Законы основ Торы гл. 7

Глава 7

Алеф

Из основ религии, знать, что Вс-вышний дает пророческий дар людям; и пророчество не приходит, но только на мудреца, великого в мудрости, сильного в его эмоциях, и его дурное начало не побеждает его ни в чем, но побеждает своей мудростью свое дурное начало постоянно, знание его широко и очень прочно.

Бейс

Человек, который наполнен всеми этими качествами, целен в теле своем, когда войдет в Парде"с (четыре части Торы – пшат, ремез, друш, сод), и будет тянуться за теми большими и далекими вопросами, и будет у него верная мудрость понять и постичь их, и он освящает себя и отдаляется от всего народа, идущих во тьме времени, и идет и побуждает себя и приучает душу свою, чтобы не было у него совершенно мысли ни об одном из пустых дел, и не о пустых временных делах и ухищрениях, но его мысль всегда свобода и обращена к Вс-вышнему, привязана к Престолу Славы, чобы постичь эти святые чистые образы, и вглядывается во всю мудрость Вс-вышнего, от самых первых творений до средины земли, и постигает из них мудрость Его – сразу Святой дух приходит на него.

Гимел

И когда придет на него Святой дух, станет сладко душе его от достоинства высших ангелов, называемых Ишим, и перевернется и станет другим человеком, и поймет своим разумом, что он не такой, как был, но что возвыслися над остальными мудрецами, как сказано про Шаула: «И ты будешь пророчествовать с ними, и ты перевернешься, в другого человека» (Шмуэль 1 10, 6)

Далет

Пророки отличаются друг от друга по высоте своего пророчества, так же как в мудрости, один мудрец мудрее другого, так же и в пророчестве, есть один пророк, который выше другого пророка. И все они все они видят видение пророчества только во сне ночью, или днем, после того, что падет на них дремота, как сказано «в видении стану известен ему, во сне буду говорить с ним» (Бемидбар, 12, 6)

Гей

И все они, когда пророчествуют, члены их тела дрожат, и тело слабеет, и внутренности их переворачиваются,  и их разум становится свободным, чтобы понять, что он увидит, как сказано про Авраама, «И вот страх, тьма великая, нападает на него» (Берейшис, 15, 12)И как сказано про Даниеля «И я лишился сил, исказилось лицо мое, и обессилел я» (Перевод – Мосад рав Кук)

Вов

То, что сообщают пророку в видении пророчества, сообщают ему с помощью примера (притчи), и сразу же запечатлеется в его сердце объяснение этой притчи в пророческом видении, и будет знать, что оно: как лестница, которую видел Яков, отец наш, и ангелы поднимаются и опустаются по ней, и это был пример на царства, и что пройдут они, и как звери. Которых видел Йехезкель, и кипящий котел, и палка Фисташкового дерева, которую видел Йермиягу, и свиток. Который видел Йехезкель, и мера (объема), которую видел Захария.

Заин

И также остальные пророки, есть, которые кговорят пример и его объяснение, как эти, и есть, которые говорят объяснение только. А иногда говорят только пример без объяснения, как некоторые пророчества Йехезкеля  и Захарии, и все они, примером и загадкой они пророчествуют.

Хес

Все пророки – не пророчествуют, во все время, когда они захотят, но направляют свою  мысль, и находятся в радости и доброте сердца и уединяются; ибо пророчество не приходит, ни из грусти, и ни их лени, но только из радости. Поэтому дети пророков, перед ними наваль и тоф и халиль и кинор (музыкальные инструменты), и они ищут пророчества, и это то, что сказано «вэгэма митнабъим» (Шмуэль 1 10, 5) – т.е. идут по дороге пророчества, пока не придет к ним оно, как говорят на Святом языке «такой-то митгадель»

Тес

Те, которые ищут пророчества, называются Бней Невиим (Дети пророков). И несмотря на то, что направляют свою мысль, возможно, что придет на них Шхина, а возможно, что нет.

