Лех лехо 5742

בס"ד

… и для того, чтобы соединить всех сынов Израиля вечным и истинным единством – (пока не найден другой путь) путь к этому – посредством того, что каждый из сынов Израиля приобретет букву в Свитке Торы.

Вов

И вот, после того, как об этом говорилось множество раз – приносят мне "записки", чтобы сообщить, что делают "великие дела" в этом, "захватывают мир", и агитируют повсюду, чтобы каждый из сынов Израиля приобрел букву в сефер Тора.

Сообщают, что распространили столько-то и столько-то бланков для покупки буквы в сефер-Тора, и множество евреев взяли эти бланки с радостью, и поскольку они "бехэзкас кашрус[1]" – несомненно, что они не нарушат запрет "бал ташхис[2]", и используют эти бланки, чтобы приобрести букву в сефер Тора.

И после всего этого – я попросил в канун субботы, чтобы сообщили мне точное число букв, которые были приобретены в первом свитке, во втором свитке, в третьем свитке и т.д. – и, когда видят точное число – становится "светло в глазах" (в кавычках)!

Когда нужно сделать точный подсчет, и передать этот счет другому (поскольку "одом коройв эцел ацмой[3]") – уже нельзя никого обмануть по поводу большого "штурма" и т.д., ибо считают по пальцам, и тогда видят истинное положение и состояние!

Занятие и "штурм" вокруг этого дела – это в аспекте только "облаков и ветра[4]", а когда заходит речь о практическом результате – то "а дождя нет"!

Число букв в сефер-Тора, которые еще не приобретены – это не самая малая часть, а наоборот! Я не хочу называть, сколько букв приобретены до сих пор – чтобы не было неприятного чувства в субботу!

И подобно этому, когда сравнивают число, которое получено в этот канун субботы, с числом, которое было получено в минувшую неделю, и подсчитывают, сколько букв приобретено в течение недели – становится "светло в глазах" (в кавычках)!

В течение недели я пытался "а кицл тон" и агитировать, чтобы занимались этим подобающим образом. Кричать на него, почему он не занимается этим как положено – невозможно, поскольку нужно говорить путями приятными и путями мирными, и тем более и тем более, что невозможно сказать ему "слова упрека" – кто может прийти к сказать ему "мусар[5]"! – но только "кицлен", "самым вежливым образом" – это можно, также когда хотят вести себя по путям приятности и мира самым совершенным образом!

Но практически – по-видимому, это совершенно не помогло!

И более того: есть такие, которые считают, что поскольку они верят, что "есть хозяин у этого дома", то это не их задача – беспокоиться о существовании мира, и препятствовать распаду мира и т.д. – есть хозяин у этого дома, и он, несомненно, позаботится, чтобы мир продолжал существовать!

И со стороны всего этого – было решено провести hисваадус также в эту субботу (хотя на первый взгляд, не было причины проводить hисваадус в эту субботу, как говорилось выше), и изменять и отменять порядки и планы, выше измерения и ограничения, в соответствии с указанием главы Лех Лехо, что должен быть подъем и переход на бесконечно более высокий уровень.

И все это – только в отношении речи об этом во время hисваадус, но основное – это в отношении практического действия – что отсюда и далее заниматься этим на несравнимо более высоком уровне.

Хес

В отношении общей идеи написания Сефер Торы – было еще одно событие на этой неделе, и сначала:

Также как в святости есть идея "минэй увэй овой лишдэй бэй нарго[6]", т.е., что берут аспект леумас зэ[7], и с его помощью производят добавление в аспектах святости, на этой неделе произошло противоположное событие – что использовали идею написания свитка Торы для противоположной цели.

Я получил письмо от одного еврея, находящегося "за морем", в котором он спрашивает с тмимус (он еврей томим, и спрашивает с тмимус): поскольку объявили о написании сефер Торы для взрослых, и сообщили, что взрослые могут записать в свиток Торы членов своей семьи, как тех, кто уже достиг возраста бар-мицвы и бат-мицвы, так и тех, кто еще до бар-мицвы и бат-мицвы, и поскольку дети до бар-мицвы и бат-мицвы уже записаны вместе с их родителями, для чего нужно сейчас писать специальную сефер Тору для детей Израиля?!

Если бы шла речь о написании сефер Торы только для еврейских детей – было бы понятно; но после того, как написали сефер Тору для взрослых, и в этой сефер Торе записаны также дети до бар-мицвы и бат мицвы – непонятно: в чем смысл написания отдельной сефер Торы для детей Израиля?

Даже если бы задавали этот вопрос в прошлом году – не было места совершенно для такого вопроса, поскольку Геморо (Шабос 119, 2) объясняет величие достоинства тинойкос шел бейс рабон[8] – "дыхание, в котором нет греха"!

