Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Микец

Раздел этой недели начинается с демонстрации слабости человека; самый могущественный человек в мире, царь Египта, который управляет всем, — им самим управляет… сновидение. Глава также показывает превратности судьбы — неожиданно, преступник, и, к тому же, отвергнутый всеми еврей, отбывающий наказание за кражу, предлагает безумную интерпретацию сна, вовлекая правительство в огромные затраты… король поймался на это и, тот час же, делает его правителем страны!!

Что здесь происходит? Почему фараон сразу же принял интерпретацию сна, предложенную Иосифом, и отверг ту, что предлагали ученые, взятые на эту работу, мудрецы? Я хотел бы объяснить это с помощью  истории.

Янкеле Голдман не волновался, он никогда, особенно, не волновался. Даже вчера, когда он получил повестку из Русской Армии, он сказал себе: «Наверное, это к лучшему». Обычно, такая новость привносила страх и смятение в сердце любого еврея, получившего ее, но Янкеле был не таким.  – «Думай о хорошем, и все будет хорошо», — говорил он себе. С тех пор, как он услышал эту фразу от Ребе, она стала его жизненным девизом. – «Думай о хорошем, и все будет хорошо».

Но его родители были не так оптимистичны. Его мать плакала. – «Это очень серьезно»,- сказал отец, «Мы должны немедленно пойти к Ребе, но слезами горю не поможешь», — постарался он утешить жену. На следующий день, его отец договорился о срочной встрече Янкеле с Ребе Рашабом (Рабби Шалом Дов Бер). Ребе знал много способов, как спасти евреев. Даже от антисемитской коммунистической армии, или от чего-то еще страшнее.

Но семья очень волновалась, каков будет совет Ребе? Возможно, он просто даст благословение? Это было бы лучше всего, тогда армия полностью забудет о нем. Такое случалось ранее. Но они не переставали думать о  Шолми Гринспане, и Аврааме Фарбере, и Залмане – не помню, как его фамилия, и многих других, убитых там, и о том, что сошел с ума, и о том, и о том, и т. д. Другими словами, они сходили с ума от переживания.

В час дня Янкеле вернулся, весь улыбаясь. – «Хорошие новости!» — произнес он, — «Ребе сказал мне, что делать!» — «Ну! Что он сказал??» — в унисон закричали мать и отец с широко раскрытыми глазами. – «Он сказал мне ехать на призывной пункт в Петербург», — пропел Янкеле.

Его родители стояли, как парализованные, не веря своим ушам. – «Нет! Нет! Наверное, ты не так понял, Янкеле», — прошептал его отец. Мать снова начала плакать.

Петербургский призывной пункт не пользовался популярностью из-за своей антисемитской жестокости: там призывались все евреи, даже калеки и слабоумные, никакие уважительные причины в расчет не принимались. Из всех призывных пунктов этот был самым ХУДШИМ. – «Я попробую все изменить» – сказал отец. – «Не волнуйтесь, все будет хорошо, у меня есть друзья, связи, должно быть, ты не правильно понял Ребе». Но Янкеле был счастлив и непреклонен. Он не обращал никакого внимания на пессимизм родителей. Он обратился на сборный пункт, а через неделю получил ответ на свой запрос: через неделю, именно в Шаббос, он должен был явиться на презираемый всеми Петербургский призывной пункт.

Он прибыл в Петербург в пятницу утром и сразу же пошел в дом другого хасида Хабада, который был очень рад принять его. В ту ночь, после Субботних молитв и ужина Янкеле хорошо спал. Ему нужно было рано встать, т. к. до призывного пункта было идти три часа пешком, и он закрывался ровно в час.

На следующее утро он встал до зари и начал молиться, но хозяин дома тоже проснулся и, увидев, что он делает, упрекнул его. – «Что ты делаешь?! Как можно молиться, не изучив вначале Хасидус? Может, ты пойдешь, а я помолюсь вместо тебя, если ты так спешишь», — сказал он, насмешливо.

Янкела попытался оправдаться, но знал, что этот человек прав. Молитву нужно читать эмоционально, каждым словом выражая любовь или благоговение, или благодарность Б-гу, а не просто произносить слова. – «Хорошо!» – сказал хозяин, — «Мы немного позанимаемся, а затем помолимся, как евреи, а ЗАТЕМ – пойдем. Не волнуйся, я знаю короткий путь. С Б-жьей помощью все будет в порядке».

Как вы, наверное, уже догадались, на изучение ушло немного больше времени, чем они думали, как и на молитвы и на еду. А когда они посмотрели на часы, было уже одиннадцать часов! – « Гевальт!» – крикнули оба. – « Не беспокойся!»- заверил его хозяин, — «Я знаю короткий путь. Но нам лучше поторопиться, уже намного больше времени, чем я предполагал».

