На этой неделе мы читаем о захватывающем переходе евреев через… «Красное» море.
[Отступление. «Ям Суф» не означает Красное море! Мошиаху придется решить вопрос с табличками, на которых написаны десять заповедей для не евреев (они, в действительности, были квадратными, и меноры с закругленными светильниками (которые были, на самом деле, диагональными)].
У пророка Миха (7:15) говорится, что исход из Египта был всего лишь подготовкой к (и слабым примером) спасения, которое принесет Мошиах, и которое мы все с нетерпением ждем. Так какой же вывод можно сделать из следующего:
В разделе этой недели говорится (14:31), что после того как евреи пересекли море, “Они поверили в Б-га и в Моше, Его слугу“.
Зачем Тора рассказывает нам об этом? Что несмотря на то, что Гашем чудом разрушил Египет десятью бедствиями, принес воду со скалы, облака славы и рассек море… евреи начали верить в него только после того, как вышли из моря?!
Так же что значит «верить» в Моше ?
И, наконец, как может вера в Моше быть приравнена к вере в Гашема? Почему написано о них вместе??
Я хотел бы объяснить это с помощью данной истории.
История начинается с описания Фарбрэнгена (собрание хасидов) хасидов предыдущего Любавичского Ребе, которое происходило во Франции незадолго до начала Второй мировой войны. Зять Ребе (через 10 лет он станет следующим Любавичским Ребе) так же присутствовал там и произносил основную речь, но кроме него выступали и другие хасиды.
Один из них рассказал о чуде, которое он испытал на себе за два года до этого. После того, как Ребе избежал смертной казни в России, ему пришлось переехать в Польшу, и многие хасиды отправились туда, чтобы быть с ним. Но во время его пребывания там, он велел многим из них покинуть Польшу и обосноваться в других странах, например тот, кто рассказывал историю, был одним из пяти хасидов, кому было приказано отправиться во Францию.
В те дни это было не простым делом: им нужно было пересечь несколько границ, среди них была грозная Германия, и усложнял положение тот факт, что у одного из них паспорт был недействительным, а времени на то, чтобы получить новый не было - Ребе приказал им отправляться немедленно.
В поездах один из них лежал на скамейке, а четверо других сидели на нем, закрывая его своими длинными пальто, чтобы избежать паспортного контроля. И им даже удалось, каким-то образом, пересечь остальные границы. О контроле на германской границе шла дурная слава, что он опасен, особенно для евреев, а для евреев без паспортов это было все равно, что самоубийство.
Они разработали определенный план, но когда подошла их очередь, из комнаты контроля послышались шум и крики, затем пистолетный выстрел, а за ним последовали стон и тишина. Они старались выглядеть как можно уверенными в себе, но внутри у них все колотилось, и, если бы не благословение Ребе, они бы развернулись и немедленно приехали бы в Польшу.
Но к их удивлению, когда первый хасид подошел к окну, служащий выхватил паспорт у него из рук и, не задавая никаких вопросов, поставил в нем штамп! Так же произошло и со вторым. Затем он начал говорить по телефону и проштамповал остальные три паспорта, даже не взглянув на них!
Но на этом их проблемы еще не закончились; в том месте было полно жестоких полицейских, с глазами, как у роботов, и солдат, которые проверяли и перепроверяли каждого и все, что двигалось (вероятно, оттуда раздались выстрелы) но, как ни странно, полиция не обратила на них никакого внимания! Они прошли через пост контроля незамеченными, будто невидимки, сели в такси и уехали. Через полчаса они были на телеграфе и отправляли сообщение Ребе… они были свободны! Это было чудо!
Зять Ребе внимательно слушал историю. Когда она закончилась, он поинтересовался точной датой и временем, когда произошло это чудо, а, услышав ответ, он улыбнулся и сказал: “Теперь для меня стало ясным то, что оставалось загадкой в последние два года.
“К Ребе, моему тестю, каждый день приходила мед. сестра и делала ему уколы, ввиду его плохого самочувствия. (После пребывания в тюрьме и пыток в сталинских лагерях, у него прогрессировала парализация).
“Однажды к нему вошла сестра и ее глазам предстала страшная картина: Ребе неподвижно сидел в своем кресле, с приоткрытыми глазами, и абсолютно не реагировал на происходящее. Она была уверена, что с ним случился удар, и немедленно позвала жену Ребе. Когда вошла Ребецин, она начала громко плакать, но перед тем как послать за доктором, они позвали меня.
“Когда я вошел, то вначале тоже был поражен, но потом я заметил кое-что, что заставило меня понять, что волноваться не о чем; это было почти незаметно, но губы Ребе шевелились, он что-то говорил или цитировал!
“Я наклонился и послушал, затем распрямился и объявил, что, на самом деле, нет повода для беспокойства…Ребе говорил “Аз Яшир Моше” (слова из песни, которую евреи пели после пересечения Ям Суфа. (Шмот 15:1- 19)!! “Через десять минут Ребе открыл глаза и вернулся к своему обычному состоянию.
“Я никогда не просил у Ребе объяснения случившемуся, но теперь оно у меня есть. Это было в то же самое время, когда происходило ваше чудо. Ребе провел вас через пост на границе, как Моше перевел евреев через море!
В этом заключается задача Ребе - помочь евреям освободиться.
Теперь мы можем ответить на поставленные выше вопросы.
В чуде Ям Суфа было что-то неповторимое. Во всех чудесах, происходивших ранее, еврейский народ не испытывал никакого духовного подъема.
Физически, они уже были свободны от рабства, но духовно, они еще не были действительно Б-жьими людьми; Б-г был для них некой отделенной от них сущностью, и они верили в него ‘издалека’.
Но на Ям Суфе все изменилось. Любавичский Ребе объясняет, что когда Моше рассек море, ‘все воды мира’, (Раши 14: 21), даже высшие духовные сферы ‘разошлись’. Небеса уже больше не скрывали Творца, и Б-жественная душа уже больше не скрывалась за природной. Евреи увидели не только духовное, но и его источник (Раши 15:2 ‘зе’), и, впервые за всю историю, их сознание объединилось с Бесконечным.
И, что также важно, они увидели, что все это произошло благодаря Моше; без него они бы этого никогда не добились.
Вот почему Тора приравнивает Моше к Б-гу.
Это послание Торы к нам: В каждом поколении, также как Моше поднял людей над морем и подготовил их к принятию Торы, есть цадики, такие как Любавичскмй Ребе, который готовит еврейскую нацию к приходу Мошиаха и к грядущему спасению. В этом заключается смысл учения Баал Шем Това, под названием ‘Хасидут’ (в особенности, учения Хабада под названием ‘Торат Га Мошиах’), чтобы изменить сознание еврейского народа и пробудить их уникальные еврейские души.
Чтобы, как сказал Ребе, заставить всех осознать, что ‘Мошиах уже здесь; нужно только открыть глаза!!!’
Нужно просто каждый день немного больше времени посвятить изучению Хасидута, и мы все будем ожидать…
Мошиаха Сейчас!!