Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вов тишрей 5742

Гисваадуйойс 5742, стр. 53

Йуд далет

И вот, когда еврей занимается работой тшуво[1], и старается восполнить все, что недоставало в его работе (кол ма шегехсиор баавойдосой), — с помощью всего общества, с сейвер поним йофос[2] и т.д., — он должен быть осторожным, чтобы не было у него нфилас руах[3], хас вешолом[4] (из-за того, что он видит недостатки, которые были в его служении).

Ибо, иногда пытается йецер hоро[5] помешать еврею сделать тшуво, — посредством того, что объясняет ему, как велики его недостатки, и объясняет ему, что поскольку он находится в таком плохом положении и состоянии — то это уже «безнадежный случай», и не сможет исправить свой путь и т.д., и поэтому — предлагает йецер hоро, — стоит ему по крайней мере насладиться от дел этого мира!

И поэтому, следует остерегаться, — чтобы не пасть духом хас вешолом, поскольку он знает, что это совет йецер, чтобы помешать ему от работы тшуво.

И как известны слова рабойсейну несиейну (Ликеутей дибурим т.4 581, 1) «также как нужно знать недостатки, подобно этому нужно знать собственные достоинства». И в этом есть удивительная точность (диюк нифло): когда речь идет о достоинствах — сказано «собственные достоинства», а когда речь идет о недостатках — говорится «недостатки» просто, а не «собственные недостатки»!

И объяснение в этом — в соответствии с тем, что объясняется в Зогар — «нефеш ки сэхто[6] — тавhо[7]«:

Еврей сам по себе не имеет отношения к греху совершенно, и даже когда он споткнулся в аспекте греха, хас вешолом, — это не его собственный недостаток, но это вещь, которая вне его, которая прилепилась к нему. Это значит: поскольку он находится в этом материальном мире (ойлом hазэ hагашми веhахумри), и его задача — исполнить шлихус[8] Вс-вышнего способом «наполняйте землю и захватывайте ее», т.е., что он должен действовать в мире, — то когда он борется с менувол[9], этим материальным и грубым миром, возможно, что прилепится к нему что-то из материальности и грубости этого мира. И поэтому, хотя это «недостаток», но это не его _собственный_ недостаток, ибо этот недостаток он не со стороны его самого, но со стороны существования мира, который вокруг него. И поэтому, он не падает духом, хас вешолом, поскольку он знает, что недостаток -это вещь, которая _вне_ его, которая прилепилась к нему. Но с другой стороны — он знает, что его задача — исправить этот недостаток посредством работы тшуво, и вплоть до того что становится «любим и желанен ….перед Творцом, как будто бы не грешил никогда, и еще, что награда его велика….» (как говорилось выше п. 4 из слов Рамбама).


[1] Раскаяние; возвращение

[2] С улыбкой и уважением

[3] Падение духа

[4] Не дай Б-г

[5] Дурное начало

[6] «Душа, когда согрешит» (Вайикро 4, 2)

[7] «Душа, когда согрешит» — удивительно!

[8] Миссия

[9] Нечестивец