И тем более и тем более, когда задают этот вопрос после того, как говорят об этом в течение целого года, включая дополнительный месяц адар – тринадцать месяцев подряд, и в течение всего этого времени говорят время от времени о достоинстве "дыхания, в котором нет греха", и как сказали РаЗаЛ (там) "ал тигъу бимшихой" – это тинойкос шел бейс рабон", т.е., что они называются "Мошиах", и как подчеркивается в Геморо, что достоинство "дыхания, в котором нет греха" связано с существованием мира, ибо "мир существует только ради тинойкос шел бейс рабон", и вплоть до того, что когда рав Папа спросил Абайе "моя и твоя – что?" – ответил ему Абайе – "не похоже дыхание, в котором есть грех, на дыхание, в котором нет греха", те.. что даже когда речь идет о великих людях Израиля, амораим и т.д., получивших смиху поколение за поколением до Мойше рабейну, подчеркивается достоинство тинойкос шел бейс рабон, "дыхание, в котором нет греха" – и после того, как об этом говорилось столь подробно, приходят и задают такой вопрос!

Он, конечно, получил "hанохо[9]", поцеловал ее и положил на полку, но он не знает, о чем там идет речь!

И есть такие, которые читают "ршимо[10]", но не учат ее, или учат, но не задумываются о том, о чем там говорится, или задумываются, но без намерения и желания исполнить это практически, "топору-да-плаху"!

Тес

И как говорилось выше, что задают этот вопрос "через море" – для чего нужно спрашивать "через море"? – ведь "лой алмон Исроэл[11]", и несомненно, что в том месте, где он находится, и вокруг него, он может найти кого-то, кто учил "ршимо", и знает, что там говорится о великом достоинстве "дыхания, в котором нет греха", и тот может объяснить ему, что даже когда записывают детей в сефер-Тору взрослых, как нечто второстепенное, это несравнимо с тем, когда пишут сефер Тору специально только ради детей Израиля, у которых есть достоинство "дыхания, в котором нет греха"!

И когда кто-то задает такой вопрос – прежде всего, он уже свободен от того, чтобы заниматься этим, поскольку он уже сделал свое, он спросил вопрос, и сейчас он ждет, чтобы ему ответили, а пока что он может идти спать, пока не получит ответ на свой вопрос!

И тем более, что он думает о такой возможности, что ответ будет таким, чтобы он мог продолжить спать – "вешохавто веорво шносехо[12]"!

Порядок служения должен быть таким, чтобы "наасэ[13] предшествовало нишма[14]", т.е., прежде всего, он должен исполнить указания, и после этого, если он хочет спросить вопрос – пусть придет и спросит; но не так, что он не занимается этим, пока не получит ответ на свой вопрос!

Йуд

И как говорилось выше, что после столь подробного разговора об этом – это "лой нога велой пога[15]". И все это – несмотря на то, что речь идет о хасидим, учениках главы поколения!

И если так – можно задать вопрос: для чего говорят об этом сейчас?! – И одно из двух: или полагаются на "хезкас кашрус" тех, кто уже слышали эти слова в течение целого года, что они, несомненно, будут заниматься этим подобающим образом; а если нет – что поможет, если будут говорить об этом еще раз?!

Йуд алеф

И еще:

Используют написание Сефер Торы для пируд левовойс[16] – кто будет стоять во главе занимающихся этим, и воюют против другого, чтобы не вводить его помочь и принять участие в деятельности, связанной с написанием свитка Торы!

Общая идея написания сефер Торы – привести к единству еврейского народа, и как объяснялось несколько раз, что не имеется в виду только исполнение заповеди "кисву лохем эс hаширо hазойс[17]" (ибо тогда нужно было написать много свитков Торы), но имеется в виду, что в написании свитка Торы объединятся сотни тысяч сынов Израиля вместе; и тем не менее, используют это для пируд левовойс!

И как говорилось выше, что не хотят вводить новых людей, чтобы они занимались вопросами написания свитка Торы – мало того, что на нем самом есть уже двадцать дел, за которые он отвечает, но он берет на себя еще и написание свитка Торы, и не дает другим людям помочь в организации деятельности в этом.

Что это значит? – Когда у него есть двадцать дел на его голове, то, поскольку он ограничен, и число часов в сутках ограничено, понятно, что он не способен заниматься как нужно всеми делами, но он занимается ими "наполовину, на треть и на четверть", и, кроме того – он берет на себя еще одно дело, и понятно, что также этим делом он не способен заниматься как нужно, и это только мешает его деятельности в других делах!