Они старались бежать, как можно быстрее, через задние дворы и пустые поля и железнодорожные пути, пока, наконец, они не добрались до места, за десять минут до закрытия!! Они распахнули огромную, толстую, высокую деревянную дверь и проскочили в необъятную комнату, в которой царила тишина. Им показалось, что что-то не так: было слишком тихо. Двадцать пар глаз, в которых содержалось послание о смерти и разрушении, смотрели на них.

По всей комнате, ровными рядами у стен, стояло примерно двадцать столов, с кипами казавшихся важными бумаг, а за каждым столом, уставившись на вторгшихся посетителей,  сидел служащий. В их глазах выражалась холодная ненависть. До закрытия оставалось пять минут, все собирались идти домой, а теперь им придется остаться, может, еще несколько часов! И все из-за этих презренных евреев!!!!! На минуту они замолчали от удивления, а затем, вдруг, все встали, подбежали к отвратительным незнакомцам, что-то крича, угрожая кулаками, и даже, шипя.

Но это было бесполезно, в законе было ясно указано, что они должны пройти проверку. Один из служащих знаком отозвал остальных в сторону, и, минуту посовещавшись, они все согласно закивали головами. Каждый вернулся за свой стол, в то время как один подошел к Янкеле, схватил его за воротник пальто, и, почти приподняв его, поставил перед первым столом. Даже не взглянув на него, секретарь достал призывные бумаги Янкелы, перевернул одну из страниц, взял со стола огромную печать, ткнул ею пропитанную чернилами ткань, поднял ее высоко в воздухе и с треском опустил на страницу: «Непригоден к службе»! Янкеле снова почувствовал, как кто-то потянул его за воротник ко второму столу, где короткая церемония повторилась, только в этот раз на другой странице: «Непригоден к службе»! Затем к третьему столу: «Непригоден к службе»! так повторялось, пока, десять минут спустя, каждая страница его документа не была проштампована, а на обложке, большими черными буквами, стояла печать с надписью «Непригоден».

Затем его отшвырнули назад к двери, где стоял его изумленный друг. Они оба были бесцеремонно выброшены на улицу, и дверь за ними захлопнулась.

— «Вот видишь, хорошо, что ты не волновался», — сказал хозяин, пока они стояли и отряхивались, — «Если бы это был любой другой призывной пункт, или ты бы пришел раньше, они, наверняка, призвали бы тебя!» 

Также произошло с Иосифом в нашей главе.

Фараон знал, что его сон, где он увидел худых коров и жирных коров, поедаемых мухами, предвещали несчастье. Но его не удовлетворили толкования его мудрецов. «Ты завоюешь семь городов или родишь семь дочерей и всех их потеряешь», ибо все они были роковыми. Иосиф же,  напротив, был специалистом во всем положительном, во всем он видел только хорошее; и это помогло сохранить ему жизнь и рассудок все те годы в тюрьме, где он отбывал свой пожизненный срок за преступление, которого не совершал. Например, в разделе прошлой недели мы стали свидетелями того, как он позабыл обо всех своих проблемах и попытался помочь своим сокамерникам – королевскому пекарю и виноделу. И теперь такой же поступок и тот же оптимизм вызволили его из тюрьмы и помогли и помогли ему увидеть положительную сторону сна фараона. Действительно, жирные коровы были съедены…, но не полностью; остались худые. Действительно, сон был предзнаменованием… но он явился царю, чье существование было полностью во благо людей.

Оптимизм Иосифа был убедительным и заразительным. Царь осознал, что Иосиф – представитель положительной силы, которую он еще не познал. (Мы видим, как далее, во времена Мойше, египетские маги могли повторить некоторые из бедствий, но им не доставало положительной силы, чтобы их уничтожить).

И именно оптимизм перед лицом явной гибели спас целый мир от голода, и послужил причиной исхода еврейского народа  из Мицраима и дарования ему Торы.

Также и сегодня, несмотря на устрашающую  ситуацию в Израиле и на предсказания многих критиков и пророков о гибели, не предлагающих никаких решений, звучит один оптимистический голос. Он звенит гордо и ясно над всеми – голос Любавичского Ребе.

Как и Иосиф, разъяснивший сон, Ребе предсказал и объяснил каждую деталь беспорядка в сегодняшнем мире и дал объяснение и решение;

Мошиах уже здесь, нужно только принять его. Мы должны думать, говорить и делать все возможное, чтобы свыкнуться с этой правдой. Нужно изучить все труды Ребе о Мошиахе, а затем оглянуться вокруг, чтобы увидеть, что происходят большие изменения, особенно на Святой Земле. Все это зависит от нас.

Скоро все мы будем кружиться в танце с МОШИАХОМ СЕЙЧАС!