Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Лех лехо 5742

בס»ד

… и для того, чтобы соединить всех сынов Израиля вечным и истинным единством – (пока не найден другой путь) путь к этому – посредством того, что каждый из сынов Израиля приобретет букву в Свитке Торы.

Вов

И вот, после того, как об этом говорилось множество раз – приносят мне «записки», чтобы сообщить, что делают «великие дела» в этом, «захватывают мир», и агитируют повсюду, чтобы каждый из сынов Израиля приобрел букву в сефер Тора.

Сообщают, что распространили столько-то и столько-то бланков для покупки буквы в сефер-Тора, и множество евреев взяли эти бланки с радостью, и поскольку они «бехэзкас кашрус[1]» – несомненно, что они не нарушат запрет «бал ташхис[2]«, и используют эти бланки, чтобы приобрести букву в сефер Тора.

И после всего этого – я попросил в канун субботы, чтобы сообщили мне точное число букв, которые были приобретены в первом свитке, во втором свитке, в третьем свитке и т.д. – и, когда видят точное число – становится «светло в глазах» (в кавычках)!

Когда нужно сделать точный подсчет, и передать этот счет другому (поскольку «одом коройв эцел ацмой[3]«) – уже нельзя никого обмануть по поводу большого «штурма» и т.д., ибо считают по пальцам, и тогда видят истинное положение и состояние!

Занятие и «штурм» вокруг этого дела – это в аспекте только «облаков и ветра[4]«, а когда заходит речь о практическом результате – то «а дождя нет»!

Число букв в сефер-Тора, которые еще не приобретены – это не самая малая часть, а наоборот! Я не хочу называть, сколько букв приобретены до сих пор – чтобы не было неприятного чувства в субботу!

И подобно этому, когда сравнивают число, которое получено в этот канун субботы, с числом, которое было получено в минувшую неделю, и подсчитывают, сколько букв приобретено в течение недели – становится «светло в глазах» (в кавычках)!

В течение недели я пытался «а кицл тон» и агитировать, чтобы занимались этим подобающим образом. Кричать на него, почему он не занимается этим как положено – невозможно, поскольку нужно говорить путями приятными и путями мирными, и тем более и тем более, что невозможно сказать ему «слова упрека» – кто может прийти к сказать ему «мусар[5]«! – но только «кицлен», «самым вежливым образом» – это можно, также когда хотят вести себя по путям приятности и мира самым совершенным образом!

Но практически – по-видимому, это совершенно не помогло!

И более того: есть такие, которые считают, что поскольку они верят, что «есть хозяин у этого дома», то это не их задача – беспокоиться о существовании мира, и препятствовать распаду мира и т.д. – есть хозяин у этого дома, и он, несомненно, позаботится, чтобы мир продолжал существовать!

И со стороны всего этого – было решено провести hисваадус также в эту субботу (хотя на первый взгляд, не было причины проводить hисваадус в эту субботу, как говорилось выше), и изменять и отменять порядки и планы, выше измерения и ограничения, в соответствии с указанием главы Лех Лехо, что должен быть подъем и переход на бесконечно более высокий уровень.

И все это – только в отношении речи об этом во время hисваадус, но основное – это в отношении практического действия – что отсюда и далее заниматься этим на несравнимо более высоком уровне.

Хес

В отношении общей идеи написания Сефер Торы – было еще одно событие на этой неделе, и сначала:

Также как в святости есть идея «минэй увэй овой лишдэй бэй нарго[6]«, т.е., что берут аспект леумас зэ[7], и с его помощью производят добавление в аспектах святости, на этой неделе произошло противоположное событие – что использовали идею написания свитка Торы для противоположной цели.

Я получил письмо от одного еврея, находящегося «за морем», в котором он спрашивает с тмимус (он еврей томим, и спрашивает с тмимус): поскольку объявили о написании сефер Торы для взрослых, и сообщили, что взрослые могут записать в свиток Торы членов своей семьи, как тех, кто уже достиг возраста бар-мицвы и бат-мицвы, так и тех, кто еще до бар-мицвы и бат-мицвы, и поскольку дети до бар-мицвы и бат-мицвы уже записаны вместе с их родителями, для чего нужно сейчас писать специальную сефер Тору для детей Израиля?!

Если бы шла речь о написании сефер Торы только для еврейских детей – было бы понятно; но после того, как написали сефер Тору для взрослых, и в этой сефер Торе записаны также дети до бар-мицвы и бат мицвы – непонятно: в чем смысл написания отдельной сефер Торы для детей Израиля?

