Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Исро

На этой неделе мы читаем самый важный раздел всей Торы, саму основу существования всего мира —  Б-г даровал Тору евреям.

В истории человечества не было события, даже смутно напоминающего это, — несколько миллионов человек, (весь народ!) воочию увидели и услышали, как Создатель Вселенной говорит о том, что Он хочет.

Фактически, ни одна другая религия или народ, (включая и тех, кто претендует на то, чтобы заменить евреев) даже не утверждают, что подобное происходило с ними.

Эффект от происходящего был таким сильным, что с каждым словом Б-жьим их души покинули тела, и чудом были возвращены к жизни (Шаббос 88б),  как при возрождении из мертвых! (см. Тания, конец гл.36)

Если так, то напрашивается вопрос:

Почему название главы не имеет ничего общего со всем этим?

Дествительно, обращение Исро (к вере в Единого Б-га) было очень важным, но, конечно, не столь важно, как дарование Торы! Почему же весь раздел назван в его честь?

Я хотел бы ответить на этот вопрос с помощью истории, услышанной мною более пятнадцати лет назад.

Офер (имя изменено) был воплощением израильской мечты. Он был молод, красив, умен, атлетического телосложения, быстрый в делах и… преуспевающий каскадер в Голливуде. Он сделал карьеру в Калифорнии!

Деньги!  Развлечения! Выступления! Волнение! Для него мир существовал, чтобы брать, и он брал, сколько мог.

Но больше всего он любил ездить на своем мотоцикле. Когда он мчался по пустынному шоссе со скоростью более 100 миль в час, то испытывал истинное удовольствие. Вот где он хотел быть вечно; на остром лезвии жизни. 

Конечно, в истинной израильской традиции он оставался как можно дальше от Б-га и, конечно, от иудаизма. Он часто произносил эпиграмму: “Если б думал я, что религия – это, как сказал Маркс, опиум для народа, я б попробовал это”. Но для него все было абсолютно бессмысленно.

Пока не с ним не произошел такой случай.

Однажды, прекрасным летним днем, на пустынном шоссе где-то в Неваде, он мчался со скоростью 130 миль в час, когда вдруг, перед ним, ниоткуда, возник громадный грузовик с прицепом. В одно мгновение он осознал, что это не мираж, а затем было уже слишком поздно. Он врезался в грузовик и погрузился в забвение. Когда прибыла полиция, им пришлось некоторое время искать его, пока они не нашли его разбитое тело в  тридцати метрах от места происшествия. Он был еще жив, но эти люди повидали много аварий и были уверены, что он долго не протянет.

“Этот парень, наверняка, смертник”, — последнее, что он услышал, когда его затолкнули в машину скорой помощи и закрыли дверь. Он подумал про себя: “Я не хочу умирать; я сделаю все, что Ты хочешь. Б-же, пожалуйста, спаси меня!!!” И погрузился в темноту.

Когда он очнулся, вокруг было темно. Он не мог пошевелиться. Он умер? Нет, он был жив. Так почему он не видел и не мог двигаться? Потом он вдруг понял, что произошло; “Б-г мой, я похоронен заживо!! Они меня похоронили!!”

Он вспотел, было трудно дышать. Он попытался встать, но не мог пошевелиться. Он начал кричать: “Пожалуйста, Г-споди, прошу, ПОМОГИ МНЕ!! Прости меня!! Б-же, помоги мне!!!

Вдруг его ослепило; это был такой яркий свет, который мигал разноцветными огнями!  Он был в больнице.

“Доктор!! Доктор!! Скорее идите сюда!! Он пришел в сознание!!”

Он был в коме больше месяца. Он не мог пошевелиться, так как был в гипсе с головы до пят; почти все его кости были переломаны. Даже полицейские, которые были на месте аварии, никогда ничего подобного не видели; то, что он остался жив, было настоящим чудом. Но чудеса на этом не закончились.

Потребовалось много физической терапии и молитв, но через год он снова стоял на ногах, полностью восстановившись! Он даже вернулся к работе каскадера, купил новый мотоцикл. И полностью забыл о своей клятве.

Хотя в это трудно поверить, через год с ним произошло то же самое!

Несясь, словно ветер по пустыне, он потерял управление на повороте, разбил свой мотоцикл, сломал шею и череп, и по пути в больницу он перед Б-гом еще один обет, а затем потерял сознание.

Полтора года спустя, после еще одного чудесного выздоровления, он был снова на ногах, вернулся к прежнему стилю жизни, будто ничего не произошло.

