и воспринимаются способом приказания и принятия ига - были бы восприняты у сынов Израиля и опустились "тебе (и более того) во всех воротах твоих", внутрь, таким образом, чтобы они стали началом и "воротами" - "твои ворота".
И это будет лучше понятно в соответствии с объяснением на это[46] в служении Вс-вышнему что "ворота твои" указывает (также) на ворота (органы тела) человека (глаза, уши, нос и уста, как будет объясняться далее п. 12), что это есть "ворота" и вход между ним и между всем, что окружает его, и "во всех воротах твоих" должно быть "судей поставь себе" - что все его органы и силы должны управляться посредством "судей" в его душе, разум его Б-жественной души (судьи)[47], что и их помощью он учит Тору, т.е., что изучение Торы и указаний Торы (судьи) его будут управлять и опустятся и оденутся - и способом "дай" и способом "каждый дающий, с добром дает он[48]" - "во всех вратах твоих", всеми его органами и внутренними силами, таким образом, что проникает в него полностью, - "шеорехо", ворота и начало его, что это достигается посредством "йоацехо" - которые "как изначально[49]", как говорилось выше.
Заин
В соответствии с этим будет понятна причина того, что после прихода Мошиаха не нужны будут "шойтрим", поскольку тогда будут "шойфтехо" и "йоацехо" в совершенстве, - как законы и указания Торы, приходящие посредством "шойфтехо" вместе с тем, что дается возвышенная сила, которая есть в этом, и также добрые советы, приходящие посредством "йоацехо", приводящие это внутрь человека, и именно посредством двух этих аспектов еврей становится проникнутым полностью Торой и заповедями и Б-жественностью[50], так, что он не нуждается более в "шойтрим (принуждение и необходимость) чтобы исполнять слово Вс-вышнего.
Посредством "Шойфтехо" только, указания Торы, которые еврей принимает с принятием ига, как приказание и декрет, в этом отсутствует внутренняя работа, проникающая в его понимание и его чувства, которая приходит посредством "йоацехо". И само собой остается возможность (в его внутренних силах) для противоположности; посредством "йоацехо" только, что это ест добрый совет для слушающего и воспринимающего, не достает в этом силы Торы и помощи с более высокого уровня, которая приходит посредством решения судьи (как объяснялось выше), т.е., в раскрытии Б-жественнсти посредством этого. Именно посредством двух этих аспектов, - "шойфтехо" и "йоацехо" - достигается, что сам человек (таким образом, что это одевается внутрь его существования, что воспринимается у него посредством "Йоацехо") ведет себя в соответствии с указаниями Торы (посредством "шойфтехо") что тогда нет больше возможности, что человеку будет необходимо принуждение (посредством шойтрим) чтобы исполнять указания шойтрим.
Хес
Из самого этого объяснения, что должно быть "йоацоих кеватхило", чтобы принести в слушающего совет внутреннее понимание и ощущение в Торе и заповедях и в еврействе, таким образом, что это становится "началом" и "воротами" его, (а не так, что это остается как новая вещь, которая не по его уровню) - понятно, что это должно прийти посредством работы еврея еще перед геуло, работой по его уровню, шаг за шагом, и уровень за уровнем, для того, чтобы подготовить его и сделать его сосудом, способным воспринять Б-жественное раскрытие дней Мошиаха, включая - "И верну судей твоих как раньше и советников твоих как в начале".
И кроме этого: в соответствии с тем, что известно, что окончательное совершенство дней Мошиаха "зависит от нашей работы и наших дел все время на протяжении изгнания, ибо причина награды за заповедь - сама заповедь[51]". И поскольку все притяжения[52] Свыше происходят способом "мидо кенегед мидо[53]", т.е., что работа еврея должна быть подобна притяжению, которое он притягивает посредством этой работы[54] (ибо посредством этого он становится сосудом для внутреннего восприятия этой гамшохо[55]) - понятно в нашем вопросе, что для того, чтобы достичь и воспринять состояние "и верну судей твоих, как раньше, и советников твоих как в начале" в дни Мошиаха, должно быть в еврее подобие этого в его служении сейчас - чтобы еврейство и Тора и мицвойс были у него двумя способами: способом "шойфтехо" - принятие ига в исполнении указаний Торы, и способом "йоацехо" - чтобы указания Торы воспринимались у него внутри как "добрый совет".
И это достигается посредством того, что сыновья Израиля в каждом поколении слушают "шойфтим" и "йоацим" своего поколения, как объясняется[56] в пойским[57], что "шойфтим вешойтрим титен лехо бехол шеорехо" это есть приказание основное и принципиальное[58] во всех местах, также вне земли Израиля, и во все времена, также в наше время (в качестве посланников бейс дин первых[59])[60], и как приводится в нашей главе[61] - "и ты придешь к судье, который будет в те дни[62], и будешь искать, и скажут тебе слово закона, и сделай по слову, что скажут тебе", вплоть до того, что "судья который будет в те дни" в каждом поколении он "как Шмуэль в своем поколении" вплоть до "как Мойше в своем поколении[63]".
И совершенство аспекта судьи и мудреца - это когда кроме этого "получают от него совет и спасение[64]", или, что кроме того, что он судья и рав мойре гойроо[65] в своем поколении, есть у него (кроме этого) также "йоацехо" ("асей лехо рав[66]" и т.д.) который дает ему совет в йирас шомаим[67] и служении Вс-вышнему.
И посредством того, что слушают "шойфтехо" – своего раввина и учителя, которые учат законам и указаниям Торы, и "йоацехо" - становятся кли пними[68] (посредством йоацехо), чтобы воспринять "веошиво шойфтаих кеваришойно вейойцоих (язык говорящего напротив - советник твой) кеватхило", также аспекты, которые несравнимо выше (шойфет), как объяснялось выше.
Тес
Подобие вышесказанному есть в различии между словами Торы и словами пророчества[69] (про обе эти вещи идет речь в главе Шойфтим[70]):
Тора - выше мира (предшествовала миру[71]). Тора - это мудрость и воля Вс-вышнего[72], она выше, чем отношение к рамкам мира, также как "мысль не способна Его схватить совершенно[73]" [и хотя Тора "пошла и опустилась ..." и приходит в одевании в понимании и постижении внизу, вплоть до того, что "называется на имя его[74]", однако в сущности своей она остается - сущность Торы - выше понимания и постижения] И поэтому также способ воздействия Торы на мир - это в основном как приказание и псак дин[75] Свыше.
