Суббота гл. Хукас-Болок, 12 тамуза
Стр. 1789
Симан Тес Вов
И объяснение в этом:
Общая идея сотворения существования "зла" в мире – это для того, чтобы был аспект "Вегам рошо лейом роо", т.е., "что вернется от своего злодейства, и сделает зло свое днем и светом Свыше" (Тания гл. 27), как известно, что "день" указывает на идею света и раскрытия, как сказано "И назвал Вс-вышний свет днем". И это есть смысл "И также злодей к злому дню", что переворачивают зло в аспект "день и свет", посредством аспекта "ночь как день будет светить".
И это есть общее намерение в сотворении мира – сделать Ему, Благословен Он, жилище в нижних, посредством работы по подавлению ситра охора, вплоть до того, что переворачивается тьма в свет, что посредством этого "возвышается слава Вс-вышнего во всех мирах", что это есть раскрытие света самое высокое, как объясняется (подробно, или кратко или намеком) в гемшехе гилуло (Боси леГани 5710).
И это есть также общая идея "Болок", что конечная цель в этом – это перевернуть это в кдушо, перевернуть тьму в свет. И подобно тому, что сказали Разал, "ту постель, что постелила ему в запрете, постелила ему в разрешении", т.е., что тот аспект, который был ранее способом исур, полное опускание, он переворачивается в гейтер, и вплоть до аспекта, связанного с самой высокой заповедью.
Тес Заин
В соответствии с этим понятно, что есть глава в Торе, которая называется "Болок" – и сначала нужно объяснить:
Кроме учения Баал Шем Това, что всякая вещь, которую еврей видит или слышит, это в гашгаха пратит (а не случайно, хас вешолом), и есть в этом указание в его служении Вс-вышнему, - известно также учение Магида (Ликутей Амарим симан 213): "общее правило, что все что он видит и слышит, и все события, которые происходят с человеком, все они приходят, чтобы пробудить его", и поэтому, даже когда он видит не-желательное событие, то даже если ему кажется, что это случайно (ибо он не собирался на это смотреть, и другой не собирался ему это показывать), он должен знать, что это "как пример того, кто смотрит в зеркало, что видит напротив себя собственное лицо", т.е., что также у него есть эти аспекты по крайней мере в тонком смысле, и поэтому ему показывают их "в зеркале", "чтобы исправить их и поднять их".
Это значит: поскольку человек близок к самому себе, понятно, что он не может видеть и чувствовать свои недостатки. И поэтому ему показывают этот недостаток у другого человека, и когда он видит это у другого, то он понимает, что это не случайно, хас вешолом, но показали ему это по гашгаха пратит, чтобы он знал, что также у него есть такой недостаток (в тонком смысле по крайней мере) , ибо когда он видит это у другого, это "подобно человеку, смотрящему в зеркало, что видит напротив себя свое лицо". И понятно, что это не имеет целью причинить ему огорчение, но намерение в этом – "чтобы поднять их и возвысить их".
И эта идея имеет отношение также когда показывают ему аспект, связанный с гоем, "БОлок". Ибо, несмотря на то, что он не имеет никакого отношения к гою, и как он благословляет каждый день "шелой осани гой", т.е., что он благодарит Вс-вышнего, что он не имеет отношения к гою (и гоишкайт), - тем не менее, поскольку то, что он видит это – это в гашгаха пратит, то это "как пример того, кто смотрит в зеркало…", чтобы он знал, что есть у него этот аспект в тонком смысле, и он должен это исправить.
И в соответствии с этим понятно, что то, что есть глава в Торе, которая называется "Болок", - это для того, чтобы показать еврею, что также у него есть аспект "Болок" [и в особенности, что это не таким образом, что он видит это в мире, и он может подумать, что это случайность и т.д. – но показывают ему это в Торе, что есть глава в Торе, которая называется "Болок"], т.е., чтобы он знал, что есть у него не-желательные аспекты, которые он должен перевернуть в святость.
И это есть конечная цель опускания души вниз – сделать Ему, благословен Он, жилище в нижних, т.е., что существование "нижних" перевернется чтобы быть жилищем Ему, благословен Он.
