Вайейце

Раздел этой недели подробно обсуждает тему рождения детей Яакова, от которых пошли имена последующих израильских колен. Удивительно, но с рождением каждого ребенка в Торе повторяется одна и та же фраза: «Она забеременела и родила сына», а затем объясняется, почему выбрали то или иное имя для каждого из детей.

Для чего даются все эти объяснения?

Б-г мог бы просто перечислить их, упоминая имя матери в порядке их рождения, а подробности наречения поставить в другие произведения – Мидраш или Талмуд (как например, история об Аврааме, которого бросили в огненную печь)? Это не может быть потому, что сыновья Яакова были столь особенными; кроме Иуды и Иосифа, большинство из них занимают второстепенное место в Торе или не упоминаются вовсе.

И почему фраза: «Она забеременела и родила сына» повторяется столько раз?

Я хотел бы ответить на этот вопрос с помощью истории из моего собственного опыта.

Однажды в полдень, около 10 лет назад, я вошел в кабинет нашей Ешивы и начал проверять сообщения, оставленные на автоответчике нашего телефона. Первое сообщение было таким: «Меня зовут Захава и мой номер телефона – 9876544, Очевидно, она ошиблась номером, поэтому я решил сделать ей одолжение и перезвонить. Я набрал указанный номер, а когда Захава ответила, я попытался объяснить ей, что она ошиблась. «Минуту», – сказала она, «Это ведь Кфар Хабад? Я хочу поговорить с Кфар Хабадом».

Когда я ответил положительно, она продолжила, «Отлично! Итак, у меня есть подруга Сара. Она беременна и считает, что не может позволить себе иметь еще ребенка, так как у нее уже есть трое, а ее муж мало зарабатывает, поэтому она решила, что хочет прервать беременность. Я пыталась ее отговорить, даже посылала к ней Рабби и опытных специалистов, они часами беседовали с ней, но ничего не помогло. Теперь она говорит, что есть только одна вещь, которая заставит ее переменить это решение: если сам Ребе Хабада позвонит ей и лично прикажет не делать этого.

Вот почему я вам позвонила. Вы ведь Хабад, правда?»

Я объяснил Захаве, что Ребе очень занят, что он все время молится, изучает и учит Торе, также он каждый день отвечает на около тысячи писем и просьб, так что это неразумно ожидать, что он будет перезванивать людям по телефону.

Я предложил другой вариант, что отправлю факс Ребе с объяснением ситуации Сары и попрошу у него благослозления, чтобы другому человеку, который поговорит с ней, удалось убедить ее оставить ребенка.

Захава согласилась, я отправил факс, и спустя буквально час, я получил сообщение из офиса Ребе, что он дал ответ!

Ребе написал: «С ней действительно серьезно разговаривали, и не имели успеха? Я помолюсь за нее». Я немедленно позвонил Захаве и восторженно прочитал ей ответ Ребе. Она немного помолчала, а затем медленно проговорила: «Ребе имеет в виду, что я говорю неправду?! Что никто никогда не говорил с Сарой!?»

На самом деле, я об этом не подумал, но понял, что она права. Я попытался придумать другое возможное объяснение, но девушка меня перебила.

«Ребе находится там в Нью-Йорке, откуда он знает, правду я говорю или нет?

Минуту я помолчал, не зная что ответить.

Наконец она сказала: «Знаете, Рабби, я хочу чтобы Вы знали, что никакой Захавы не существует... Я Сара. И никто со мной не разговаривал о том, чтобы не делать аборт. Не пойму, как Ребе об этом узнал!

Но одно я поняла наверняка. Я только что от Ребе лично получила ответ, которого ждала. Пожалуйста, расскажите ему, что я не собираюсь избавлятся от ребенка. Что я решила оставить его и Гашем мне поможет».

Я передал ее слова, а через три часа пришел другой ответ: «Благодарю за хорошие новости. В Мишне Трактата Санхедрин написано, что спасение одной еврейской души приравнивается к спасению всего мира. Пожалуйста, скажи ей, что она только что спасла целый мир. А за эту заслугу Б-г пошлет ей благословление успеха, здоровья и Нахас».

Ребе оставил все свои дела и совершил чудо – спас неродившееся дитя.

Так и в нашем случае: Сыновей Яакова называют «Бней Исроэль», они олицетворяют весь еврейский народ.

Все они родились в самых неблагоприятных условиях, на враждебной земле, где царил злой, лживый идолопоклонник Лаван. Ни один нормальный человек не захотел бы родить ребенка в такой ужасной обстановке. Но в Торе рассказывается, что Яаков и его жены не были нормальными людьми, они были цадиким, и они знали, что будущее мира зависит исключительно от еврейского народа.

Вот почему (за исключением Зилпы) в Торе повторяется, кажется даже слишком часто: «Она забеременнела и родила сына».

Для них каждая беременность и каждое появление на свет было чудом. Рождение нового ребенка было новым и единственным способом помочь всему творению. (И поскольку имя характеризует особенности личности и ее предназаачение на земле, поэтому Тора объясняет, почему каждому ребенку Яакова было дано то или иное имя). Становится ясным, почему Хасиды Хабада говорят: «Как бы сильно мы ни возвышали и преклонялись перед величием Ребе, Ребе бесконечно больше ценит и почитает каждого еврея»  (как наша история о Захаве это показывает). Потому что мы не постигаем, кто есть Ребе (мы можем только догадываться), а Ребе знает, как бесконечно ценен каждый еврей.

И, как Яаков Авину в нашей главе, цель Ребе пробудить (сделать «беременным») и раскрыть («родить») дух Иудейства, скрытый в каждом еврее.

Ребе объясняет, почему Яаков разложил вокруг головы камни, когда ложился спать на пути в Харан (Об этом мы говорили в начале нашего раздела).

Яаков защищал свою «голову», т. е. свои мысли, идеи, стремления от того, чтобы стать «нормальным».

А единственный способ сделать это с помощью Камней, окружить свое понимание полной, безоговорочной, упорной преданностью тому, что хочет Б-г, превращению этого мира в Святое место (как в случае со Святым Храмом), невзирая ни на какие препятствия.

Это все зависит от нас, Евреи или нет, нужно делать все возможное, чтобы помогать Ребе в этой священной задаче. Только мы можем пробудить евреев стать тем, о чем мечтал Яаков, лестницей, соединяющей небеса и землю, и подготовить весь мир к приходу (см. конец главы Раши 33:14) Мошиаха Сейчас!

Запись опубликована в рубрике: .