(Когда я впервые услышал эту историю, я также не мог в нее поверить, но затем я вспомнил, что в точности то же самое произошло с израильтянами после войны, которая длилась шесть дней, и снова после войны Йом Кипура (и еще раз, после войны в Персидском Заливе); все забыли о чудесах, и мирская жизнь продолжалась, как и прежде.)

Он даже сконцентрировался на повышении по службе. Он привлек к себе внимание одного очень влиятельного менеджера из Голливуда и уже был на пути к получению долгосрочных проектов, дающих возможности серьезно выступать. Если бы все получилось, он мог бы зарабатывать более миллиона долларов в год! Дела шли на лад.

Но была одна помеха; менеджер был миссионером.

На самом деле, Офер мог почти не волноваться. Религия не значила для него ничего. Он читал книги, которые менеджер постоянно давал ему, потому что хотел сохранить дружеские отношения. Он даже сходил с ним на пару собраний. Все отнеслись к нему очень дружелюбно, лекции были интересными, но его интересовали одни развлечения.

И все так бы и шло, если бы менеджер оставил его в покое, но нет. Он все время встряхивал безразличие Офера необычными интерпретациями Торы и понятий о грехе и его искуплении, о чем он никогда не задумывался.

Он не знал, что делать. С одной стороны, он хотел больших денег и, в действительности, не видел ничего дурного в ходе мыслей менеджера. Но с другой стороны, возможно, это был просто его израильский эгоизм или еврейское упрямство. Впервые в жизни Офер почувствовал, что он еврей, и кто-то пытается у него это отнять.

Проблема состояла в том, что он недостаточно знал Тору, чтобы спорить.

Так продолжалось несколько месяцев, пока однажды утром, в пятницу, он шел по центру города, размышляя о чем-то, что сказал ему менеджер, когда кто-то окликнул его: “Извините, сэр, вы еврей?” “Что?” ответил тот и, обернувшись, увидел молодого хабадника, который стоял за столом с литературой и в руках у него была пара тефиллинов. “Вы еврей? Подойдите, наденьте тефиллин. Это займет всего минуту. У вас есть минута?”

Через некоторое время Офер сидел в доме хабадника, открывая сердце ‘Шалиаху’ (Посланнику Ребе) о своем друге-миссионере.

Теперь он был готов. В следующий раз, когда менеджер начал спор, Офер записал все цитаты, думая, что выйдет победителем. Но чем больше он потом читал Тору и произведения пророков, готовясь к опровержениям, тем больше  понимал, что сам он ничего не знает об иудаизме.

“Мой тебе совет”, сказал Шалиах через несколько дней, “Напиши Любавичскому Ребе и попроси его дать тебе совет и благословение.”

“Благословение?” Спросил недоверчиво Офер, но, все же, написал, и через две недели получил ответ. Ребе советовал ему сконцентрироваться только на укреплении собственного чувства иудаизма посредством изучения Торы и следовать заповедям, а о спорах забыть.

 Сегодня Офер — хасид Хабада, живет близ города Цфат со своей женой и семью детьми.

Вот почему раздел называется Исро.

Когда Б-г творит чудеса, даже являет Себя среди молний и грома, дарует Тору и оживляет мертвых, но чего-то существенного, все же, не хватает — радости свободы выбора. А Исро добавил этот недостающий элемент.

Раши объясняет, что событиями, убедившими Исро обратиться в веру, были рассечение Ям Суфа и последующее наступление Амалека. Другими словами, Исро понял, что личность (эго) человека может быть настолько сильной, что человек способен увидеть чудеса и силу Б-жью, и, все же, оставаться холодным, как Амалек, как каскадер в нашей истории.

Но Исро, также как и наш герой, наконец, победил свои собственные импульсы и, по собственной воле, отверг идолопоклонничество, полностью и с радостью, посвятив себя служению Б-гу Израиля.

Почти то же произошло в праздник Пурим. В Талмуде говорится, что только тогда (почти через 800 лет после Матан Торы) евреи действительно, в первый раз, выполнили заповеди Торы! Потому что тогда они служили Б-гу по собственной воле, в Радости, несмотря на препятствия.

Исро обрел свою радость, когда оставил все и присоединился к Моше. В дни Пурима люди присоединились к Мордехаю, а в нашем поколении источником Радости и самопожертвования в служении Б-гу Израиля является Любавичский Ребе, и он приведет Мошиаха  Сейчас!