Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ильхот Бейт а-Бхира

Законы Храма — Ильхот Бейт а-Бхира
Рабби Моше бен Маймон (Рамбам)
Первая глава

1. Позитивная заповедь из Торы — сделать дом для Г-спода, который был был готов для приношения жертв и для празднования праздников 3 раза в год, как сказано: «Пусть они сделают Святилище для Меня» (Шмот 25:8) И в Торе уже был подробно описан переносное Святилище (Мишкан), которое сделал Моше-рабейну, и он был временным, как сказано: «Ибо вы еще не пришли …» (Дварим 12:9)

2. Кгда евреи вошли в Эрец-Исраэль установили Мишкан в Гальгале на 14 лет, пока завоёвывали и делили землю. Оттуда пришли в Шило и там построили каменный дом, но накрыли его накидкой от Мишкана, и там не было потолка. 369 лет стоял Храм в Шило. Когда умер Эли — был разрушен, и пришли в Нув и посроили там Храм, а когда умер Шмуэль — был разрушен, и пришли в Гивон и построили там Храм. И из Гивона пришли в «Вечный Дом» (в Иерусалим). И время, когда Храм был в Нуве и Гивоне — 57 лет.

3. Когда был посроен Храм в Иерусалиме — были запрещены все другие места, для строительства там дома для Г-спода, и приносить там жертвы. И только в Иерусалиме, на горе Амория,Храм называется «Дом на все поколения». Как сказано: «»И сказал Давид: Это дом Г-спода Б-га и это жертвенник всесожжения Израилю» (Диврей-а-Ямим-I, 22:1) А также сказано: «Вот [место] покоя Моего на века» (Теилим 132:14)

4. Здание, которое построил Шломо (Царь Соломон) уже описано в книце Царей. Будущий (третий) Храм, несмотря на то, что упомянут в книге пророка Йехезкеля, там он не описан подробно. Когда строили Второй Храм во времена Эзры — строили в соответствии с описанием Первого Храма, и также на основании описанного в книге Йехезкеля.

5. Вот основные вещи в Храме: делают Кодеш («Святое» помещение) и «Кодеш а-Кодашим» («Святая Святых») и перед Кодешом — место, которое называется «Улам» («Зал»). Эти три вещи называются «Эйхаль». И делают загороженное место около него, наподобии того, как было в пустыне. Это место сделано как «Хацер» («Двор»), который был в пустыне, и оно назвается «Азара». И всё вместе (Эйхаль и Азара) называется Микдаш (Храм).

6. И делают в Храме 7 вещей: (1) жертвенник для жертвы всесожжения и для других жертв; (2) подъём, по которому поднимаются к жертвеннику, он находится перед Уламом (Залом) с южной стороны; (3) медный умывальник и (4) медное подножие к нему — место для освящение рук и ног священников перед работой, они находятся между Уламом и жертвенником немного к югу, так что они по левую стороны от входящих в Храм.

7. (5) Жертвенник для воскурений, (6) менора (семисвечник) и (7) стол. Эти 3 вещи находятся в Кодеше (в святом помещении). Менора в южной части — слева от входящего, стол — справа, и на нём «лехем апаним» («хлеба предложения»), а жервенник для воскурений — между ними, немного сдвинут к выходу.

8. Внутри «Азары» делают границы: до сюда можно доходить исраэлю (то есть не священнику и не Левиту), до сюда можно доходить священникам. И строят в ней (в «Азаре») помещения, для различных нужд Храма, и каждое такое помещение называется «Лишка».

9. Кодга строят «Эйхаль» и «Азару» — строят из больших камней, а если нет камней — из кирпичей. Не ломают (и не обтёсывают) камни на Храмовой горе, а делают это в другм месте, и уже готовыми приносят к месту строительства, как сказано: «…БОЛЬШИЕ, ТЯЖЕЛЫЕ КАМНИ, ЧТОБЫ СЛОЖИТЬ ОСНОВАНИЕ ХРАМА, которое должно было быть ИЗ ТЕСАНЫХ КАМНЕЙ.» (Млахим-I 5:31) а также: «…И стука ДОЛОТА, И КИРКИ, И КАКОГО БЫ ТО НИ БЫЛО ЖЕЛЕЗНОГО ИНСТРУМЕНТА ВО ВРЕМЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАМА НЕ РАЗДАВАЛОСЬ» (Млахим-I, 6:7).

10. И не строят его из дерева вообще, а только из камней и из кирпичей с известью. И не делают присторек из дерева, а только из камней или кирпичей. А пол выстилают (мостят) дорогими камнями. И если выкорчевался какой нибудь камень — даже если он остался на месте (и только шатается) из-за того, что испортился (камень) — он становится негодным (в тот момент), и запрешено священнику стоять на нём во время работы, пока камень не укрепят на своём месте.

11. Хорошей заповедью является укреплять и возвеличивать Храм (делать его крепким и высоким), как сказано: «… чтобы поднять дом Б-га нашего…» (Эзра 9:9). И украшают его по мере своих возможностей: если могут покрыть его полностью золотом и увеличивать его работу — это мицва (заповедь).