Даже если бы задавали этот вопрос в прошлом году – не было места совершенно для такого вопроса, поскольку Геморо (Шабос 119, 2) объясняет величие достоинства тинойкос шел бейс рабон[8] – «дыхание, в котором нет греха»!

И тем более и тем более, когда задают этот вопрос после того, как говорят об этом в течение целого года, включая дополнительный месяц адар – тринадцать месяцев подряд, и в течение всего этого времени говорят время от времени о достоинстве «дыхания, в котором нет греха», и как сказали РаЗаЛ (там) «ал тигъу бимшихой» – это тинойкос шел бейс рабон», т.е., что они называются «Мошиах», и как подчеркивается в Геморо, что достоинство «дыхания, в котором нет греха» связано с существованием мира, ибо «мир существует только ради тинойкос шел бейс рабон», и вплоть до того, что когда рав Папа спросил Абайе «моя и твоя – что?» – ответил ему Абайе – «не похоже дыхание, в котором есть грех, на дыхание, в котором нет греха», те.. что даже когда речь идет о великих людях Израиля, амораим и т.д., получивших смиху поколение за поколением до Мойше рабейну, подчеркивается достоинство тинойкос шел бейс рабон, «дыхание, в котором нет греха» – и после того, как об этом говорилось столь подробно, приходят и задают такой вопрос!

Он, конечно, получил «hанохо[9]«, поцеловал ее и положил на полку, но он не знает, о чем там идет речь!

И есть такие, которые читают «ршимо[10]«, но не учат ее, или учат, но не задумываются о том, о чем там говорится, или задумываются, но без намерения и желания исполнить это практически, «топору-да-плаху»!

Тес

И как говорилось выше, что задают этот вопрос «через море» – для чего нужно спрашивать «через море»? – ведь «лой алмон Исроэл[11]«, и несомненно, что в том месте, где он находится, и вокруг него, он может найти кого-то, кто учил «ршимо», и знает, что там говорится о великом достоинстве «дыхания, в котором нет греха», и тот может объяснить ему, что даже когда записывают детей в сефер-Тору взрослых, как нечто второстепенное, это несравнимо с тем, когда пишут сефер Тору специально только ради детей Израиля, у которых есть достоинство «дыхания, в котором нет греха»!

И когда кто-то задает такой вопрос – прежде всего, он уже свободен от того, чтобы заниматься этим, поскольку он уже сделал свое, он спросил вопрос, и сейчас он ждет, чтобы ему ответили, а пока что он может идти спать, пока не получит ответ на свой вопрос!

И тем более, что он думает о такой возможности, что ответ будет таким, чтобы он мог продолжить спать – «вешохавто веорво шносехо[12]«!

Порядок служения должен быть таким, чтобы «наасэ[13] предшествовало нишма[14]«, т.е., прежде всего, он должен исполнить указания, и после этого, если он хочет спросить вопрос – пусть придет и спросит; но не так, что он не занимается этим, пока не получит ответ на свой вопрос!

Йуд

И как говорилось выше, что после столь подробного разговора об этом – это «лой нога велой пога[15]«. И все это – несмотря на то, что речь идет о хасидим, учениках главы поколения!

И если так – можно задать вопрос: для чего говорят об этом сейчас?! – И одно из двух: или полагаются на «хезкас кашрус» тех, кто уже слышали эти слова в течение целого года, что они, несомненно, будут заниматься этим подобающим образом; а если нет – что поможет, если будут говорить об этом еще раз?!

Йуд алеф

И еще:

Используют написание Сефер Торы для пируд левовойс[16] – кто будет стоять во главе занимающихся этим, и воюют против другого, чтобы не вводить его помочь и принять участие в деятельности, связанной с написанием свитка Торы!

Общая идея написания сефер Торы – привести к единству еврейского народа, и как объяснялось несколько раз, что не имеется в виду только исполнение заповеди «кисву лохем эс hаширо hазойс[17]» (ибо тогда нужно было написать много свитков Торы), но имеется в виду, что в написании свитка Торы объединятся сотни тысяч сынов Израиля вместе; и тем не менее, используют это для пируд левовойс!

И как говорилось выше, что не хотят вводить новых людей, чтобы они занимались вопросами написания свитка Торы – мало того, что на нем самом есть уже двадцать дел, за которые он отвечает, но он берет на себя еще и написание свитка Торы, и не дает другим людям помочь в организации деятельности в этом.