Йуд

Все, что мы сказали, - это путь пророчества для всех пророков, первых и последних,  - кроме Мойше, нашего учителя и учителя всех пророков. И какое различие есть между пророчеством Мойше и всеми остальными пророками – что все остальные пророки – во сне или в видении; а Мойше рабейну – наяву, как сказано в Писании «И когда вошел Мойше в Огел Моэд, говорить с ним, и услышал голос» (Бемидбар, 7, 89)

Йуд Алеф

Все пророки пророчествуют через посрредство ангела, поэтому они видят то.т чо они видят, в виде примера и загадки. Мойше Рабейну – не через ангела, как сказано «Уста к устам Я говорю с ним» (Бемидбар, 12, 8), и сказано «И говорил Вс-вышний к Мойше лицом к лицу» (Шмойс 33, 11), и сказано «И видение Вс-вышнего увидит» (Бемидбар 12, 8); т.е. что нет там примера, но видит это как оно есть, без загадки и примера, и это то, что Тора свидетельствует о нем «видение, а не загадки» (там), что он не пророчествует загадкой, но видением, что видит свое видение ясно.

Йуд бейс

Все пророки, пугаются и нападает на них страх, и лишаются сил. А Мойше Рабейну не так, это то, что говорит Писание «Как говорит человек со своим товарищем» (Шмойс 33, 11): так же как человек не пугается, когда он слушает слова своего товарища, так же была сила в разуме Мойше Рабейну понять слова пророчества, а он стоит на своем месте цельно.

Йуд Гимел

Все пророки, не пророчествуют, во всякое время, когда они захотят. Мойше Рабейну не так, но во всякое время, что он захочет, Святой дух одевает его и пророчество приходит на него, и он не  должен неправлять свою мысль и искать его, ибо он стоит изначально готовый, как ангелы служения. Поэтому пророчествует во всякое время, когда захочет, как сказано «Стойте, и я буду слушать, что прикажет Вс-вышний вам» (Бемидбар 9, 8)

Йуд Далет

И в этом пообещал ему Вс-вышний, как сказано, «Иди, скажи им, возвращайтесь в ваши шатры. А ты, здесь стой со мной» (Дворим 5, 26-27). Отсюда ты учишь, что все пророки, когда уходит с них пророчество, возвращаются в свои шатры, что это значит все потребности тела, как остальной народ; поэтому они не отделяются от своих жен. А Мойше Рабейну, не вернулся к своему первому шатру, поэтому отделился от жены навсегда и от всего подобного ей, и привязалась его мысль к Творцу миров, и не уходило сияние от него вовеки, и светилась кожа лица его, и освятился как ангелы.

Тес Вов

Пророк, возможно, что будет его пророчество для него самого только, чтобы расширить его сердце и добавить его знание, что узнает, то, что он не знал,  из этих великих дел. И возможно, что будет послан народу из наолдов земли, или к людям города или страны, вразумить их и научить, что они долджны делать, или вернуть их от их дурных дел, и когда посылают его, дают ему знамение или чудо, чтобы узнал народ, что Вс-вышний действительно послал его.

Тес Заин

И не каждый, кто делает знамение и чудо, мы верим ему, что он пророк, но человек, что мы знали про него изначально, что он достоин пророчества своей мудростью и своими делами, что возвысился в них над всем своим поколением (ал кол бней гило), и шел по дороге пророчества и в его святости и отделенности, и после этого пришел  и сделал знамение и чудо, и сказал, что Вс-вышний послал его – мицва слушать его, как сказано «Его будете слушать» (Дворим 18, 15).