Симан Йуд заин
В соответствии с вышесказанным понятно, что не только, что аспект "Болок" (во внутреннем смысле вещей) не противоречит аспекту "Хукас", но, более того, аспект "Болок" – это более высокий уровень, чем "Хукас", ибо "Хукас" указывает на служение праведников, что их служение происходит упорядоченно, "тмидим кесидром", а "Болок", указывающее на переворачивание аспектов леумас зэ в святость, указывает на работу баалей тшуво, которая выше, чем служение праведников, ибо "в месте, где баалей тшувойс стоят…"
И следует сказать, что достоинство в аспекте "Болок" указывается в посуке "гиней гоом гайойцей мимицраим вайхас эс эйе гоорец":
Общая идея изгнания в Египте – это аспект опускания (подобно опусканию в аспекте "Болок" по простому смыслу), и цель его – выйти из Мицраим, т.е., выйти из всех межей и границ и измерений и ограничений, и достичь более высокой ступени, чем та, которая была перед опусканием в Египет.
И возвышение, которое достигается у сынов Израиля посредством исхода из Мицраим ("народ, выходящий из Мицраим") – это "и покрыл глаз (поверхность) земли", подобно достоинству будущего мира, когда будет раскрытие Б-жественности в мире способом "как вода покрывает море".
И объяснение в этом:
Несмотря на то, что общность творения мира было способом "мир в полноте был сотворен", тем не менее, существование мира представляет собой сокрытие и утаение Б-жественности, что поэтому называется именем "ойлом", от языка утаения и сокрытия. И вплоть до увеличения сокрытия и утаения, которое было в поколении потопа и в поколении Эноша и т.д.
И после этого пришел Авраам овину, что он начал освещать тьму и полумрак мира, как объясняется в словах Разал, что до Авраама мир находился в полумраке, и когда пришел Авраам, начало светать и т.д., - посредством того, что раскрыл и распространил что Вс-вышний – Он руководитель всего мира, что "есть хозяин у этого города".
Но, тем не менее, также после того, как Авраам раскрыл и распространил что Вс-вышний – он хозяин и руководитель мира, осталось все еще понятие существования мира самого по себе.
И все это было до общего опускания Египетского изгнания (ибо у Авраама овину был аспект "брис бейн а-бсорим", что тогда была только гзейро по поводу голус Мицраим); но после опускания голус Мицраим, которое ради подъема ("народ, выходящий из Мицраим"), был достигнут аспект "вайхас эс эйн гоорец", подобно "кемаим лейам мехасим", т.е., что устраняется понятие (отдельного) существования мира, ибо все его существование покрыто раскрытием Б-жественности, что это есть общая идея "олмо дэискасьо", подобно морским творениям, которые покрыты водами моря, ("кемаим лейам мехасим"), и не только это, но все их существование – это существование вод моря, как объясняется в гемшехе Таара"в, в отношении принципа РАшбага, что все, что в море – чисто, и не является хацицо, поскольку их существование – это воды моря.
И это есть подъем, который достигается посредством опускания в голус Мицраим, - что после исхода из Мицраим ("гоом гайойцей мимицраим"), достигается аспект "вайхас эс эйн гоорец", т.е., не только то, что знают, что "есть хозяин у этого города" (как это было во время Авраама, до опускания в Мицраим), но общность существования мира покрыта раскрытием Б-жественности, и не видно вообще, что мир – это самостоятельная сущность, ибо все его существование – это Б-жественность, подобно морским творениям, что все их существование – это воды моря.
Симан Йуд Хес
В соответствии с тем, что было объяснено выше высокое достоинство уровня "и покрыл поверхность земли", понятно, почему это сказано в главе Болок именно (кроме того, что "Болок указывает на служение баалей тшуво), ибо для того, тчобы достичь уровня "и покрыл поверхность земли" требуется перед этим работа "Болок". И объяснение в этом:
"Болок" – от языка "булоко… умевулоко", т.е., устранение и отсутствие существования. И в служении человека это есть битуль "эйн од", полное устранение и отрицание существования.
