Данное эссе состоит из пяти глав и представляет собой собрание четырех других, написанных по отдельности. После того, как их собрали вместе и отредактировали, туда добавили еще одну.
1) Почему Мошиах?
2) Кто такой Мошиах?
3) Может ли Любавичский Ребе быть Мошиахом?
4) Яаков, наш праотец, никогда не умирал.
5) Что нужно делать, чтобы пришел Мошиах.
Часть 1. Почему Мошиах?
Большинство евреев полагают, что Мошиах (или Мессия) – понятие, введенное не евреями. На самом деле, даже религиозные евреи скажут вам, что на эту тему лучше не говорить, ибо, в любом случае, это не имеет никакого значения.
Но хотите - верьте, хотите - нет, а это понятие истинно иудейское (и не имеет ничего общего, ни с какой другой религией). И об этом очень важно и интересно говорить. И не просто имеет смысл это делать, а это – единственный ответ на все многочисленные проблемы, существующие в мире.
На самом деле, мы, евреи, молимся о Мошиахе уже более двух тысяч лет. Молимся о том, чтобы он успокоил, принес мир и процветание во всем мире, и разъяснил, почему мы так сильно страдали почти четыре тысячи лет со времен Авраама!
Маймонид, величайший и талантливейший кодификатор законов иудаизма, разъясняет это на языке закона.
В самой последней главе его всеобъемлющего творения об иудейском законе «Мишна Тора» он пишет:
«Всякий еврей, который не верит в Мошиаха и с нетерпением не ждет его скорейшего появления, считается вероотступником и отрицает всю Тору.
Мошиах принесет всеобщее процветание и покончит с голодом, войнами, болезнями, бедностью, завистью и соперничеством. Он наполнит весь мир знанием о Б-ге и убедит все человечество в необходимости выполнения лишь воли Творца».
А двенадцатый из его знаменитых «Тринадцати принципов веры» гласит: «Я верую всем сердцем в приход Мессии и несмотря на то, что это может произойти не так скоро, я все равно буду ждать его».
Подобное можно найти и в святой книге «Тания» (разд. 36 и 37) (главная книга хасидов Хабада), написанной несколько столетий назад. Там объясняется, что Мошиах – цель иудаизма, и только он покажет, что Б-г, на самом деле, един и раскроет цель сотворения мира. Но она также разъясняет, что его приход зависит от усилий, приложенных нами.
Более чем через сто лет после появления Тании, известный литовский рабби, не принадлежавший к движению хасидов рабби «Хофец Хаим» написал на эту тему целую книгу под названием «Ципита Лишуа». Это название произошло от первого вопроса, который задается душе, когда она попадает на небеса: «Ты ожидал спасения?»
Там он объясняет, почему вера в Мошиаха – основной принцип всего иудаизма и называет это «Икар га Икарим», самое важное из всех основ иудаизма.
В книге «Объяснение Торы», парша Бегар его ученики описывают его страшные ночные молитвы о приходе Мошиаха. Из-за закрытой на ключ двери его комнаты было слышно, как он плачет и требует у Б-га, чтобы Он поскорее послал Мошиаха. А в его комментарии к Сидуру (с. 168) он говорит, что недостаточно лишь ожидать и молиться о Мошиахе; каждый еврей должен требовать его прихода.
Кто такой Мошиах? Кого мы ждем? Как мы его узнаем? Как он будет выглядеть или что он будет делать? Почему важно знать, кто он такой? Почему Б-г Сам не может сделать этого?
Все это мы надеемся объяснить, с Б-жьей помощью, в последующих главах.
Но пред тем как начать, мы должны понять что-то еще более загадочное и важное; Кто есть еврей? Моших должен быть евреем, и самое первое, что он должен будет сделать, это разбудить и собрать вместе всех евреев. Но кто такой еврей? Почему судьба всего мира зависит от этой нации? Почему их называют «избранным» народом и «сынами Б-жьими»?
Книга Кузари (автор рав Йегуда Га Леви Хасфарди, написана почти 900 лет назад) говорит, что в этом физическом мире существует пять типов жизни: минерал, растение, животное, человек и евреи.
В учении хасидизма Хабад (в работах семи поколений Ребе Хабада) этому дается более подробное объяснение; Вся физическая и духовная вселенная, не евреи и даже ангелы, все это часть творения. Но евреи – это часть Творца.
Вторая глава выше упомянутой Тании начинается разъяснением того, что Тора подразумевает, когда называет евреев «Сыновьями, первенцами Б-га». «Еврейская душа – не просто глас Б-жий (Его словом был сотворен мир), а Его дыхание и мысль, а значит, всегда связана с Его «внутренним источником».
Другими словами, еврейский народ связан с целью творения, а не только с самим творением.
Эта необычная трактовка открывает новое понимание того, что значит «Избранный народ» и что Мошиах будет с ними делать.
Например, представьте себе, что вы сидите в комнате наполненной телевизионными и радиоволнами, но вы не можете их уловить без антенны, так и мир (только еще больше) наполнен целью и откровением Б-жьим («Нет ничего кроме Него»). Но только евреи были «Избраны», чтобы получать и открывать его миру.
Также как и Святой Храм отличался от всех остальных сооружений на свете; он показывал, что Б-г один.
Это откровение можно совершить с помощью Торы. Так же как радио и телевизор должны создаваться по определенным стандартам и должны быть в рабочем состоянии, так и каждый еврей, чтобы чувствовать и передавать Единобожие, должен следовать законам Торы и соблюдать их.
Но вначале кто-то должен включить телевизор, это задача Мошиаха.
Когда Б-г сотворил мир, Он взял Себе в партнеры человека (Адама). Это – вступление и основная тема Торы: хоть Б-г сам создает все в мире, тем не менее, Он вкладывает все это в руки человека. Человек, особенно евреи должны открывать миру Б-га. С помощью нашей работы мы приведем Мошиаха, который, в свою очередь, начнет новую эру; эру мира и правды и раскроет, что Б-г один.
Вот почему Б-г не делает этого Сам. Он хочет, чтобы еврей, Мошиах, разбудил всех евреев, а евреи, в свою очередь, разбудили всю вселенную.
(перевод будет продолжен им йирце Гашем)