В отличие от этого пророчество - несмотря на то, что это слово Вс-вышнего, но это раскрытие Б-жественности сотворенным, "раскрыл тайну Его рабам его пророкам[76]", в их рамках[77] (если исполняются условия[78] хохом[79], гибор[80] и т.д.), и то, что это воспринимается в разуме и постижении пророка, таким образом, что соединяется с этим[81], - "одевается в их разум и их постижение в пророческом видении и также в их мысли и их речи, как сказано[82]: "дух Вс-вышнего говорил во мне и слово Его на языке моем""[83], и аспект пророчества должен прийти в раскрытии именно в речи, "весь язык невуо[84] - это человек, объясняющий и провозглашающий народу..., и это от корня нив сфосоим[85]..."[86], не так, как Тора, которая может (сама по себе) остаться в мысли; и также в содержании пророчества есть отношение к миру, "не[87] становится пророк, но только чтобы сообщить нам вещи, которые произойдут в мире..."[88]
И следует сказать на первый взгляд, что Тора и пророчество они, в общем, подобны различию между "шойфтаих" и "йоацоих": шойфет - его задача – выносить решения по законам Торы, и это приходит как приказ и декрет. Советник же дает совет, который одевается в "одежды" слушающего совет, в его понимание и постижение, - подобно идее пророчества[89] (которое связано[90] с клойойс йоацойс[91], аспекты нецах и гойд[92]), что пророк (который не судья[93]) дает совет в отношении поведения в делах этого мира (вещи, которые произойдет в мире"), как, например, "идите туда то, или не идите, начинайте войну или не начинайте, и т.д"[94].
И также, как есть приказание слушать "шойфтаих" во все времена, как говорится в нашей главе, "и ты придешь к судье, который будет в те дни" (как говорилось выше п. 6), также это и в отношении пророков, - как говорится далее в главе[95]: "пророка из среды твоей, из братьев твоих, как я, поставит тебе Вс-вышний Б-г твой, его слушайте", и, как подробно объясняет Рамбам в сефер а-мада[96], что "из основ веры -знать, что Вс-вышний дает пророчество людям", и по поводу заповеди слушать пророка, как объясняется там отдельные законы в этом.
Поскольку Рамбам приводит это в книге "законов законов[97]" (и очень подробно), перед этим говорит, что это есть "из основ веры" - понятно, что есть закон, относящийся к сынам Израиля во всех поколениях. И хотя сказали Хазал[98], "С тех пор, как умерли последние пророки Хагай и Зехария, ушел дух пророчества из Израиля", говорилось однажды[99], что объяснение в этом, что не ушел полностью (но "нисталко", но не "ботло" или "поско"[100]), и как ясно из того, что также после этого мы находим, что Святой Дух покоился на некоторых и некоторых[101] (и как понятно также из того, что в своей книге законов - между всех условий пророчества - Рамбам не приводит никаких условий в отношении времени пророчества, после того, как умерли последние пророки[102]).
И более того, Рамбам пишет в Игерес Тейман[103], что в определенный год (как объясняется там) "вернется пророчество в Израиль", "и нет сомнения, что возвращение пророчества - это предшествование Мошиаха (как сказано[104]: "и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши..."),
И следует сказать, что объяснение в этом понятно в соответствии с тем, что говорилось выше в отношении "вейоацоих кеватхило", что для того, чтобы были способны воспринять гилуим дней Мошиаха, должно быть начало в этом в служении сейчас, - в это время - в аспекте "йоацоих" (подобие пророчества), притяжение (совет), которое воспринимается у человека (таким образом, что есть у него отношение к этому уже "в начале"), и это дает ему возможность воспринять внутренним образом раскрытие Б-жественности в дни Мошиаха, как "шойфтаих" так и "йоацоих", как говорилось выше.
И поэтому эта галаха относится ко всем поколениям - также во время изгнания - что "Из основ веры - знать, что Вс-вышний дает пророчество людям", что всегда (во всех поколениях) имеет отношение аспект раскрытия пророчества внизу, вплоть до уровня пророчества Мойше, "пророка[105] поставлю им из среды братьев их, как ты"[106] – совершенство аспекта пророчества, как объясняется в Рамбаме подробно[107].
И в соответствии с этим следует сказать объяснение на то, что Рамбам подробно объясняет способ пророчества Мойше, ибо на первый взгляд: то, что было - было[108], - какое практическое следствие из этого в книге "законов законов" для сынов Израиля во всех поколениях? И если это касается времени после прихода Мошиаха, когда будет "Мойше с ними[109]", ведь увидят это сами, и не нужно говорить галаху на это сейчас?
И объяснение в этом: во всех поколениях - также перед оживлением мертвых Мойше, - важна галаха, знать, что "Вс-вышний дает пророчество сынам человека" (раскрытие Б-жественности в рамках сотворенных), вплоть до совершенства в этом, как это было у Мойше[110]. И более того, - в каждом поколении возможно, что "пророка поставлю им... как ты", как объясняет Рамбам[111], что "каждый пророк, который встанет после Мойше рабейну, мы не верим в него только из за знамения... но из-за заповеди, что приказал Мойше в Торе...", т.е., что каждый пророк - это продолжение пророчества Мойше и его Торы[112] (но что в раскрытии пророчества есть различные ступени, как это объясняется в Рамбаме), и в нашем поколении - глава нашего поколения Квойд Кдушас Мойри веХами Адмур.
И в особенности, после того, как "вернется пророчество в Израиль", что это "предшествование Мошиаха" (как выше) - пророчество, которое будет в Мошиахе (что "пророк[113] великий он близко к Мойше рабейну[114]"), и сказали Разал[115], что "первый избавитель (Мойше) это последний избавитель", и в каждом поколении и поколении есть один, достойный этого, - поэтому нужно знать как закон в это время (также перед геуло), что есть существование раскрытия пророчества (у Мошиаха также перед геуло), как подобие и начало ("вейоацоих кеватхило") к совершенству раскрытия пророчества после геуло. Это значит, что это не есть хидуш, который обновится только после геуло, но что начало в этом происходит еще раньше, в аспекте "йоацоих кеватхило", и поэтому пишет это Рамбам в своей книге галохойс (и в особенности, что Рамбам пишет в своей книге также галохойс, относящиеся к дням Мошиаха, также - предисловие к этому).
Йуд
В соответствии с вышесказанным будет понятен хидуш последних поколений вообще, и нашего поколения в частности, и в особенности, этого времени, что в соответствии с объявлением и сообщением Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну, уже завершили все (как выше п. 1) и по всем признакам мы находимся уже в последние секунды перед геуло:
С того времени, как Тора приказала "шойфтим вешойтрим титен лехо бехол шеорехо" и в течение поколений с тех пор, и в особенности поколения (предшествующие) в изгнании - поскольку не удостоились, и геуло не пришла тогда, это есть доказательство, что все еще мы не завершили наши дела и нашу работу и все еще остался след от аспекта "хатойсейну" (ибо "из за грехов наших мы были изгнаны из страны нашей[116]") что из-за сокрытия и утаения мира, все еще не достигли совершенства в положении и времени "судей твоих" и (в особенности) "советников твоих", и нуждались в "шойтрим" (чтобы заставить их, чтобы вели себя в соответствии с судом судей).