 Йуд Заин

И возможно, что сделает знамение и чудо, а он – не пророк, и это знамение имеет скрытый смысл; и, тем не менее, мицва слушать его, поскольку это великий человек и мудрец и достоин пророчества, то ставят его на его хазоко – что так нам было приказано: так же как приказано выностиь приговор в соответствии с показаниями двух кошерных свидетелей, несмотря на то, что, возможно, что они лжесвидетельствовали, поскольку они кошерные у нас, мы ставим их на их кошерность.  И в таких делах и подобных им, сказано «Скрытое – Вс-вышнему Б-гу нашему, а открытое – нам и нашим детям» (Дворим 29, 28), и сказано «ибо человек увидит видное глазами, а Вс-вышний видит сердце» (Шмуэль 1 16, 7)

Глава 8

Алеф

Мойше Рабейну – не поверили в него Исроэл, из за знамений, что он сделал; ибо тот, кто верит из за знамений, - есть в его седрдце недостаток, ибо возможно сделать знамение с помощью волшебства. Но – все знамения, что сделал в пустыне, сделал их по необходимости – не для того, чтобы привести доказательство на пророчество. Нужно было утопишь египтян – рассек море и утопил их в нем. Нужна была нам пища – опустил нам ман. Мучала жажда – рассек им камень. Восстали против него община Кораха – поглотила их земля. И так – все остальные чудеса.

Бейс

И когда поверили в него? – когда стояли на горе Синай; что наши глаза видели, и ни кто иной, и наши уши слышали, и не другой, огонь и голоса, и факелы, и он подошел к облаку, и голос говорит к нему, и мы слышим: "Мойше, Мойше, иди, скажи им так и так". И так он говорит: «лицом к лицу говорил Вс-вышний с вами» (Дворим 5, 4), и сказано «не с нашими отцами заключил Вс-вышний этот союз» (Дворим 5. 3)

Гимел

И откуда, что то, что стояли на горе Синай, это доказательство его пророчества, что оно истинно и без всякого недостатка, - что сказано: «Вот Я прихожу к тебе в глубине облака, чтобы услышал народ, когда Я буду говорить с тобой, и также в тебя будут верить вовеки» (Шмойс 19, 9), следовательно, перед этим не поверили в него настолько, чтобы это было вовеки, но их вера имела еще сомнения.

Далет

Таким образом, те, к тому он был послан, они свидетели его пророчества, что оно истинно, и он не должен делать им знамения, ибо они и он вместе в этом, как два свидетеля. Которые видели вместе одно и то же, что каждый из них свидетель для своего товарища, что он говорит истину, и не должне один из них приводить доказательство своему товарищу. Так Мойше Рабейну – весь Израиль свидетели ему после того, как стояли на горе Синай, и он не должне делать им знамения.

Гей

И это то, что сказал ему Вс-вышний  в начале его пророчества, когда дла ему знамения чтобы делать их в Египте, и сказал ему «И будут слушать голос твой» (Шмойс 3, 18); ибо Мойше знал, что тот, кто верит из-за чудес, есть в его сердце сомнение, и он размышляет и думает, и поэтому не хотел идти, и сказал «и если не поверят мне» (Шмойс 4, 1) – пока не сообщил ему Вс-вышний, чтоэти знамения только пока они не выйдут из Египта, а когда они выйдут и станут на этой горе, уйдет сомнение, что сомневаются в тебе, что Я дам тебе здесь знамение, что узнают, что Я действительно послал тебя изначально, и не останется в их сердце сомнения. И это что говорит Писание, «И вот тебе знамение, что Я послал тебя, когда ты выведешь народ из Египта, вы будете служить Вс-вышнему на этой горе» (Шмойс 3, 12).

Вов

Следовательно, каждый пророк, который встанет после Мойше Рабейну, мы не верим ему только из за знамения, сказать, что если он сделает знамение, то мы будем его слушать, все что он нам скажет; но из-за заповеди, что приказал нам Мойше в Торе, и сказал, что если он дает знамение, то «его слушайте» (Дворим 18, 15); так же какприказал нам решать суд по показаниям двух свидетелей, и это несмотря на то, что мы не знаем, свидетельствуют ли они истинно или ложно, также мицва слушать этого пророка, если это знамение истинно, или оно колдовство или шепот.

Заин

Поэтому, если встал пророк, и сделал большие чудеся и знанмения, и хотел отрицать пророчество Мойше Рабейну – не слушают его, и мы знаем наверняка, что те знамения – шепотом и колдовством сделаны, ибо пророчество Мошйе не основано на знамениях, чтобы сравнивать чудеса этого с чудесами Мойше, но своими глазами мы видели это, и своими ушами слышали, так же как он слышал.

