Ки Таво

Баал Шем Тов учил, что Б-гу нужно служить с радостью, и что каждое предложение из Торы может научить нас радоваться. Тем не менее, ему противостояли раввины, использовавшие во время  службы «огонь и серу», особенно в месяц Элул, чтобы устрашением заставить евреев выполнять заповеди.

Но глава этой недели (ее всегда читают в месяц Элул) состоит из 98 страшных проклятий, которые могут обрушиться на тех, кто не повинуется Б-жей воле. Какое отношение это имеет к радости?

Также глава этой недели идет вслед за «Селихот» (Селихот – очень серьезные молитвы о прощении,  которые произносят в конце месяца Элул, перед самым началом Рош Гашана; молитвы первого дня самые драматичные) и после дней рождения (18 Элула) Баал Шем Това и первого Ребе Хабада (автора Тании) Ребе Шнеур Залмана из Лиады. Есть ли между этими событиями какая-то связь?

Три истории, которые я расскажу, все объяснят.

Раввин Леви Ицхак из Брадичева был известен как святой человек, выдающийся ученый и очень значительный лидер движения  Хасидов.

Но вскоре после его свадьбы, когда он был еще молод и малоизвестен, его тесть, влиятельный раввин, не разделявший взглядов хасидов, пригласил его в свою огромную синагогу прочитать проповедь в первую ночь «Селихот». Его цель была продемонстрировать всем собравшимся, какой талантливый у него зять.

Раввин Леви Ицхак вошел в заполненную синагогу. Пройдя мимо сотен мрачных лиц прямо на сцену, он завернулся в большой белый талес (шаль, в которой читают молитвы). Постояв минуту, он приготовился пропеть устрашающие первые слова «Ашрей Йошвей Байзехкхо!»

Но не стал этого делать.

Он не произнес ни слова. Он просто стоял там и смотрел в пустоту. Прошла еще минута молчания и еще. Толпа начала гудеть, высказывая свои комментарии и предположения.

Вдруг, он снял с себя талес, положил его на подиум, улыбнулся, пожав плечами, и громким голосом произнес:

- «Послушайте, если вы так хорошо всему учитесь и можете так хорошо молиться… тогда сами прочтите Селихот!!!»

Затем он повернулся и занял место в толпе.

Его изумленный тесть сразу же взошел на сцену и начал проповедь.

Когда служба закончилась, синагога опустела, и они остались одни, раввин Леви Ицхак рассказал своему разъяренному и удивленному тестю о том, что случилось.

«Пожалуйста, не злитесь на меня», -  сказал он. – «Это не моя вина. Я встал, чтобы произнести молитву, как вдруг, где-то в глубине души, я услышал голос, говоривший, вначале насмешливо:

«А! Великий Рабби Леви Ицхак из Бредичева, ты так прекрасен! Ты самый великий!!»

Затем голос говорил обвиняя: «Ты – большой эгоист. Как ты посмел читать такую важную проповедь? Да кем ты себя возомнил?!»

Я сразу же узнал тот голос, это был мой отрицательный импульс (мой эгоизм). Много лет я работал над тем, чтобы избавиться от него, и мне казалось, мне это удалось, но я ошибался.

«Оставь меня в покое!» – сказал я. – «Согласен, я не идеален; и во мне есть скрытые мотивы. Но ведь я столько учил Тору! Это было во имя Гашема! Как же все те часы, что я провел в молитвах? Я ведь делал это не для себя! Во имя моей Торы и моих Молитв я приказываю тебе оставить меня в покое!!»

«Так вот как ты думаешь», - ответил голос. – «Значит, я был прав все это время, пока молился и учился вместе с тобой, когда говорил тебе как ты велик и какую великую награду ты получишь в этом мире и в том. Поэтому, немного поразмышляв, я сказал: «Ну, знаешь что, если ты так хорошо знаешь, как учиться и как молиться, тогда ТЫ и произноси Слихот!!»»

А вот другая, еще более странная история.

В одной деревне жили муж и жена - два старых, богатых высокомерных и скупых еврея. Они были религиозны, но, как оказалось, это не улучшило их характер. Скорее наоборот, они чувствовали, что, соблюдая все обычаи, они защищают себя во всех отношениях. Конечно же, все боялись и слово сказать поперек, так что они продолжали поступать как маленькие диктаторы.

Случилось, что один из известных последователей первого Ребе Хабада (Рабби Шнеур Залмана) по имени Рабби Шмуэль Мункис узнал пор них и решил принять меры.

Каждый день перед Рош Гашана (еврейский Новый год) евреи произносят серию молитв под названием Селихот. Первую из этих молитв произносят в полночь после последнего Шаббоса года.

После этого раввин Мунких приехал в тот город и пришел в их дом за час до первой молитвы Селихот. Он постучал в дверь и представился как очень знаменитый и ученый рабби, приехавший с визитом в их город. В ответ он услышал, что хозяева сочтут за честь принимать у себя такого гостя.

Он действительно был очень выдающимся человеком, и его парадная одежда для Шаббоса на самом деле соответствовала этому статусу. Переполненные гордостью, хозяева умоляли его войти.

Он принял их приглашение, а когда вошел, то с царственным видом заявил: «Проводите меня в мою комнату, я хотел бы отдохнуть».