Что это значит? – Когда у него есть двадцать дел на его голове, то, поскольку он ограничен, и число часов в сутках ограничено, понятно, что он не способен заниматься как нужно всеми делами, но он занимается ими «наполовину, на треть и на четверть», и, кроме того – он берет на себя еще одно дело, и понятно, что также этим делом он не способен заниматься как нужно, и это только мешает его деятельности в других делах!

И даже если он находится в мсирус нефеш[18], это не помогает, чтобы он мог исполнить все эти дела полностью – как говорилось несколько раз, что мсирус нефеш помогает, чтобы прыгать с крыши вниз, но прыгнуть с земли на крышу он не сможет, даже если готов отдать за это жизнь!

Когда есть новое дело, и в нашем вопросе – объединить всех сынов Израиля посредством написания сефер Торы, то, поскольку это дело, требующее много сил, нужно найти человека, который будет заниматься этим как нужно, и сконцентрируется специально на этом деле. И конечно, если платить ему зарплату за эту работу – то найдутся несколько и несколько, кто согласится заниматься этим подобающим образом.

И ему не надо бояться, что может, уменьшится его почет посредством того, что он отдаст другому организацию деятельности в связи с написанием свитка Торы – и его претензия – что если он отвечает за выполнение простых дел – то несомненно, он должен отвечать также за организацию столь важного и возвышенного дела, как единство Израиля посредством написания свитка Торы – ему не следует опасаться, что уменьшится его почет, и он не должен делать искафьо[19] или исhапхо[20], чтобы ввести еще одного человека, который организует всю деятельность в этом – ибо он может взять его в качестве «ханаанского раба», и он останется его «господином» и «царем»!

И наоборот: чем больше у него есть слуг, тем больше это доказывает, какой он важный и уважаемый человек, ибо «нет царя без народа». И поэтому, когда он берет еще людей, и он руководит ими – это добавляет уважения к нему самому, ибо он подобен «царю над царями царей»!

И этот недостаток – что не хотят вводить новых людей – есть также в нескольких и нескольких мойсдос[21]. В отношении светских учреждений – это не удивительно, но удивительно, что этот недостаток проник и распространился также в ортодоксальных учреждениях – что ответственные за учреждения отказываются вводить новые силы в мойсдос, поскольку боятся, что это ударит по их почету и т.д.!

И они говорят – что в отношении уменьшения прибыли – они готовы отказаться, но не когда речь идет об уменьшении их почета!

И в отношении нашего вопроса – нечего здесь бояться, ибо есть самое широкое поле для деятельности многих людей!

Ибо, еврейский народ насчитывает 12-13 миллионов евреев, да умножатся они, и когда жены Израиля исполнят заповедь «плодитесь и размножайтесь» как положено, то за короткое время число сынов Израиля возрастет до 15 миллионов и больше, и поскольку в каждом свитке Торы есть 304 тысячи и сколько-то букв, следовательно, на миллион евреев нужно написать три свитка Торы, и по этому счету выходит, что на 15 миллионов евреев нужно написать 45 свитков Торы! И когда закончатся все души в «гуф» – то число сынов Израиля будет во много раз больше, и нужно будет писать еще свитки Торы!

Йуд бейс

Практически:

Каждый и каждый должен приложить все усилия, чтобы приобрести букву в свитке Торы, и кроме того – воздействовать также на другого еврея, чтобы он приобрел букву в свитке Торы, в соответствии с заповедью «возлюби ближнего своего, как себя самого». И как объясняется в Тании гл. 32 что означает «ближний твой».

И как говорилось несколько раз, что это вопрос, который затрагивает всех сынов Израиля одинаково, независимо от различий между ними – ашкеназим и сефардим, те, кто ведут себя по обычаю Аризаля, и те, кто ведут себя по обычаю Хабада, и даже «тот, кто именем Израиль назовет» – все они должны объединиться и соединиться в написании свитка Торы.

И как начали вести себя в этом несколько и несколько мужчин и женщин – что как только рождается ребенок, мальчик или девочка, приобретают для него букву в свитке Торы: мальчику – когда он вступает в союз нашего праотца Авраама (и это связано с нашей недельной главой, в которой говорится о заповеди брис мило), ибо тогда ему дают имя, и подобно этому девочка – «которая как будто бы обрезана» – когда называется ее имя в Израиле.

И как понятно по простому смыслу, что так же как заботятся о детях в отношении всех остальных вещей – тем более и тем более, что нужно заботиться о них в столь важном и основном деле, приобрести для них букву в свитке Торы.