Однако битуль "эйн од" – это не есть конечная цель, но цель – прийти к битуль "эйн од милвадо" – ибо оба эти аспекта ("эйн од" и "эйн од милвадо") сказаны в различных псуким, и это есть два способа в битуль: "эйн од" означает, что нет никакого существования вообще, полное устранение и отрицание существования, а "эйн од милвадо" означает, что нет никакого существования "кроме Него", но вместе с Ним – есть существование, т.е., что есть существование мира, но все его существование – это Б-жественность. И чтобы прийти к битуль "эйн од милвадо", должен этому сначала предшествовать битуль "эйн од".
Объяснение этого: объясняется в хасидизме в нескольких местах, и подробно – в маамаре с начальными словами "Типоль алейгем эймосо вофахад" Мителер Ребе, что между йеш и йеш должно быть аин в середине [и, как известно, что этот маамар – это источник того, что объясняется в хасидизме что есть два уровня в "аин" – аин йеш гоамити и аин йеш анивро].
И как приводится там пример от общей идеи роста посредством гниения косточки плода, и т.е., для того, чтобы было "йеш" ростка и дерева и т.д., из "йеш" косточки, должно быть "аин" в середине, что это есть устранение и гниение косточки. И так же это в отношении дождевых вод, что только после их устранения, что просачиваются в землю и т.д., они бьют с новой силой в источниках. И подобно этому мы находим у р. Зейра, что он должен был поститься сорок (или сто) постов, чтобы забыть Вавилонский Талмуд, и сможет достичь достоинство учения Иерусалимского Талмуда, что это есть "аин" между "йеш" и "йеш".
И подобно этому в нашем вопросе: для того, чтобы йеш анивро (существование мира, которое выглядит как самостоятельная и независимая сущность) стало йеш амити (посредством ощущения, что его существование – это Б-жественность, что это есть битуль "эйн од милвадо"), должно быть "аин" между ними, что это есть битуль "эйн од", полное самоустранение и отсутствие существования.
[И подобно общей идее служения "И Ты нашел его сердце верным перед Тобой", "левовой" с двумя буквами "бейс", что такое служение возможно только после того, как ему предшествует служение "либи холол бекирби" (сердце мое пусто внутри меня)].
И в соответствии с этим понятно, что достоинство "и покрыл поверхность земли" достигается только после того, как этому предшествует служение "Болок":
"И покрыл поверхность земли" – означает, что существование мира покрыто полностью, т.е., что мир – это не самостоятельная сущность, но все его существование – это Б-жественность, подобно творениям моря, что все их существование – это воды моря (как говорилось выше). И это подобно битуль "эйн од милвадо", т.е. что вместе с Ним есть существование, но это существование – Б-жественность.
И поэтому, для того, чтобы достичь уровня "и покрыл поверхность земли", что это есть битуль "эйн од милвадо" – должно этому предшествовать битуль "эйн од", битуль и отсутствие собственного существования совершенно, что это есть аспект "Болок", от языка "Булоко… умевулоко", полное устранение и отсутствие существования ("эр махт а "тэль" фун зих ун фун дер велт"), что это есть "аин", посредством которого йеш анивро становится йеш о-амити – "эйн од милвадо" – "вайхас эс эйн гоорец" ("кемаим лейам мехасим").
Симан Йуд тес
В соответствии со сказанным выше, понятно, что общий порядок служения указывается в порядке глав "Хукас", "Болок", что посредством этого приходят к уровню "народ, выходящий из Мицраим и покрыл глаз (поверхность) земли":
"Хукас" указывает на служение праведников, что это не таким образом, что переворачивают существование мира (вплоть до переворачивания аспектов леумас зэ) в Б-жественность, но подобно сказанному выше о способе служения Авраама овину, что также после того, как раскрыл и распространил, что есть хозяин у этого города, осталось все же понятие существование мира самого по себе.
"Болок" указывает на работу баалей тшуво, что их работа – способом опускания ниже и ниже в наибольшей степени, чтобы перевернуть аспекты самые нижние и перевернуть их в святость. И это то, что имя "Болок" – оно от "булоко… утевулоко", что это указывает на противоположность строительству и исправлению и т.д., наибольшее опускание, чтобы перевернуть это в святость.