Они ринулись показать ему комнату, отведенную специально для гостей. Он притворился, что лег отдохнуть и попросил их закрыть дверь.

Час спустя, когда наступила полночь, и они увидели, что гость не собирается выходить на Слихот, они аккуратно постучали в дверь комнаты, в которой расположился их уважаемый гость.

«Эй! Вы мне мешаете, прекратите! Дайте поспать!!» – закричал он.

Они пребывали в недоумении.  – «Наверное, он очень устал с дороги» – произнес муж. – «А может быть, он немного болен, – с пониманием сказала жена. – Он был бледен, бедняжка. Наверное, он постоянно занят очень важными вещами».

Она снова постучала в дверь и позвала уже громче: «Рабби. Извините нас, но до наступления Селихота осталось всего несколько минут; мы не хотим, чтобы вы пропустили Селихот! Простите нас, уважаемый Рабби! Пожалуйста, вставайте».

«Эй!» – закричал он, открывая дверь, и выглянул, щуря глаза, будто только что проснулся. – «Что такое Селихот? Зачем вы беспокоите меня всякой ерундой! Дайте мне поспать!»

Пораженные супруги вначале переглянулись, а затем с недоверием посмотрели на своего гостя.

«Фу!! – закричала женщина. – Какой же вы рабби, если не знаете, что такое Селихот! Фу! Как вам не стыдно!! Она слегка удивилась себе за такую неожиданную вспышку гнева, но, поразмыслив секунду, она пришла к выводу, что это чувство оправдано.

«Так что, - произнес раввин Шмуэль, все еще высовываясь в приоткрытую дверь. – Может, вы мне расскажете, что такое Селихот?»

Теперь настала очередь мужа разозлиться. – «И вы еще называете себя Рабби?! Но ведь вы даже не знаете, что такое Селихот! Фу!»

«Так расскажите мне!» - повторил рав Шмуэль.

«Селихот – это молитвы, которые мы произносим, обращаясь к Б-гу с просьбой принести нам хороший год», - с негодованием произнес мужчина. – «Чтобы коровы давали молоко, курицы несли яйца, а мы зарабатывали много денег!»

Его жена стояла, упершись руками в бока, переводя свой взгляд с мужа на раввина и согласно кивала.

«Что?!! – закричал тот и открыл дверь, показывая, что вовсе не ложился спать. – Взрослые люди встают ночью, чтобы помолиться Правителю Вселенной и попросить у него яиц и молока! Фу!»

Вдруг, им пришло в голову, что он прав, и что они – ужасные эгоисты! Всю свою жизнь они думали о том, чтобы брать у Б-га, а не о том, чтобы служить ему.

Вот ответ на наш вопрос, почему в этой главе содержатся проклятья: «Потому что ты не служил Б-гу с радостью» (28:47).

Радость – это чувство, возникающее, когда тебя ценят, когда ты понимаешь, что ты делаешь что-то важное. Когда ты радуешься, даже самая нелегкая задача становится выполнимой. Но когда нет радости, любое дело – непосильная ноша.

Нет более трудной и важной задачи, чем служение Правителю Вселенной; для этого нужно преодолевать множество препятствий, как внешних, так и внутренних. Служить Б-гу  - значит не только изучать Тору и выполнять заповеди, но также очищаться и любить всех, кто рядом с тобой. А без радости этого сделать невозможно (отсюда и проклятия).

Вот в чем суть рассказанных мною историй: раввин Леви Ицхак показал пример очищения через радость, а раввин Мункис – любви к окружающим людям тоже через радость.

Отсюда можно понять, как извлечь радость, читая 98 проклятий.

Б-г очень сильно ругает  только евреев, чтобы напомнить нам об их особом предназначении и  глубокой связи с Ним; их называют сынами, избранными, святыми, особыми. Господь многого ожидает от них. А если они не оправдывают Его ожиданий, то Он злится.

Другими словами, эти проклятия напоминают нам о том, как мы ЦЕННЫ и ВАЖНЫ, и эта мысль должна приносить нам радость.

Но почему это напоминание выражено в форме проклятий? Почему не в форме благословений?

Вот ответ: проклятие, по своей сути, выше, чем любое благословение.

 Существует история о том, что первый Ребе Хабада (день его рождения – 18 Элула) каждый Шаббос читал вслух Тору на собраниях общины. Случилось так, что в одну Субботу (она выпала на чтение главы этой недели Ки Таво) его не было в городе, и читал кто-то другой.

Сын Ребе, которому в то время еще не было тринадцати, лишился чувств, когда оратор стал произносить проклятия. После этого он проболел еще несколько недель.

Позже он объяснил, почему это с ним произошло. – «Я впервые услышал эти проклятия. Когда читал мой отец, я их не слышал».

Другими словами, задача и ПРИРОДА Ребе (любого Ребе) заключалась в том, чтобы открывать людям истинную святую, радостную суть всего существующего на земле. Особенно проклятий. Ибо проклятие, трансформировавшееся в благословение, является высшим типом благословения.

Пусть Б-г пошлет нам Мошиаха и превратит все проклятия, те, что мы видим вокруг нас и те, что мы испытываем последние 2000 лет, в благословение на хороший Новый Год, полный здоровья, счастья и радости.

Мошиах Сейчас!

 

 

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике: .