12. Не строят Храм ночью, как сказано: «А в день, когда поставлен был Мишкан (переносной Храм, который был в пустыне)…» (Бемидбар 9:15) — днём устанавливают, но не ночью. И занимаются строительством от рассвета (алот а-шахар) и до выхода звёзд. И каждый обязан строить и поддерживать строительство сами лично и деньгами — и мужчины и женщины. Тех же, которые постоянно учат Тору (тинокот шель бейт рабан) не привлекают к строительству (не отрывают их от Торы). А также строительсто Храма не сдвигает праздники (то есть в праздники, как и в субботу, Храм не строят).

13. Жертвенник не строят ни из чего, кроме как из камней. И об этом сказано: «Земляной жертвенник сделай Мне…» (Шмот 20:20) — чтобы был построен прямо на земле, а не на какой-либо насыпи. А то что сказано: «А если ты сделаешь Мне каменный жертвенник…» (Шмот 20:21) — по преданию мы знаем, что это не возможность, а обязанность.

(пояснение: Из прямого текста Торы можно понять, что нам предоставляется возможность сделать из камней, но из текста не следует, что это обязательно (написано «А ЕСЛИ ты сделаешь Мне каменный жертвенник…»), но Рамбам пишет, что по преданию мы знаем, что это является обязанностью)

14. Всякий камень, на котором появилась царапина, которая чувствуется ногтем, как и в случае с ножом для резки животных — становится непригодным ни для Кевеша (поднятия к Жертвеннику) ни для Жертвенника. Как сказано: «Из цельных камней построй жертвенник Б-гу…» (Дварим 27:6). И откуда приносили камни для жертвенника? Из нетронутой земли — копали до тех пор, пока не было ясно, что на этом месте не было построек и оттуда доставали камни, или же из моря — и из этих камей строили.

(пояснение: чтобы найти камни в земле — копали настолько глубоко, чтобы дойти до такого места где не было бы никаких следов деятельности человека)

15. И точно также (как и в прошлом законе) камни для строительства Эйхаля и Азары были целые (идеально ровные). И камни Эйхаля или Азары, которые поцарапались и испортились — их невозможно исправить. Их заменяли и сохраняли в специальном месте.

16. Любой камень, до которого дотрагивался металл, даже если камень не поцарапался — непригоден для строительства Жертвенника и Кевеша (поднятия к Жертвеннику), как сказано: «…потому что ты занесешь на него свой меч и осквернишь его.» (Шемот 20:21). И тот кто строит Жертвенник или Кевеш из камней, до которых дотрагивался металл — делает неправильно, как сказано: «…не строй его из тесаных камней…» (Шемот 20:21). А тот кто строит из поцарапанных камней — преступает позитивную заповедь (то есть заповедь что-либо делать).

Пояснение: есть 2 вида заповедей: 1. Позитивные (мицвот асэ — заповеди «делай») — приказы что-то делать. 2. Негативные (мицвот ло таасе — заповеди «не делай») — запреты что-либо делать.

17. Камень, на котором появилась трещина или царапина или до которого дотрагивался металл уже после того как он встроен в Жервенник — непригодный, а остальные камни — пригодные. Жертвенник белят 2 раза в год: перед Песахом и перед Суккотом. Для побелки используют материю, и не использую ничего металлического, чтобы не дотронулось до камней и не испортило бы их.

18. К Жертвеннику не делают ступенек, как сказано: «И не восходи на Мой жертвенник по ступеням…» (Шмот 20:22), а строят возвышение с южной стороны от Жертвенника, которое опускается от верхушки жервенника до самой земли, и оно называется «Кевеш». И тот, кто поднимается по ступеням к Жервеннику — делает неправильно.

Примечание: только здесь даётся определение «Кевеша», хотя сам Кевеш уже несколько раз упоминался в предыдущих законах.

19. Каждый, кто специально делает непригодным хотя бы один камень Жертвенника или Эйхаля или камни между Уламом и Жертвенником — делает неправильно, как сказано: «И разрушьте жертвенники их … Не делайте подобного для Г-спода, Б-га вашего.» (Дварим 12:3-4)

Примечание: что такое Эйхаль и Улам — смотрите в пятом законе.

20 Менора (семисвечник) и её принадлежности, и Стол с его принадлежностями, и Жертвенник для воскурений и все вспомогательные принадлежности (сосуды) не делают ни из чего другого, кроме как из металла. И если их сделали из дерева или из кости или из камня или из стекла — непригодны. Когда была бедная община — делали даже из жести (из самого простого металла), а если разбогатели — делают из золота. И даже лопаты и шампуры и вилы для жертвенника всесожжения, и мерки — делают из золота, если у общины хватает средств. Даже ворота Азары покрывают золотом, если хватает средств.

21. Все принадлежности с самого начала изготовления делают специально для Храма, и если с самого начала их делали для обычного пользования — их уже нельзя делать для Храма. А предмет, который был сделан для Храма, но ещё не был там использован — его можно использовать просто так, однако, если уже этот предмет использовали в Храме — его уже нельзя использовать просто так. Из камней и плит, которые первоначально предназначались для обычного строения не строят ничего на Храмовой горе.



Перевод: А. Шейнкер,yevrey.com