И в особенности в соответствии с тем, что объясняется в маамаре моего святого тестя и учителя, Ребе, в маамаре Симхат Тора 5706 – о великом достоинстве, связанном с буквой, которая есть у каждого и каждого из Израиля в свитке Торы. [И следует отметить, что этот обычай родился как раз среди простых мужчин и простых женщин, а не среди тех, что парит в мире Ацилус, «мире единства» и т.д.!]

И как говорилось выше, что деятельность и занятие в этом должны быть в соответствии с указанием нашей недельной главы – «уйди из своей страны, и из родины твоей…», т.е., подъем и переход на бесконечно более высокий уровень.

И по-простому: так же, как каждый готовит план в отношении его материальных дел, подобно этому он должен готовить план в отношении его занятия свитком Торы, и в конце дня он должен сделать «баланс», и посмотреть, что добавилось в течение этого дня в деятельности в отношении свитка Торы.

И счет должен быть таким образом, чтобы «учить из прошлого на будущее», по выражению моего святого тестя и учителя, Ребе, в нескольких письмах, что «прошлое учит на будущее», т.е., что отсюда и далее он добавляет в этом еще больше.

Йуд гимел

И да будет воля Вс-вышнего, чтобы все души Израиля, которые сейчас находятся в телах, объединились все вместе – т.е., что каждый и каждый из Израиля он в аспекте «рабонон[22]«, как сказано «ве-хол бонаих лимудей Гашем[23]«, и подобно этому каждый и каждый из Израиля он в аспекте «царя» («цари – это рабонон»), как сказано «и вы будете мне царством…»

И удостаиваются идти навстречу нашему праведному Мошиаху, вместе с каболас пней Шхино, Царя над царями царей – Вс-вышнего, идти так, как идет царь – т.е., «бейод ромо[24]«, и с радостью и добрым сердцем.

И поскольку «беойр пней мелех хаим[25]» – удостаиваются в скором будущем истинного и полного избавления, посредством нашего праведного мошиаха, в скором времени в наши дни действительно, при нашей жизни, ниже «десяти ладоней», «бинеорейну увизкейнейну, бевонейну увивнойсейну[26]«.

Йуд далет

Поскольку мы находимся в положении и состоянии, что «хойшех йехасэ орец[27]» – нужно позаботиться, чтобы не объяснили (то, что говорилось выше) такие объяснения, которые совершенно не имеют места в разуме, не только в человеческом разуме разумной души, но даже в разуме животной души.

И в нашем вопросе:

После всего, что говорилось о великом значении объединения всех сынов Израиля посредством написания свитка Торы – могут прийти и объяснить, что после того, как добились от еврея, что он приобрел букву в свитке Торы, уже завершена вся работа, и уже не нужно больше заниматься с этим евреем.

И этот счет он как в отношении его самого, так и в отношении другого:

В отношении него самого – когда он убедил другого приобрести букву в свитке Торы, он исполнил тем самым заповедь «веоhавто лереахо комойхо[28]«, которая «великое правило в Торе»; а в отношении другого – поскольку он приобрел букву в свитке Торы – он уже достиг самого высокого положения и состояния, поскольку он соединился с сотнями тысяч сынов Израиля!

И поскольку «веоhавто лереахо комойхо» – это очень высокая вещь, как сказали РаЗаЛ, «это вся Тора, а остальное – комментарий, иди, учи» – то он удовлетворяется этим действием, и говорит, что все остальное пусть делает «идох[29]» – кто то другой.

На это говорят ему, что есть 613 заповедей, и поэтому, действие с другим евреем должно быть в отношении всех аспектов Торы и заповедей, а не достаточно только убедить его приобрести букву в Торе.

И подобно тому, как в отношении действия заповедей сказано «рхово мицвосхо меойд[30]» – что это указывает на собственно действие заповеди, «рхово мицвосхо меойд», а не только награда за исполнение заповеди.

И как объясняется в мидрашах РаЗаЛ, что меймройс амораим и законы Торы — это таким образом, что «аломойс эйн миспор[31]» – хотя речь идет о вещах, связанных с практическим действием, поскольку большинство меймройс амойроим связаны с практическим действием, и как говорит Геморо: «май бейнайhу».

И подобно этому понятно, что каждая мицва она таким образом, что «рхово мицвосхо меойд», и кроме того – есть 613 мицвойс, и во всех этих вещах необходимо воздействовать на другого, в соответствии с приказанием и указанием Торы «веоhавто лереахо комойхо».