Но после самого большого количества "наших дел и нашей работы" в течение всех поколений, понятно, что мы приближаемся все больше и больше к этому положению.
И в особенности в последних поколениях, когда добавился аспект раскрытия пнимиюс Торы, начиная с "мицва раскрывать эту мудрость" во времена АриЗаля[117], и после этого "распространятся источники твои наружу[118]" посредством рабойсейну несиейну - что посредством их "вернется пророчество в Израиль" (языком Рамбама упомянутым выше)[119], "раскрыл тайну его рабам его пророкам", они именно - пророки нашего поколения[120], вплоть до "пророк из среды твоей... как я" (поскольку он есть распространение света Мойше в каждом поколении и поколении[121]), и они же "шойфтаих" и "йоацоих" нашего поколения:
Как "судьи твои" - поскольку они есть несиим[122], ибо носи (от языка возвышения) - он находится несравнимо выше тех, над которыми он носи (подобно тому, что сказано[123]: "и возвысился от всего народа, от плеча его и выше"), и также наши учителя, обучающие Тору всему народу - подобно шойфтаих"; и также "йоацоих" - дающие советы в вопросах Торы и страха перед Небом[124], вплоть до также советов в вопросах материальных (аспект пророков)[125].
И в особенности посредством раскрытия учения хасидизма Хабад, в одевании в хохмо бино и даас, в понимание и постижение, таким образом, что это понятно также разуму животной души - по крайней мере, в аспекте "добрый совет сообщает нам" - что воспринимается в разуме и чувств человека, и посредством раскрытия пнимиюс Торы в ХаБа"Д в разуме ("йоацоих") - вплоть до способа "тойамего хаим зоху[126]" (что посредством теимо[127] ощущают сущность вещи) - становится "вратами" ("шеорехо") и началом ("йоацоих кеватхило") для раскрытия пнимиюс Торы в будущем, и посредством пробования и начала сейчас - становятся сыны Израиля и весь мир внутренним сосудом для раскрытия пнимиюс Торы после этого посредством Мошиаха цидкейну[128].
И в самом этом добавляется еще более в нашем поколении - когда есть совершенство распространения источников наружу во всех странах мира, и таким образом, что это понятно разуму человека, даже такого, кто находится наружу, что нет наружу вне него, и также - перевод пнимиюс Торы и учения хасидизма на языки народов[129] [русский[130], и подобно этому] посредством Квойд кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну, и таким образом, что все добавляется в этом, вплоть до последних дней - также напечатана (книга Тания, письменная Тора хасидизма[131]) на "брайль", письменность для "саги нгойр[132]", не дай Б-г (как говорилось выше[133]).
И в соответствии с объявлением указанным выше Квойд Кдушас Мойри веХами Адмур, что уже закончили все аспекты работы, включая также работу рабойсейну несиейну в качестве "шойфтаих" и "йоацоих" до сего дня, и "ахшур доро[134]" по простому смыслу - понятно, что уже приходит в совершенстве время, когда "и верну судей твоих как прежде, и советников твоих, как в начале", в полноте совершенства (и нет необходимости в шойтрим, ибо все уже очищено), после того, как уже попробовали и есть начало в этом посредством рабойсейну несиейну[135].
Йуд алеф
Отсюда понятно учение, которое есть для каждого, когда мы находимся в шабос главы шойфтим в этом поколении, и в особенности в последнее время, последние секунды изгнания - что должна быть работа в соответствии с принципом "мидо кенегед мидо[136]" в отношении положения геуло:
распространить у самого себя и у всех тех, кого возможно достичь, что должны принять на себя (с большей силой) указания и советы "шойфтаих" и "йоацоих" в нашем поколении - "ман малхей - рабонон[137]", вообще, и в особенности, глава нашего поколения - приходящий в продолжение рабойсейну перед ним - судья нашего поколения и советник нашего поколения и пророк нашего поколения,
И как вышеупомянутое приказание Торы: "пророка поставлю им из среды братьев их как ты и дам Я слова моим в уста его и будет говорить к ним все что прикажу ему", "его будете слушать", и как постановление Рамбама упомянутое выше, что если есть у одного достоинства и совершенства которые должны быть у пророка и и показывает чудеса и знамения, - как мы видели и видим в продолжение исполнения благословений у главы нашего поколения - то "мы не верим в него из за знамения только... но из-за заповеди, что приказал Мойше в Торе и сказал, что если даст знамение, то слушайте его", посредством того, что "скажет вещи, которые произойдут в будущем и подтвердятся его слова[138]" (как это видели у Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур),
и более того: "пророк, что свидетельствовал ему другой пророк, что он пророк - как это в отношении руководителя нашего поколения, и продолжается в поколении после него посредством его учеников и т.д., - то он в хезкас нови и этот второй не нуждается в исследовании", и должны следовать ему немедленно, еще "прежде чем покажет знамение", и "запрещено думать за ним и сомневаться в его пророчестве что может быть это не истинно, и запрещено испытывать его больше чем нужно... как сказано, не испытывайте Вс-вышнего Б-га вашего как вы испытывали его в Масо[139]... но поскольку стало известно, что он пророк, пусть поверят ему и знают что Вс-вышний среди них, и пусть не сомневаются и не думают за ним...[140]", поскольку верят в слова пророка, не потому, что это слова пророка, но потому что это слова Вс-вышнего посредством этого пророка!
[Даже не слова Вс-вышнего, как сказано посредством второго пророка, но не сказаны к нему].
Есть указание как говорилось выше, что следует распространить всем людям поколения, что мы удостоились, и Вс-вышний избрал и назначил обладающего свободой выбора, что сам по себе он несравнимо выше людей поколения, чтобы он был "шойфтаих" и "йоацоих" и пророк поколения, что будет давать указания и давать советы, в отношении служения Вс-вышнему всех сынов Израиля и всех всех людей этого поколения, во всех аспектах Торы и заповедей, и в отношении общих вопросов ежедневной жизни, также в "во всех твоих путях (познай Его)", и "все твои дела да будут во имя небес[141]",
вплоть - основного пророчества - пророчества[142] "немедленно тшува, немедленно геула", и немедленно сейчас буквально "вот он (Мошиах) приходит[143]".