Хес

На что это похоже – на свидетелей, которые говорят человеку, про то, что он видел своими глазами, что это не так, как он видел, - что он не будет их слушать, но знает точно, что это лжесвидетели.

Тес

Поэтому сказала Тора, что если придет чудо и знамение, «не слушай слова того пророка» (Дворим 13, 4), ибо этот пришел к тебе со знаком и знамением, чтобы опровергнуть то, что ты выдел своими глазами; и поскольку мы верим в чудо, только потому, что Мойше приказал нам, как мы можем принять пророчество этого, который пришел опровергнуть пророчество Мойше, что мы видели и мы слышали.

Глава 9

Алеф

Ясно и объяснено в Торе, что это миццва, которая стоит вовеки в веки веков, нет у нее изменения, и не добавления, и ни прибавления, как сказано «Все это слово, что я приказываю вам – храните, отбы делать, не добавляй на него, и не убавляй от него» (Дворим 13, 1), и сказано «И открытое – нам и нашим детям вовеки, исполнять все слова этой Торы» (Дворим 29, 28), следовательно, все слова Торы приказаны нам исполнять их вовеки, и так он говорит «закон вечный в ваших поколениях» (Вайикро 3, 17 и еще 7 мест), и сказано «не на небе она» (Дворим 30, 12), следовательно. Пророк не имеет правло обновить что либо сейчас.

Бейс

Поэтому если встанет человек, еврей или нееврей, и следает знамение или чудо, и скажет, что Вс-вышний послал его, тчобы добавить мицву, или уменьшить мицву, или объяснить в мицве объяснение. Которое мы не слышали от Мойше, или что скажет, что те мицвот, что приказаны Израилю, они не вовеки вечные, но временные были, - это лжепророк, ибо он пришел отвергнуть пророчество Мойше, и его смерть – удушение, за то, что  умышленно говорил от имени Вс-вышнего то, что не приказал ему, что Он, Благословенно имя Его, заповедал Мойше. Что эта заповедь «нам и нашим сыновьям вовеки» (Дворим 29, 28), и «не человек Б-г, чтобы изменить свое мнение» (Бемидбар, 23, 19)

Гимел

Если так, то зачем сказано: «пророка поставлю им из среды братьев их, как ты» (Дворим 18, 18) – не для того чтобы сделать (новую) религию он пришел, но для того, чтобы приказать на слова Торы, и предупредить народ, чтобы не нарушали ее, как сказал последний из пророков «Помните Тору Мойше, раба Моего» (Малахи 3, 22)

Далет

И так же если приказал нам про разрешенные вещи, как например, идите туда-то, или не идите, делайте войну сегодня или не делайте, стройте эту стену или не стройте, - мицва слушать его, и нарушающий его слова – достоин смерти в руках Неба, как сказано «И будет, человек, который не послушает Моих слов, что будет говорить от Моего имени, - Я спрошу с него» (Дворим 18, 19)

Гей

И так же, пророк, который нарушил собственные слова, и скрывающий свое пророчество, - достоин смерти в руках Неба, и про три этих сказано «Я спрошу с него» (Дворим 18, 19)

Вов

И также, если скажет нам пророк, что известно нам, что он пророк, нарушить на время одну из заповедей, сказанных в Торе, или много заповедей, легких или строгих,– мицва слушать его. И так мы учили от первых мудрецов, из шмуа (т.е. ученик от учителя из поколения в поколение), во всем, что скажет тебе пророк, нарушь слова Торы, как Элиягу на горе Кармель – слушай его, кроме идолопоклонства. И это – при условии, что это будет временно, - как Элиягу на горе Кармель, что принес жертву вне Храма, а Иерусалим уже был избран, а приносящий жертвы вне его достоин карет.  И из-за того, что он  пророк, мицва слушать его; и также про это сказано «его будете слушать» (Дворим 18, 15)

Заин

И если бы спросили Элиягу, и сказали ему, следует ли из этого, что нужно отменить то, что записано в Торе «чтобы ты не приносил свои жертвы всюду, где ты пожелаешь» (Дворим 12, 13) – он бы ответил – нет, но приносящий вне (Храма) всегда достоигн карет, как приказал Мойше, но сегодня я принесу жертву по слову Вс-вышнего, чтобы опровергнуть пророков Баала.