[А на более высокой ступени – идея "Болок" указывает на устранение и отсутствие (собственного) существования совершенно, что это есть битуль "эйн од", как говорилось выше подробно].
И посредством общего опускания голус Мицраим, что это есть опускание ниже и ниже в наибольшей степени, для того, чтобы перевернуть нижние аспекты к святости, - достигают наибольшего подъема, более высоким образом, чем это было перед опусканием, что это есть общая идея аспекта "народ выходящий из Египта", что посредством этого производится аспект "и покрыл поверхность земли", т.е., что общность существования мира (и даже аспекты леумас зэ – которые перевернулись к святости) не выглядит, как самостоятельное существование, но его существование – это Б-жественность, подобно творениям моря, покрытым водой ("как вода покрывает море"), что все их существование – это воды моря. И подобно битуль "эйн од милвадо".
[И следует сказать, что аспект "Хукас" указывается также в самой работе баалей тшуво (опускание ниже и ниже максимально, чтобы перевернуть это в кдушо) – ибо общая идея голус Мицраим – это следствие гзейро, которая была в "брис бейн а-бсроим", и "гзейро" – это аспект "хуко"].
Симан Коф
В соответствии с этим понятно величие достоинства "Болок" (более высоким способом, чем "Хукас"), ибо именно посредством работы "Болок" приходят к полноте совершенства "вайхас эс эйн гоорец", что это подобно аспекту "кемаим лейам мехасим" который будет в будущем мире.
И понятно величие достоинства "кемаим лейам мехасим" – вплоть до того, что этими словами завершает Рамбам свою книгу "Йад хазоко", т.е., что после изучения всех законов всей Торы, включая подъем, который будет достигнут в дни Мошиаха, приходят к максимальному подъему – "ибо наполнилась земля знанием Б-га, как вода покрывает море".
И поэтому, именно в главе Болок есть псуким, которые говорят про царя Мошиаха, - как объясняется подробно в Рамбаме (законы царей гл. 11 галаха 1), что "в главе Билам (которая находится в главе Болок) пророчествует о двух Мошиахах, про первого Мошиаха, что это Довид… и про последнего Мошиаха, который встанет из его сыновей, что спасает Исроэл…", и продолжает перечислять псуким, говорящие о царе Давиде, и псуким, говорящие о царе Мошиахе (что это есть совершенно необычное дело в его книге "Йад а-хазоко").
И подобно этому объясняет Раши в простом смысле Писания, что эти псуким говорят про Царя Мошиаха, и более того: Раши объясняет это про царя Мошиаха (также) в отношении тех псуким, которых Рамбам не объясняет.
И вот, также как возвышение "и покрыл поверхность земли" достигается посредством опускания в голус Мицраим ("народ, выходящий из Египта" после времени изгнания) – также понятно, что достоинство "кемаим Лейам мехасим" в будущем (что аспект "вайхас эс эйн гоорец" есть подобие этого) достигается посредством общности нашей работы и нашего служения, когда мы находимся в опускании изгнания.
Это значит, что посредством наших дел и нашей работы во время изгнания, чтобы раскрыть Б-жественность в мире, - мы притягиваем букву "алеф", что это есть начало фразы "алуфой шел ойлом", в общность идеи изгнания, и, когда добавляют букву "алеф" в середину слова "гойло" (не в начале ее, но в середине ее, "ин митн фун голус") – делается из этого слово "геуло" (и подобно этому, когда добавляют букву алеф в слово "голус", делается из этого слово "геулас").
Симан Хоф Алеф
В соответствии во всем вышесказанным, понятно величие достоинства 12 тамуза который приходится на субботу, когда читают "Хукас-Болок" вместе:
Кроме того, что сказано выше, что общность служения в исполнении шлихус баал а-геула должна быть из таануг (что это есть указание, которое учится из того, что 12 тамуза приходится на субботу) – есть дополнительное указание, которое учится из недельной главы "Хукас-Болок":
"Хукас" – общность работы распространения еврейства и источников хасидизма (в соотвествии с указнием баал а-геула) должна быть из месиро унесино, способом выше понимания и постижения, способом "хуко".