И вместе с той заслугой – есть у каждого из людей поколения ответственность принять на себя "шойфтаих" и "йоацоих", и следовать его указаниям и добрым советам, - и во множественном числе - ("шойфтаих" и "йоацоих") множество законов, и множество советов, кроме того, что это приходит (и основано на указаниях и советах) "судей твоих" и "советников твоих", "кто цари - рабонон", и рабойсейну несиейну в поколениях перед этим, - что тогда есть у этого также сила понятная каждому в аспекте доброго совета (не только как приказание), что даже если он ойхез меацмой[144] (и даже если есть у него причина по Торе и шулхан Оруху, от чего лээхоз меацмо[145]), то один и многие - закон по большинству[146], - по мнению "шойфтаих" и "йоацоих" - большинство.
И посредством принятия и исполнения указаний "судей твоих" и "советников твоих" в нашем поколении - делается посредством самого этого подобие и начало исполнения молитвы[147] "верни судей наших как раньше и советников наших как прежде" в истинном и полном избавлении (как выше) и это есть тем более и тем более от того, что "конечное действие в начальной мысли[148]", тем более и тем более от того, что это уже также в речи ("нив сфосаим", аспект пророчества), как это принято в последнее время, выражать эти идеи в словах, включая им в особенности - что вот приходит геуло.
И в соответствии с этим есть также ответ на вопрос, который спрашивают на то, что говорят в последнее время, что геуло приходит немедленно сейчас буквально – ведь, на первый взгляд: каким образом это может пройти и осуществиться таким гладким образом; как отреагируют на это члены семьи, и что скажет мир об этом?! И ответ, что если бы аспекты геуло были бы новостью, может быть, было бы место для вопроса; однако. Поскольку геуло – это не новость, но все аспекты геуло уже начались ("кеватхило") и уже пришли и воспринялись в этом нижнем материальном мире, ниже которого не существует (в аспекте "йоайцоих кеватхило") – не будет удивительно, если геула придет немедленно сейчас буквально!
Йуд бейс
И по простому:
Находясь на хасидском фарбренгене, в четырех локтях Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну – должен каждый, мужчины, женщины и дети, прежде всего принять на себя добрые решения, исполнять все добрые указания и советы, о которых говорилось на этом фарбренгене, - на основании Письменной Торы и устной Торы, и слова Торы и указания рабойсейну несиейну.
Чтобы было "шойфтим… поставь себе во всех воротах твоих", что все семь ворот человека – два глаза и два уха, две ноздри и уста, - управлялись в соответствии с указаниями нашей святой Торы, как это передано нам посредством "ман малхей – рабонон" вообще, и в частности, посредством "шойфет" и "йоец" поколения – глава нашего поколения,
И, более подробно: также как есть судья и пророк в каждом поколении, и это "из основ веры", что всегда и всюду есть раскрытие Б-жественности внизу, - подобно этому также в детальности в самом еврее, что есть у него душа, которая "часть Б-га свыше мамош[149]", "Мамош" также в смысле, что это существует вечно (также, когда она опускается вниз в этот материальный мир).
И содержание указания "шойфтим… поставь себе во всех воротах твоих" – в том, что указания общего "судьи" и "советника" притягиваются и проходят посредством частного "судьи" и "советника", который есть в каждой Б-жественной душе, что все "ворота" (материальные органы) его управляются посредством его трех мойхин ("судьи твои") и чувств в его сердце ("советники твои"), разум и чувства его Б-жественной души, которая изучает и постигает указания Торы, и в особенности, как это было объяснено посредством "судьи" поколения, Квойд Кдушас Мойри веХами Адмур, и опустил это в чувства его сердца, любовь и страх и т.д.[150]
Это значит, что его изучение Торы должно быть таким изучением, которое приводит к действию, которое выражается в его практическом поведении, - как в его способности видеть, и также в его способности слышать, и также в его способности воспринимать запах, и также его речь и то, что он пробует на вкус (своими устами).
И в каждом из них – в обоих направлениях право и лево, "делай добро" и "удались от зла", что соответственно с этим есть два глаза, два уха и две ноздри. И также уста - вкус ("хейх ойхел йитъам[151]") как вкус сладости, так и вкус горечи[152]. Это значит, что указание судьи (и в частности, разум Б-жественной души) окружает и указывает, как следует вести себя во всех аспектах в жизни – "матъамим[153]" во множественном числе (как объясняется в Тании[154]), как аспекты, которые "сладки", и также аспекты которые "горьки" (снаружи), но – раскрывают в этом (и это есть часть указания судьи) что на самом деле и в их внутреннем смысле также горькая вещь – это "сладкое", и наоборот, более высокая сладость, чем та вещь, которая изначально сладкая (подобно достоинству скрытых хасодим).
Таким образом, - что все детали и детали деталей жизни еврея становятся пронизанными и управляются в соответствии с указаниями его "судьи" и "советника" – его души.
И также это также в более общем смысле – каждый мужчина и женщина - они "судья" и "советник" их дома и их семьи, и следует управлять домом в соответствии с указаниями и советами Торы.
Вплоть до еще более общего смысла, как говорилось выше, - что каждый еврей, мужчины, женщины и дети, принимают на себя и исполняют указания судьи и советника поколения. И влияют так также на его жену и сыновей его дома, вплоть до всех тех, кого он может достичь.
Вплоть до также общности всего мира – таким образом, что весь мир, также "ойлом" – "мир" от языка "гээлэм вегэстер[155]" - сокрытия и утаения, со всеми деталями и деталями деталей, становится "ршус айохид[156]", пронизанный одной единственной идеей Единственного Мира[157] (от языка "ойлом" в позитивном смысле, от аспекта "йошес хойшех сисрой[158]"), как Он раскрывает себя "среди нас" посредством "пророка поставлю им… как ты", глава поколения, который "гу акол[159]", "цадик йесод ойлом[160]",
Подобно эвен а-шсийо[161], - который находится в определенном месте в этом материальном мире[162], и существует всегда без изменений (даже не изменение сокрытия, как Арон а-кодеш, который был скрыт и т.п.), подобно тому, как судья и пророк существует (вечно) в каждом поколении (как признак постоянного раскрытия Б-жественности в мире) – от которого был основан весь мир[163]. И два аспекта в эвен а-шсийо – (алеф) одна точка (бейс) включающая все (от него был построен весь мир) – указываются также в буквах שתי-ה[164] (и подобно этому также в слове "йошес" – "йошес хойшех сисрой", как выше): יו"ד указывает на точку битуль[165] (каболас ол[166]) – подобно аспекту "шойфтаих", а "שתה" – указывает на распространение – как это видно в форме букв ש, ת и ה – подобно идее "йоацоих".