Тес Вов

Но, тем не менее, кроме общего действия, что нужно воздействовать на другого в отношении исполнения всей Торы и заповедей – есть такие вещи, которые наиболее актуальны в данный момент времени, в которых должна быть особое действие и особое занятие.

И подобно тому, как есть различия в отношении особого и основного служения во время праздников – в Рош аШоно основное служение – это каболас ол, «тамлихуни алейхем», а в Симхас Тойро основное служение – это веселье и радость Торы, и подобно этому в остальные праздники, ибо в каждый из них есть основное служение, относящееся специально к данному празднику.

Подобно этому понятно в отношении служения каждого и каждого из Израиля, что несмотря на то, что нужно заниматься всеми вопросами, тем не менее, есть у каждого и каждого особое и основное дело, в котором выражается его «авид авидтэй», подобно тому, как сказано «кол йоймо вейоймо авид авидтэй». Это значит: есть времена, когда служение всех сынов Израиля одинаково, и например: в канун субботы служение всех сынов Израиля – занятие подготовкой к субботе, и подобно этому – занятие «мивца нейройс шабос койдеш»; но есть времена, когда у каждого и каждого есть особая работа, в которой должно быть основное его занятие.

И в отношении нашего вопроса:

Есть общая работа распространения источников наружу, включая распространение известных мивцоим: аhавас Исроэл, хинух, Тора, тфилин, мезуза, цдака, «дом полный книг – Явне и мудрецы», субботние свечи, кашрус еды и питья, и чистота семьи; и кроме этого есть действие, которое наиболее актуально сейчас – деятельность по объединению всех сынов Израиля посредством написания свитка Торы.

И в соответствии с этим понятно, что когда «йейцей одом лефоолой велааводосой[32]«, он должен приготовить точный план в отношении своей деятельности работы в течение этого дня, во всех вещах, о которых говорилось выше.

И «даас леновойн нокейл[33]«, чтобы знать и понять, в чем должно быть его основное занятие, и если он не может решить это сам – то «тшуо беройв йойэц[34]«, и он может посоветоваться со своим товарищем, и т.д.

И самое главное – не тратить время впустую, чтобы обсуждать, чем надо в основном заниматься, но «маасэ hу hоикор[35]«.


[1] Следует считать их «кашерными» евреями, пока не доказано обратное

[2] «Не уничтожай». Запрет уничтожения полезных и нужных предметов

[3] Человек близок к самому себе

[4] «Тучи и ветер, а дождя нет» (Мишлей 25, 14)

[5] Мусор — Моральное учение

[6] из самого леса делают ручку для топора, чтобы рубить лес

[7] «Сторона, противоположная Святости» (Когелет 7, 14)

[8] Тинойкос шел бейс рабон — дети, изучающие Тору

[9] hанохо — Неотредактированная запись беседы Ребе

[10] запись

[11] «Не овдовел Йисраэйль» (Йирмийа 51, 5)

[12] «И когда спать будешь, сон твой будет сладок.» (Мишлей 3, 24)

[13] мы сделаем

[14] Нишма — мы поймем

[15] не затронуло совершенно

[16] Пируд левовойс — разделение сердец

[17] «И ныне запишите себе эту песнь» (Вайейлех 31, 19)

[18] Мсирус нефеш — Самопожертвование

[19] Искафья — Подавление (дурного начала). См. также исhапхо

[20] Исhапхо — переворачивание (тьмы в свет)

[21] (воспитательные) учреждения

[22] Раввины (арам.)

[23] «И все сыновья твои — ученики Вс-вышнего» (Йешайа 54, 13)

[24] гордо и свободно

[25] «В свете лика царя – жизнь» (Мишлей 16, 15)

[26] «С молодежью нашей и со стариками нашими… с сыновьями нашими и с дочерьми нашими» (Бой 10, 9)

[27] «Тьма покроет землю» (Йешайа 60, 2)

[28] «Люби ближнего своего как самого себя» (Кдойшим 19, 18)

[29] Другой (арам.)

[30] «Заповедь Твоя пространна безмерно.» (Тегилим 119, 96)

[31] «Девицам – числа нет!» (Шир гаШирим 6, 8)

[32] «Выходит человек для труда своего и для работы своей» (Тегилим 104, 23)

[33] «Для разумного знание легко.» (Мишлей 14, 6)

[34] «А спасение – в силе советника.» (Мишлей 11, 14)

[35] действие — это основное