"Болок" – от языка "булоко… умевулоко", т.е., что исполнение шлихус баал а-геула должно быть с полным самоустранением, полным отсутствием собственного существования, т.е., что "он делает из себя "разруху", он недоедает и недосыпает, и т.д.", ибо чего стоят его личные дела относительно величия дела исполнения шлихус баал а-геула!
И как понятно, что общность работы упомянутым образом делается из таануг (подобно работе дня субботы), и таким образом, что также его материальное тело наслаждается этим, как говорилось выше подробно.
И действие – это основное – добавить в еще большей степени во всех действиях распространения еврейства и источников хасидизма, таким образом, чтобы не обращать внимания ни на какие препятствия и препоны, и наоборот: когда есть препятствие, то это переворачивает саму эту вещь в святость.
Симан Хоф Бейс
Есть дополнительное указание из общей идеи главы Болок, которая имеет особое отношение к этим дням буквально, т.е., что не только это указание, относящееся к служению Вс-вышнему завтра и послезавтра, и т.д., или указание, которое относилось к служению вчера или позавчера, но это указание, относящееся к этим дням буквально (в отношении положения в Святой Земле), ибо "Тора – вечна", во всякое время и во всяком месте:
"Болок" в буквальном смысле – это существование противника сыновей Израиля. И когда есть существование противника, нужно уничтожать его совершенно. И в особенности, после того, как принято решение разбить и уничтожить противника, что тогда обязаны завершить эту работу полностью (см. подробно – сихойс 22 сивана, 3 тамуза и 7 тамуза).
И большая необходимость завершения действия (после того, как оно было начато) – понятно из слов Геморы (Шабос 19, 1) "Не осаждают города гоим меньше чем три дня перед субботой, и если начали – не прекращают, и так говорил Шамай "ад ридто" – даже в субботу", это значит: после того, как уже начали разбиение и уничтожение противника, то необходимо завершить это действие "ад ридто", "язык ридуй, что будет подчинена тебе" (Раши Шойфтим 20, 20), включая также то, что делают из них существование опущенное и низкое, без всякой силы совершенно. И это должно делаться "даже в субботу", поскольку начало в этом было за несколько дней перед этим.
И поскольку есть специальное приказание "ад ридто" даже в субботу", понятно, что не только, что это действие не нарушает святости субботы, но наоборот, святость субботы делает необходимым это действие, и как говорилось несколько раз, что сама святость субботы заставляет заниматься аспектами пикуах нефеш также, когда это действие связано с работой, которая сама по себе есть нарушение субботы.
Симан Хоф гимел
И вот, поскольку речь идет о завершении действия "ад ридто" в субботу, - это происходит таким же образом, как был захвачен Йерихо, ключ к Эрец Исроэл, ибо захват Йерихо был в субботу:
Йерихо был окружен стеной, "сгуро умесугерес… эйн йойцей веэйн бо" (Йегошуа 6, 1). И рассказывается в Танахе (там и дальше), что захват Йерихо был посредством того, что Йегошуа приказал священникам "поднимите Ковчег Завета и семеро священников понесут семь шофаров… пройдите и окружите город… идите и трубите в шофары", "и было на седьмой день (шабос был)… и окружили город как закон этот семь раз… и затрубили в шофары.. и упала стена на месте ее".
И подобно этому в нашем вопросе – что нет никакой необходимости входить в город, ибо сам факт того, что город "окружен.. нет выходящего и нет входящего", это приводит к тому, что нападет "страх и ужас" на всех тех, кто находится в городе, и вплоть до того, что "семью путями убегут от тебя".
Симан Хоф Далет
И все это достигается посредством того, что знают, что это не "сила моя и мощь моей руки" хас вешолом, но "силой мышцы Твоей" – Вс-вышнего, и тогда – "падет на них страх и ужас, от величия мышцы Твоей онемеют, как камень"!