И особенно это подчеркивается в этом году, - гойо гйей шнас арэну нифлоойс[167] -, который включает в себя большую часть букв из "шсийо", и вместо йуд (ה'שי"ת) приходит נ"א, и подготовка к новому году – гойо гйей шнас нифлоойс бино[168], с достоинством бино (аспект "советников твоих" относительно точки хохмо), что корень ее выше, чем хохмо (реийо, арэну)[169].
И в самом этом году – мы находимся уже в окончании года, в месяце элул, - месяц счета прошлого года, и месяц подготовки к будущему году. И в этом месяце уже мы прошли семь первых дней, семь дней недели[170] (от первого дня недели до субботы), которые включают в себя все дни года (прошедшего и будущего) – это подобает еще более провести хешбон цедек[171] и подобающую подготовку к будущему году в отношении вышеупомянутой работы "и верну судей твоих как раньше, и советников твоих как в начале".
И кроме этого, уже прошли целых три недели из "семи (недель) утешения", и мы уже находимся в субботу, когда читают гафтару "Онойхи онойхи гу менахемхем[172]", ответ Вс-вышнего[173] на претензию сынов Израиля "Ватоймер Цион азовани Гашем ваГашем шхейхани[174]", и, другими словами, - "ад мосай"?! И Вс-вышний отвечает, что "Онойхи онойхи гу менахемхем[175]", включая – двойное утешение (Онойхи онойхи) истинного и полного избавления.
Йуд гимел
И да будет воля Вс-вышнего, что посредством работы по исполнению "Шойфтим… поставь себе во всех воротах твоих", таким образом, что "и верну судей твоих…", как говорилось выше, - это будет исполнено практически, в "воротах твоих" в Земле Израиля, и в "воротах твоих" Третьего Храма, про который сказано "товъу боорец шеорего[176]", и сыны Израиля, посредством своей работы восстанавливают это заново[177], и вместе с этим сам Храм (который уже отстроен и совершенен находится Свыше[178]) опускается сверху вниз, вместе с Святая Святых и Эвен а-шсио в нем, от которого был основан весь мир.
И находясь после пятнадцатого ава, - созвездие которого "Арье[179]" - "Лев", рошей тейвойс[180] (Ов) Элул, Рош а-Шоно, Йом Кипур, Гошана Раба[181], - и обычай Израиля желать каждому еврею и всем евреям – ксиво вахасимо тойво[182], и гмар хасимо тойво, лешоно тойво умсуко, в материальности и в духовности и в духовности и в материальности и вместе, и Вс-вышний исполнит пожелания сердца каждого из Израиля к добру,
И в особенности, - в исполнении просьбы и требования каждого и каждой из Израиля "ад мосай"?! "Верни судей наших как раньше, и советников наших как в начале", в истинном и полном избавлении посредством Мошиаха цидкейну, и немедленно сейчас мамош.
[2] "Судей и стражников поставь себе во всех вратах твоих" ( гл. Шойфтим в начале)
[4] Одиннадцатое благословение молитвы "Амида"
[5] "Кол койре" в "А-крио ве-а-кдушо" (сиван-тамуз 5701, элул 5702) – напечатано в Игройс Койдеш Адмур Райац ч. 5 стр. 361 и далее. 371 и далее. 408 и далее. Ч. 6 стр. 430 и далее
[6] Ребе Йосеф Ицхак Шнеерсон (Райац), Шестой Любавичский Ребе
[7] Раскаяние, возвращение
[8] см. беседа Симхас Тойро 5689
[9] Игройс Койдеш Адмур Райац ч. 4 стр. 279, и ссылки там.
[10] См. "Йом йом" 15 тейвес. И в неск. местах
[11] См. Пируш а-Мишнайот Рамбама, Сангедрин гл. 1 Мишна 3, что понятно оттуда, что "И верну судей твоих…" будет еще "перед приходом Мошиаха", и, как заканчивает посук "После этого будешь называться ты город справедливости"
[12] уточнения
[13] "как раньше"
[14] "Как в начале"
[15] В начале нашей главы
[16] И см. Рамбам начало Законов Сангедрина: "Шойфтим – это судьи, находящиеся постоянно в суде, и судящиеся приходят к ним, шойтрим – это обладатели палки и плетки и т.д. И в Раши Сангедрин 16, 2 (начальные слова "Шойтрим"): "Бьют палками по указанию судей всякого, который ослушается"
[17] См. Сефер а-мицвойс Рамбама Мицвот Асе 176 (и подобно этому в Хинух мицва 491): "Назначить судей и стражников, которые принудят исполнять заповеди Торы и возвратят отклоняющихся от пути истины на него против их воли… и отстранят от позорных дел, и заставят нарушителя исполнять ограды, так, что не будут заповеди Торы и запреты ее зависеть от веры каждого человека"
[18] Как сказано: "И дух нечистоты Я удалю с земли" (Зехария 13, 2)
[19] См. Ор а-Тора наша глава, стр. 821: "И в соответствии с этим становится понятна идея стражников… и т.е. бить животную душу палкой подобно тому, как сказано, вовеки пусть разозлит (Брахот 5, начало стр.1)
[20] см. Сука 52, 1
[21] И следует отметить из комментария Радака на посук "и верну судей твоих как раньше": "Это будет в дни Мошиаха, что уничтожатся все злодеи, а "остаток Израиля не будут делать зла и не будут говорить лжи" (Цефания 3, 13)
[22] см. Рамбам начало Законов Мамрим: "Бейс Дин а-гадоль в Иерусалиме [Основа и корень всех судей которые "в воротах твоих"*] - они основа устной Торы и они столпы учения, и от них закон и суд выходит для всего Израиля". И см. Ликутей Сихойс ч. 29 стр. 97
--------
* См. наша глава 17, 8 (И Раши нач. сл. "Диврей ривойс") И следует отметить также из Сифри в начале нашей главы (на посук "Бехол шеорехо"). Рамбам законы Сангедрин гл. 1 галаха 5 и еще.
[23] Язык Писания – Тегилим 84, 8
[24] См. Тания Игерес а-Койдеш в конце симан 26 (стр. 145, 1)
[25] См. Тания, Шаар а-йихуд ве-о-эмуно гл. 1. И см. подробно об этом в "Тшувойс убиурим" (Кегос, 5734) симан 1*. Ликутей Сихойс ч. 6 в конце стр. 35 и далее и в сносках там
-----
*Игройс Койдеш Квойд Кдушас Адмур Шлита ч. 1 в конце стр. 288 и далее
[26] см. подробно Ликутей Сихойс ч. 5 стр. 57 и далее. И еще.
[27] Танхума, наша глава, 2 (и в Танхума Бобер 3). И см. также Сифри в начале нашей главы (на посук "Бехол шеорехо").