Хес

И подобно этому, если приказали все пророки, нарушить временно, мицва слушать их; и если сказали, что это отменяется навечно – его смерть через удушение, ибо Тора сказала «Нам и нашим сыновьям вовеки» (Дворим 29, 28), и так же если отменил одно из установлений. Которые мы учили по устной традиции, или сказал в законе из законов Торы, что Вс-вышний приказал ему, что закон будет таков, что галаха идет по такому-то мнению, - это лжепророк, и должен быть удушен, даже если показал знамение; ибо он пришел отвергнуть Тору, про которую сказано «не на небе она» (Дворим 30, 12), но временно – слушают его во всем.

Тес

О чем идет речь – об остальных заповедях. Но идолопоклонство – не слушают его, и даже временно, и даже если сделал большие чудеса и знанмения, и сказал, что Вс-вышний приказал ему, чтобы ты служил идолам только сегодня, или только сейчас, - этот говорит дурное на Вс-вышнего, и на это приказывает Писание и говорит «И придет знамение и чудо … не слушай слова этого пророка, ибо говорил дурное про Вс-вышнего Б-га вашего» (Дворим 13, 3-6), ибо он пришел отвергнуть пророчество Мойше. Поэтому мы будет знать точно, что это лжепророк, и всечто он сделал – шепотом и колдовством сделал, и будет удушен.

Глава 10

Галаха Алеф

Каждый пророк, что встанет нам, и скажет, что Вс-вышний послал его, не должен делать чудо, как одно из чудес, что сделал Мойше Рабейну, или знамения Элиягу или Элиша, что есть в них изменение обычая мира, но его знак – что скажет события, которые произойдут в мире, и будут истинны его слова, как сказано: «И если скажешь в сердце твроем, как мы будет знать это дело» (Дворим 18, 21), поэтому, когда придет человек, достойный пророчества в служении Вс-вышнему, и не придет добавить или убавить, но только служить Вс-вышнему в заповедях Торы – не говрят ему, рассеки нам море, или оживи мертвого, и т.п., и потом поверим тебе. Но говорят ему – если пророк ты, то скажи нам будущее, и он говорит, и мы ждем, исполнятся ли его слова; если не исполнятся, и даже в самой маленькой детали, - известно, что это лжепророк. И если исполнились все его слова – будет в наших глазах верен.

Галаха Бейс

И проверяют его много раз. Если окаываются все его слова верны, то это истинный пророк, как сказано про Шмуэля «И узнал весь Израиль, от Дана до Беер Шевы, что Шмуэль истинный пророк Вс-вышнего» (Шмуэль 1 3, 20)

