Раздел этой недели знакомит нас с историей воссоединения Иосифа со всей своей семьей, начиная с того, как Иегуда подошел (Ваийгаш) к Иосифу.
На первый взгляд вся эта история кажется слишком тщательно разработанной и не столь важной, чтобы быть единственной темой целого недельного раздела. Тора могла бы нам просто рассказать в конце раздела прошлой недели о том, что Иосиф привел своих братьев и отца в Египет и немного о том, что произошло. Зачем нужно было этому посвящать целую главу и к чему такие растянутые подробности?
Я думаю, ответ можно найти в следующей истории.
Сразу же после удивительной войны, длившейся всего шесть дней в 1967 году, Любавический Ребе начал «Кампанию Тефиллин». Все Хасиды Хабада должны были выйти на улицы и надеть Тефиллин на любого еврея, который этого захочет.
Об идее о том, чтобы подходить к не религиозным незнакомым людям на улице с просьбой совершить религиозный акт, и такой сложный, никто не слышал (даже сегодня только Хабад может быть таким «сумасшедшим», чтобы сделать это) и никто не знал точно, как это делать. По всему Израилю проходили собрания, на которых обсуждалась эта проблема, и Хасиды в Кфар Хабаде созвали большой «Фарбринген».
(Фарбринген – очень серьезное и очень неформальное собрание мужчин всех возрастов, объединенных одной целью – делать (и быть) то, что хочет Ребе. Там часто употребляется водка (Лехаим) и люди открывают друг другу свои сердца и мысли).
В тот вечер главным рассказчиком был Рабби Мендель Футерфасс – старый Хассид и духовный наставник главной Ешивы, который провел много лет в заключении в Сибири за активное распространение идей Иудаизма. Весь вечер он и все присутствующие пытались приводить примеры или возможные объяснения такой полностью неортодоксальной, на вид неприемлимой идей, не получившие успеха.
Затем он вспомнил историю, услышанную им, будучи в тюрьме 15 годами ранее. Из всего, что он видел и слышал за 6 лет своего пребывания в Сибири, Рав Мендель пытался усвоить урок в служении Б-гу, и обычно ему это удавалось. (Однажды он сказал мне, что причина, по которой Цадик Рав Зуся из Аниполи сказал, что у вора можно получить семь положительрых уроков служения Б-гу (сефер «Йом Йом» стр. 107) заключается в том, что он никогда не сидел в тюрьме. А если бы он сидел в тюрьме он бы узнал тысячи вещей!) Но была одна история, в которой, как он ни старался, он не мог выявить духовную суть... до сих пор.
Заключенный, рассказавший эту историю, был глубоководным ныряльщиком в царском флоте, затем был отправлен в тюрьму коммунистами, и его история была такова: «Случалось так, что один из кораблей царского военно-морского флота тонул, иногда из-за шторма в море, или потому, что разбивался о скалу, или иногда в сражении.
«Теперь корабли дорого ценятся. Только металл и оборудование по отдельности стоили миллионы, поэтому на флоте разработали способ подъема корабля с дна океана, чтобы потом отбуксировать его на берег и там починить или хотя бы, частично спасти имущество. И это была моя работа».
«Вот что делали моряки: они ставили два корабля-буксира в море над местом, где лежал затонувший корабль. Каждый корабль опускал длинную, толстую цепь с огромным крюком на конце, а я нырял вниз, прикреплял один крюк к перед ней, а другой к задней части затонувшего корабля. Затем буксир сворачивал цепи, поднимали корабль с глубин океана и вытаскивали его на берег.
«Все шло гладко, если затонувший корабль находился под водой примерно меньше месяца, но после этого корабль начинал ржаветь и крюки поднимали только огромные обломки железа, оставляя остальную часть корабля позади.
«Поэтому кто-то разработал блестящий план. Два буксирующих корабля, вместо того, чтобы опускать каждый по цепи, расстилали огромный, пористый, резиновый настил с толстыми резиновыми стенками вокруг места, где находился затонувший корабль. Изнутри по всей длине настила располагался большой плоский стальной лист, с несколькими сотнями стальных тросов, прикрепленных к нему. Тросы проходили сквозь специальные герметические отверстия в нижней резиновой стене таким образом, что вода не могла туда просочится, а воздух выйти, а на конце каждого свисающего троса был крюк.
«Моя работа заключалась в том, чтобы спускаться вместе с несколькими ныряльщиками, опустить настил, расстелить его над затонувшим кораблем и прикрепить крюки в как можно большем количестве мест. Затем мотор одного из двух буксиров вкачивал воздух в настил и медленно надувал его. Он начинал подниматься вверх пока. . . Вдруг весь корабль сразу же всплывал и его можно было вытащить на сушу.
«Только теперь я начал понимать рассказ», сказал Рав Мендел. «Корабль, подобно еврейскому народу, проржавел и развалился на части, потому что они были потоплены в изгнании почти две тысячи лет».
«Идея Ребе – спасти корабль, а мы, Хассиды, являемся глубоководными ныряльщиками Ребе. Мы должны прикрепить крюк к каждому отдельному еврею... надеть Тефиллин на головы как можно большего количества евреев, а затем, когда уже прикреплено достаточно «крюков». . . Гашем вытащит нас всех вместе».
И это то, что означает наш недельный раздел Торы.
Гафтара, читающаяся на этой неделе, объясняет, что Иегуда и Иосеф представляют весь еврейский народ, и их объединение – необходимый шаг к их освобождению от этого ужасного изгнания. Слово «Ваиигаш» означает «Подойти близко, собраться вместе». Это основа Иудаизма, как сказал Рабби Акива: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», это главный принцип Торы. Единство это единственный сосуд для Б-жьего благословения (см. Мишна Укцин 3:12).
Мы молимся за это не менее трех раз каждый день в заключительной молитве Шмон Эсрэ «Благослови нас, 0тец наш, Всех как одного». А отсутствие единства явилось причиной разрушения нашего Святого Храма и этого мучительного 2000-летнего изгнания.
В этом так же заключается суть учения Баал Шем Това – объединить всех евреев. Поэтому его учение называется «Торат аМошиах», ибо оно подготавливает к приходу Мошиаха, пробуждая в каждом отдельном еврее то единственное, что связывает всех нас вместе, уникальную Б-жественную душу.
Но просто изучения не достаточно, необходимо действовать; действительно подойти ближе к другому еврею, «Вайигаш», как Иегуда подошел к Иосефу, как глубоководные ныряльщики подходили к кораблю и как Ребе приказал всем Хасидам делать это с Тефиллином (и позже с другими девятью заповедями «Мивцоим»).
Вот почему тема этого раздела настолько важна, чтобы выделить для него отдельную главу, и почему она следует перед благословлением Яаковом своих сыновей в главе следующей недели, она дает описание единства... необходимое условие для величайшего благословления всех нас.