[28] См. Ликутей Сихойс ч. 34 стр. 103
[29] Но, что следует сказать, что поскольку все аспекты Торы они вечны, - также в будущем мире будет аспект "Шойфтим вешойтрим титен лехо бехол шеорехо", но что тогда будут стражники только и исключительно в позитивном смысле, - чтобы сообщать и объявлять о существовании судьи. Или для того, чтобы помочь сынам Израиля в исполнении указаний суда [и например: выправлять дорогу перед свидетелями освящения луны, чтобы могли прийти в бейс дин легко и быстро (подобно тому, что говорится в Тосефта Шкалим гл. 1). См. также Гитваадуйот 5749, ч. 4 стр. 207].
Однако, поскольку по простому смыслу и в основном "шойтрим" означает "обладатели палки и плетки…", то это не упоминается, когда говорится о предзнаменовании избавления.
[30] подчинение, (само)устранение
[31] Ибо ясно, что обещание во время избавления, что советник ("советники твои") – это добрый совет именно.
[32] Эйрувин 39, 1. И ссылки там.
[33] См. подробно беседа субботы гл. Эйкев в этом году (5751) п. 2
[34] "Пробуждение снизу", работа самого человека
[35] "Пробуждение Свыше" – Б-жественный свет, приходящий Свыше, помощь Свыше
[36] И следует отметить из того, что объясняется (Ликутей Тойро Шир а-ширим 23, 4 и в неск. местах) по поводу различия между Исарусо дилэйло, которая приходит посредством исарусо дилсато (что она из аспекта пнимиюс света) и между исарусо дилейло, которая приходит сама по себе (которая притягивается из более высокого аспекта, из такого уровня, куда не достигает исарусо дилсато). – Но, там говорится именно про исарусо дилсато, которая приходит после и посредством работы человека в аспекте исарусо дилсато.
[37] См. в конце Маамара "Шофтим" 5675 (гемшех 5672 ч. 2 стр. 1114)
[38] "одевание" ("гислабшус") – означает в хасидизме редуцирование (сокращение) до уровня восприятия воспринимающего. (прим. переводчика)
[39] Следует отметить из комментариев на посук – в או"א.
[40] "кеваришойно" – букв. "как в первые дни"
[41] "тхило" – "начало"
[42] Псохим 5, 1. И см. также комм. Раши Бо 12, 15 (Начальные слова "Веах")
[43] И также по простому смыслу в "ришон", что он первый относительно того, что приходит после него (и есть второй у него), но он отделен и возвышен над ним. В отличие от этого "тхило" – начало действия – указывает на приближенность к происходящему после него. Подобно тому, как это объясняется в различии между "Рош а-шана" ("голова года") и "тхилат а-шана" ("начало года"), что "рош" ("голова) – она выше и отделена и (поэтому) включает в себя все органы тела, в отличие от этого, "тхило" может быть только начало действия.
[44] См. Ялкут Шимони на посук Йешая там (ремез 391): ""И верну судей твоих" – это Мойше и Агарон, "и советников твоих" – это Довид и Шлоймо"" (и см. объяснение Гагро на посук)
[45] Поэтому сказано "судьи и стражники" – неопределенно.
[46] ש"ך на Тору в начале нашей главы. И см. подробно Ор а-Тора наша гл. стр. 822. И еще.
[48] См. Бово Басро 53, 1 и еще. Рамбам законы Мхиро ч. 25 галаха 4. Законы Зхийо и Матоно гл. 11 галаха 22
[49] И причина того, что не сказано "йоацехо" в нашей главе, - ибо в языке Торы сказано все в общем, и в общем, приказание состоит в том, что "шойфтим… поставь себе во всех воротах твоих" (и это указывает намеком также деталь "йоацехо", что работа должна быть в пнимиюс), и поскольку это есть приказание в поколениях, оно включает все ситуации, также когда нуждаются в стражниках (как выше п. 3); в отличие от этого в предзнаменовании избавления, основное обновление в "верну судей твоих…" происходит посредством "шойфтаих" и "йоацаих", как далее в тексте.
[50] Подобно тому, как известно (см. Тания гл. 36 – стр. 46, 1), что в будущем исполнится полностью намерение сотворения мира "жилище для Него, благословен Он, в нижних" (см. Танхума Носой 16. Там же Бехукойсай 3. Бемидбар Раба гл. 13, 6), что два аспекта в этом: Совершенство в раскрытии Б-жественности, "жилище для Него, благословен Он", "Ему" – сущности Его (Гемшех 5666 в конце стр. 3 и в неск. местах – указаны в Сефер Мааморим Мелукот ч. 2 стр. 241 сноска 32); и также, что жилище Ему будет "В нижних" – в понятиях и рамках нижних
[51] Тания начало гл. 37. И в гл. 39 (стр. 53, 1) "Из награды за нее узнаем суть ее"
[52] в оригинале "гамшаха". Притяжение (и раскрытие) Б-жественного света (в нижнем мире)
[53] "Мера за меру". См. Сота 8, 2. 9, 2 и ссылки там. Тосефта Сота начало гл. 4. мидраш Леках Тов Шмот 3, 6. И еще.
[54] См. подробно Сефер а-мааморим Мелукот ч. 3 стр. 47-48. И ссылки там.
[55] Притяжение (Б-жественного света)
[56] Рамбам законы Сангедрин гл. 1 Галаха 1-2, в соотв. с Сангедрин 56, 2. Макот 7, 1. И см. Талмудическая Энциклопедия, статья "Бейс дин" в начале (стр. 150)
[57] Учителя практической Галахи (Закона)
[58] см. Хинух мицва 491: "Эта заповедь – прочный столп в существовании веры"
[59] т.е. мудрецов Талмуда
[60] Гитин 88, 2 в Тойсфойс нач. сл. "Бемилсо". Бава Кама 84, 2. Тур Хошен Мишпат симан 1. И см. Рамбам законы Сангедрин гл. 5 галаха 8 (в отношении вне Эрец Исроэл). И см. Энциклопедия Талмудит там. Стр. 151. Стр. 161 и далее. И ссылки там.
[61] 17, 9-10
[62] "Нет у тебя, но только судья, который в твои дни" – Раши на посук, из Рош а-Шоно 25, в нач. стр. 2. И см. также Сифри на посук.
