Гисваадуйойс 5742, стр. 53
Йуд далет
И вот, когда еврей занимается работой тшуво[1], и старается восполнить все, что недоставало в его работе (кол ма шегехсиор баавойдосой), - с помощью всего общества, с сейвер поним йофос[2] и т.д., - он должен быть осторожным, чтобы не было у него нфилас руах[3], хас вешолом[4] (из-за того, что он видит недостатки, которые были в его служении).
Ибо, иногда пытается йецер hоро[5] помешать еврею сделать тшуво, - посредством того, что объясняет ему, как велики его недостатки, и объясняет ему, что поскольку он находится в таком плохом положении и состоянии - то это уже "безнадежный случай", и не сможет исправить свой путь и т.д., и поэтому - предлагает йецер hоро, - стоит ему по крайней мере насладиться от дел этого мира!
И поэтому, следует остерегаться, - чтобы не пасть духом хас вешолом, поскольку он знает, что это совет йецер, чтобы помешать ему от работы тшуво.
И как известны слова рабойсейну несиейну (Ликеутей дибурим т.4 581, 1) "также как нужно знать недостатки, подобно этому нужно знать собственные достоинства". И в этом есть удивительная точность (диюк нифло): когда речь идет о достоинствах - сказано "собственные достоинства", а когда речь идет о недостатках - говорится "недостатки" просто, а не "собственные недостатки"!
И объяснение в этом - в соответствии с тем, что объясняется в Зогар - "нефеш ки сэхто[6] - тавhо[7]":
Еврей сам по себе не имеет отношения к греху совершенно, и даже когда он споткнулся в аспекте греха, хас вешолом, - это не его собственный недостаток, но это вещь, которая вне его, которая прилепилась к нему. Это значит: поскольку он находится в этом материальном мире (ойлом hазэ hагашми веhахумри), и его задача - исполнить шлихус[8] Вс-вышнего способом "наполняйте землю и захватывайте ее", т.е., что он должен действовать в мире, - то когда он борется с менувол[9], этим материальным и грубым миром, возможно, что прилепится к нему что-то из материальности и грубости этого мира. И поэтому, хотя это "недостаток", но это не его _собственный_ недостаток, ибо этот недостаток он не со стороны его самого, но со стороны существования мира, который вокруг него. И поэтому, он не падает духом, хас вешолом, поскольку он знает, что недостаток -это вещь, которая _вне_ его, которая прилепилась к нему. Но с другой стороны - он знает, что его задача - исправить этот недостаток посредством работы тшуво, и вплоть до того что становится "любим и желанен ....перед Творцом, как будто бы не грешил никогда, и еще, что награда его велика...." (как говорилось выше п. 4 из слов Рамбама).
[1] Раскаяние; возвращение
[2] С улыбкой и уважением
[3] Падение духа
[4] Не дай Б-г
[5] Дурное начало
[6] "Душа, когда согрешит" (Вайикро 4, 2)
[7] "Душа, когда согрешит" - удивительно!
[8] Миссия
[9] Нечестивец