Галаха Гимел

Но ведь меойненим и койсмим говорят, что будет в будущем, и в чем различие между пророком и между ними? Но – меойненим и койсмим и подобные им – часть их слов исполняется, а часть не исполняется, подобно тому, как сказано: (Йешайа, 47, 13) "пусть же предстанут и спасут тебя наблюдатели небес, созерцатели звезд, предвещающие по месяцам из того, что произойдет с тобой", "из того", но не "все то".  И возможно, что не исполнится из их слов ничего, но ошибутся во всем, подобно тому, как сказано: (Там же, 44, 25) "(Который) расстраивает знамения обманщиков и обнаруживает безумие чародеев". Но пророк – все его слова исполняются, как сказано: "что не падет на землю ничто из слов Г-сподних" (Млахим 2 10, 10). И так он говорит: "Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает (его как) сон, а тот, в ком слово Мое, пусть говорит истину слова Моего. Что общего у мякины с чистым зерном? – сказал Г-сподь" (Йирмиягу 23, 28). Т.е., что слова койсмим и сны – это как мякина, в которую замешалось немного зерна; а слово Вс-вышнего – это как чистое зерно, в котором нет мякины совершенно. И в этом Писание обещает и говорит: что те слова, которые сообщают меойненим и койсмим  народам, и оказываются ложными, пророк сообщит вам слова истины, и вы не нуждаетесь в меойнен и койсем и т.д., как сказано: "Да не найдется среди тебя проводящий сына своего и дочь свою в огне…ибо народы эти…" И сказал: "пророка из среди тебя из братьев твоих…" (Дварим 18 14-15). Отсюда ты учишь, что не встает пророк для нас, но только для того, чтобы сообщить нам вещи, которые произойдут в мире: из сытости и голода, война и мир и подобное этому. И даже потребности одного человека сообщает: как Шаул, когда пропала у него пропажа, и пошел к пророку, чтобы сообщил ему, где она находится, и подобное этим вещам, это то, что скажет пророк; не так, что сделает новую религию, или добавит заповедь или убавит.

Галаха далет

Слова наказания, которые говорит пророк, как, например, если скажет: "такой-то умрет", или "такой-то год – год голода или войны" или подобные этим словам – если не исполнились его слова – это не опровергает его пророчество, и не говорят: вот он говорил, - и не пришло! Ибо Вс-вышний долготерпелив и милосерден, и передумывает на зло, и может быть, сделали тшуву и простилось им, как жители Нинве, или подвесил им как Хизкиягу[1]. Однако, если обещал на доброе, и сказал, что будет так и так, и не пришло то добро, о котором он сказал, - известно, что это лжепророк, ибо все доброе, что постановит Вс-вышний, даже с условием, не возвращается. (И мы не находим, чтобы вернулся от своих слов в добром, но только в разрушении Первого Храма, когда обещал праведникам, что не умрут вместе с злодеями, и вернулся в своих словах. И это объясняется в масехес Шабат). Отсюда ты учишь, что в добрых словах только проверяется пророк. Это то, что Йимиягу сказал в своем ответе Ханании Бен Азуру, что когда Йирмиягу пророчествовал о наказании, а Ханания – о добре, сказал он Ханании – если мои слова не исполнятся – нет в этом доказательства, что я – лжепророк; но – если не исполнятся твои слова – известно будет, что ты – лжепророк. Как сказано: "Однако выслушай слово это, которое скажу я в слух твой и в слух всего народа… Пророка же, что пророчествует о мире, (лишь) по исполнении пророческого слова его узнают (как) пророка, которого воистину послал Г-сподь. (Йирмиягу 28, 7-9)

Галаха гей

Пророк, которому свидетельствовал другой пророк, что он пророк, - у него есть хазака[2], что он пророк, и этот второй не нуждается в исследовании. Ибо Мойше рабейну свидетельствовал про Йегошуа, и поверили в него весь Исроэл, раньше, чем он сделал чудо. И также в поколениях: Пророк, что стало известно пророчество его, и исполнились слова его раз за разом; или, что свидетельствовал ему пророк, и он шел дорогами пророчества, - запрещено думать за ним, и сомневаться в его пророчестве, что может быть оно не истинно; и запрещено испытывать его сверх меры, и не будем мы идти и испытывать вечно, как сказано: "не испытывайте Вс-вышнего Б-га вашего, как вы испытывали его в Масо" (Дварим 6, 16), когда сказали "Есть ли Вс-вышний среди нас или нет" (Шмойс 17, 7). Но, поскольку известно, что он пророк, пусть верят в него и знают, что Вс-вышний среди них, и не сомневаются и не размышляют за ним, как сказано: "И узнали, что пророк был среди них" (Йехезкель 2, 5)

 



[1] Что получил отсрочку и добавили ему пятнадцать лет, после того, как сказал ему пророк "Иди к дому твоему, ибо умрешь ты и не будешь жить" (Йешайа, 38)

[2] уверенность

Запись опубликована в рубрике: .