[63] Рош а-Шоно там. Раши наша гл. 19, 17 (нач. сл. "ашер"); Тур Хошен Мишпат симан 25 (и там приводится только что Ифтах в своем поколении как Шмуэль в своем поколении). И см. Шало наша гл., 377, 1-2
И приводится в ришойним (Ро"ш Сангедрин в конце гл. 3. Бава Кама 112, 2. Мордехай Сангедрин там симан 709 и еще. И см. Талмудическая Энциклопедия статья "Бейс дин а-годол" стр. 180 и ссылки там) – что в наше время, когда нет у нас бейс дин годол, каждый важный бейс дин в поколении называется бейс дин годол. И в Рамбам в начале Гилхойс Мамрим: (в отношении Бейс Дин годол): каждый, кто верит в Мойше и в Тору его, обязан опираться в своих религиозных делах на них и полагаться на них".
[64] Авот гл. 6 Мишна 1
[65] выносящий закон
[66] "Сделай себе учителя" (Авот гл. 1 Мишна 6)
[67] страх перед Небом
[68] внутренний сосуд
[69] В обсуждаемом далее, см. подробно Ликутей Сихойс ч. 19 стр. 142 и далее. Гитваадуйот 5748 ч. 2 стр. 242 и далее.
[70] 17, 8 и далее. 18, 14 и далее
[71] См. Шабат 88, 2. Псахим 54, 1 (и ссылки там). Мидраш Тегилим 90, 4. Берейшис Раба гл. 10, 2 и еще.
[73] Тикуней Зогар в предисловии (17, 1)
[74] см. Кидушин 32, нач. стр. 2 (и в Раши). Авода Зара 19, 1
[75] решение (раввинского) суда
[77] см. Шаар Руах а-кодеш и Шаар а-Йихудим Аризаля в начале.
[78] Рамбам Законы Основ Торы нач. гл. 7
[79] мудрец
[80] сильный
[81] См. подробно Ликутей Сихойс ч. 23 стр. 86 и далее
[82] Шмуэль-бейс 23, 2
[83] Шаар а-йихуд ве-го-эмуно в конце гл. 2. И следует отметить из Тойрас Хаим Бо, стр. 140, 2 и далее
[84] пророчество
[85] "Речение уст" (Йешайа 57, 19)
[87] Рамбам там, гл. 10 галаха 3
[88] Включая также "чтобы приказать на слова Торы и предостеречь народ, чтобы не нарушали ее" (там гл. 9 галаха 2), и даже в отношении самого пророка, "расширить сердце его, чтобы добавить знание его" (там же в конце гл. 7) – цель и намерение, относящееся к миру и к человеку и т.д.
[89] См. Ор аТора На"Х стр. 368, из Зогар ч. 3 193, 2
[90] Шаар аНвуо Аризаль, приводится в Шаар а-Йихуд ве-го-эмуно гл. 5 (80, 1)
[91] "Почки, которые дают совет" (Брахот 61, в конце стр. 1. И ссылки там)
[92] сфирот "Нецах" ("вечность", "победа") и "год" ("сияние") См. Сефер ликутим Да"Х – Цемах Цедек статья "Эйцо" стр. 365 и ссылки там. (прим. переводчика: см. также Тания Игерес а-койдеш, послание 15, начиная от "О [том, как] десять сфирот")
[93] см. Предисловие Рамбама к Пируш а-Мишнайот нач. сл. "Вега-хелек га-шейни" в конце
[94] Рамбам там, гл. 9 галаха 2
[95] 18, 15
[96] гл. 7-10
[97] Предисловие Рамбама к "Йад Хазака"
[98] Йома 9, 2. Сота 48, 2 Тосефта там гл. 13, 4. Сангедрин 11, 1
[99] Ликутей Сихойс ч. 14 стр. 72 и далее
[100] Как язык Геморо Сота там в отношении нескольких вещей, которые "ботлу" (т.е. прекратились совершенно)
[101] см. Шаарей Кдушо р. Хаим Виталя Шаар 3 гл. 7. Пиркей гилуим р. Маргалит в предисловии к Шу"т мин га-шомаим и ссылки там. И см. также Ликутей Сихойс там стр. 73
[102] см. Ликутей Сихойс там
[103] гл. 3
[105] наша глава 18, 18
[106] И хотя сказано, "И не встал больше пророк в Израиле как Мойше" (Браха 34, 10, и см. Рамбам там, гл. 7 галаха 7), но объясняется сразу, что это в аспекте "что знал его Вс-вышний лицом к лицу". И как понятно из обещания в нашей главе "пророка из среды твоей из братьев твоих как ты…" "пророка поставлю им из среды братьев их как ты" (как в тексте), и см. также Ликутей Сихойс ч. 11 стр. 59
[107] там
[108] Подобно тому, что говорится в Йома 5, 2. И еще
[109] Йома там. И см. Тойсфойс нач. сл. "эход" – Псахим 114, 2
[110] Ликутей Сихойс ч. 23 стр. 71 см. там
[111] Там гл. 8 галаха 2
[112] Что пророчество Мойше (совершенство пророчества) подтверждает истинность Торы (см. Ликутей Сихойс ч. 19 стр. 185)
[113] Рамбам, законы Тшувы, гл. 9 галаха 2
[114] А в Танхума (в конце гл. Толдойс) ясно, что он пророк больше чем Мойше – см. Ликутей Сихойс ч. 6 стр. 254 – и все еще нужно исследовать.
[115] См. Шмойс Раба гл. 2, 4. Зогар ч. 1 253, 1. Шаар а-псуким гл. Вайхи. Тора Ор начало гл. Мишпотим
[116] Молитва Мусаф в праздники
[117] Игерес а-Койдеш симан 26 (142, 2)
[118] см. Игерес а-койдеш Баал Шем Това – напечатана в книге Кесер Шем Тов в начале. И в неск. местах.
[119] См. Ликутей Сихойс ч. 2 стр. 589
[120] "Баал Шем Тов За"Л, что подобного ему не было с дней первых (мудрецов Талмуда), творил чудеса чудес, чудеса, выходящие за рамки природы, которые были видны посредством него, как я слышал от моего деда (Алтер Ребе), что он и ученик его га-рав га-Магид видели от конца мира и до конца его буквально видящим глазом, и говорили, что они видели, как это было видно воочию ученикам их, и т.е., посредством того, что был раскрыт перед ними свет, который был сотворен в первый день Творения, что Вс-вышний спрятал его в Торе, вот все эти истинные знамения раскрывают раскрытие Эйн Соф Благословен Он, который не ограничен никакими ограничениями. И также от деда моего мы слышали предсказания будущего совершенно точные" (Сефер хакира Цемах Цедека, в конце гл. 8 (65, в конце стр.1) И см. там же 50, в конце стр. 1).
[121] Зогар ч. 3 273, 1. Тикуней Зогар тикун 69 (112, нач. стр. 1, 114, нач. стр. 1). И в Берейшис Раба гл. 56, 7: "Нет поколения, в котором нет, как Мойше". И см. Тания гл. 44 (63, 1). Игерес а-койдеш объяснение на симан 27 в конце (147, 2)
[122] Главы (колен Израиля)
[123] Шмуэль алеф, 10, 23
[124] См. Игерес а-Койдеш симан 22
[125] Игерес а-Койдеш там. – И хотя Алтер Ребе пишет там: "помните дни мира… и где же вы нашли такой обычай… чтобы спрашивать материального совета что делать в делах этого материального мира…" – тем не менее, известно, что после этого принимались у Алтер Ребе – и Рабойсейну Несиейну после него – вопросы хасидим в материальных делах (см. его известное игерес-а-койдеш нач. сл. "Нефеш шфоло" – Игройс Койдеш Алтер Ребе симан 65 (стр. 151 и далее)), и отвечал на них (см. Шиурим бесефер Тания на Игерес а-Койдеш там (стр. 1585)).
[126] "Вкусившие ее удостоятся жизни". Шаар а-каванот, смысл окунания в эрец шабос. При Эц Хаим шаар 18 нач. гл. 3 и еще. И см. во всем этом Ликутей Сихойс ч. 15 стр. 282 и далее. Ч. 20 стр. 173 и ссылки там.
[127] вкушение, пробование на вкус
[128] См. Ликутей Тора Цав 17, 1-2. Шаар го-Эмуно гл. 56 и далее. Сефер а-мицвойс Цемах Цедека Мицвас минуй Мелех гл. 3
[129] см. Ликутей Сихойс ч. 3 стр. 862 и далее. Ч. 24 стр. 10. ч. 26 стр.299 и далее. Там же стр. 315. Гитваадуйот 5748 ч. 4 стр. 267. Ликутей Сихойс ч. 36 стр. 43. И см. Ликутей Сихойс ч. 13 стр. 180.
[130] И см. Гисваадуйойс там сноска 54. И см. Ликутей Сихойс ч. 13 там.
[131] Письмо Ребе Райаца – напечатано в Кицурим вагеарот к Тания стр. 118 и далее. Игройс Койдеш его ч. 4 стр. 261 и далее. И см. там ч. 5 стр. 90
[132] Что это из-за того, что он "саги-нгойр" буквально – из за сильного света, который входит в глаз, и отсутствуют покрытия и т.д. (см. Ор а-Тора Берейшис 1038, 2. Сефер Мааморим 5668 стр. 32. Гемшех 5672 ч. 1 стр. 275. ч. 2 симан 70 стр. 1024 и далее). И еще следует сказать, что посредствовм опускания и отсутствия зрения (временно), делается после этого раскрытие света и зрения в большей степени и с большей силой, как преимущество света из тьмы (Когелес 2, 13)
[133] Беседа гл. Эйкев этого (5751) года симан 15 и далее
[134] "достойно поколение" – Язык Хаза"л Йевамот 39, 2. Хулин 93, 2
[135] см. Пируш Мишнайот Рамбам Сангедрин гл. 1 Мишна 3: "И верну судей твоих как раньше и советников твоих как прежде".. это будет несомненно, когда укрепит Вс-вышний сердца сынов человека и увеличится их заслуга истремление к Вс-вышнему и увеличится их мудрость перед приходом Мошиаха…"
[136] "мера за меру"
[137] "кто цари – рабонон (учителя Торы)" – см. Гитин 62, 1
[138] Рамбам там нач. гл. 10
[140] Там Галаха 5
[141] Мишлей 3, 6 Авот гл. 2 Мишна 12. И см. Рамбам законы Дейойс в конце гл. 3. Тур Шулхан Орух симан 231
[142] Не только в качестве мудреца и судьи, но в качестве пророка, что это несомненно, - см. Мааморим кцарим Алтер Ребе стр. 353-4
[143] Шир а-Ширим 2, 8 и Шир а-Ширим Раба на посук
[144] "понимает о себе"
[145] "понимать о себе"
[146] Брахот 9, 1 и ссылки там
[147] И следует отметить, что это есть одиннадцатое благословение в молитве Шмонэ Эсрэ, что идея одиннадцати – это аспект Кесер, который выше чем система десяти сфиройс (подобно судье, который несравнимо выше судящихся), включающий в себя и притягивающийся также в десять сфиройс (подобно аспекту советника).
[148] Молитва "Леха Доди"
[151] Йов 12, 11 "нёбо отведывает вкус пищи?"
[152] см. Рамбам Законы Дейойс гл. 4
[153] "яства"
[155] см. Ликутей Тойро Шлах 37, 4. И в неск. местах.
[156] Частное владение. Также (в хсидус, и здесь) Владение Единственного
[157] см. Тания в конце гл. 33 и в неск. местах
[158] Тегилим 18, 12 "Тьму сделал укрытием Своим"
[159] "Он – все" Раши Хукас 21, 21
[160] "Праведник – основа мира". Мишлей 10, 25
[161] "камень-основа"
[162] Йома 53, 2
[163] там же 54, 2
[164] И следует отметить, что в в году ה'שי"ת (год исталкус Мойри вехами Адмур) началась новая эпоха в его действиях и его работе и т.д. И в особенности, после того, как прошли более сорока лет с тех пор, когда уже дано сынам Израиля "сердце чтобы познать, и глаза чтобы видеть, и уши чтобы слышать" (Таво 29, 3)
[165] (само)устранение
[166] Принятие ига (небесного царства)
[167] "Будет год явных чудес"
[168] "Будет год чудес Бино"
[169] см. Сефер мааморим Мелукот, ч. 3 стр. 169 и ссылки там.
[170] См. Шут Рашбо ч. 1 симан 9. Приводится и объясняется в Дибур Масхиль Вайги Байом а-Шмини 5678, 5704, 5705 и еще.
[171] (само)отчет
[172] "Я, Я, утешаю вас" Йешайа 51, 12
[173] См. Авударгам в порядке глав и гафтарот, от имени Мидраша.
[174] "И скажет Сион, оставил меня Вс-вышний, и Вс-вышний забыл меня" (там же 49, 14)
[175] "Я, Я, утешу вас"
[176] "Погрузились в землю врата ее". Эйхо 2, 9. И см. Бемидбар Раба гл. 15, 13 и еще.
[177] См. также Ликутей Сихойс ч. 11 стр. 98. И еще.
[178] Раши и Тосафот Сука 41, в конце стр.1 и еще
[179] Сефер Йецира гл. 5 Мишна 2. Раши Рош а-Шоно 11, 2. И еще.
[180] начальные буквы
[181] Шало в трактате Рош а-Шоно 336 (213, 1). И еще.
[182] "добрая запись и добрая печать". См. Дархей Хаим вешолом, симан 684