И даже если он находится в мсирус нефеш[18], это не помогает, чтобы он мог исполнить все эти дела полностью – как говорилось несколько раз, что мсирус нефеш помогает, чтобы прыгать с крыши вниз, но прыгнуть с земли на крышу он не сможет, даже если готов отдать за это жизнь!

Когда есть новое дело, и в нашем вопросе – объединить всех сынов Израиля посредством написания сефер Торы, то, поскольку это дело, требующее много сил, нужно найти человека, который будет заниматься этим как нужно, и сконцентрируется специально на этом деле. И конечно, если платить ему зарплату за эту работу – то найдутся несколько и несколько, кто согласится заниматься этим подобающим образом.

И ему не надо бояться, что может, уменьшится его почет посредством того, что он отдаст другому организацию деятельности в связи с написанием свитка Торы – и его претензия – что если он отвечает за выполнение простых дел – то несомненно, он должен отвечать также за организацию столь важного и возвышенного дела, как единство Израиля посредством написания свитка Торы – ему не следует опасаться, что уменьшится его почет, и он не должен делать искафьо[19] или исhапхо[20], чтобы ввести еще одного человека, который организует всю деятельность в этом – ибо он может взять его в качестве "ханаанского раба", и он останется его "господином" и "царем"!

И наоборот: чем больше у него есть слуг, тем больше это доказывает, какой он важный и уважаемый человек, ибо "нет царя без народа". И поэтому, когда он берет еще людей, и он руководит ими – это добавляет уважения к нему самому, ибо он подобен "царю над царями царей"!

И этот недостаток – что не хотят вводить новых людей – есть также в нескольких и нескольких мойсдос[21]. В отношении светских учреждений – это не удивительно, но удивительно, что этот недостаток проник и распространился также в ортодоксальных учреждениях – что ответственные за учреждения отказываются вводить новые силы в мойсдос, поскольку боятся, что это ударит по их почету и т.д.!

И они говорят – что в отношении уменьшения прибыли – они готовы отказаться, но не когда речь идет об уменьшении их почета!

И в отношении нашего вопроса – нечего здесь бояться, ибо есть самое широкое поле для деятельности многих людей!

Ибо, еврейский народ насчитывает 12-13 миллионов евреев, да умножатся они, и когда жены Израиля исполнят заповедь "плодитесь и размножайтесь" как положено, то за короткое время число сынов Израиля возрастет до 15 миллионов и больше, и поскольку в каждом свитке Торы есть 304 тысячи и сколько-то букв, следовательно, на миллион евреев нужно написать три свитка Торы, и по этому счету выходит, что на 15 миллионов евреев нужно написать 45 свитков Торы! И когда закончатся все души в "гуф" – то число сынов Израиля будет во много раз больше, и нужно будет писать еще свитки Торы!

Йуд бейс

Практически:

Каждый и каждый должен приложить все усилия, чтобы приобрести букву в свитке Торы, и кроме того – воздействовать также на другого еврея, чтобы он приобрел букву в свитке Торы, в соответствии с заповедью "возлюби ближнего своего, как себя самого". И как объясняется в Тании гл. 32 что означает "ближний твой".

И как говорилось несколько раз, что это вопрос, который затрагивает всех сынов Израиля одинаково, независимо от различий между ними – ашкеназим и сефардим, те, кто ведут себя по обычаю Аризаля, и те, кто ведут себя по обычаю Хабада, и даже "тот, кто именем Израиль назовет" – все они должны объединиться и соединиться в написании свитка Торы.

И как начали вести себя в этом несколько и несколько мужчин и женщин – что как только рождается ребенок, мальчик или девочка, приобретают для него букву в свитке Торы: мальчику – когда он вступает в союз нашего праотца Авраама (и это связано с нашей недельной главой, в которой говорится о заповеди брис мило), ибо тогда ему дают имя, и подобно этому девочка – "которая как будто бы обрезана" – когда называется ее имя в Израиле.

И как понятно по простому смыслу, что так же как заботятся о детях в отношении всех остальных вещей – тем более и тем более, что нужно заботиться о них в столь важном и основном деле, приобрести для них букву в свитке Торы.

И в особенности в соответствии с тем, что объясняется в маамаре моего святого тестя и учителя, Ребе, в маамаре Симхат Тора 5706 – о великом достоинстве, связанном с буквой, которая есть у каждого и каждого из Израиля в свитке Торы. [И следует отметить, что этот обычай родился как раз среди простых мужчин и простых женщин, а не среди тех, что парит в мире Ацилус, "мире единства" и т.д.!]

И как говорилось выше, что деятельность и занятие в этом должны быть в соответствии с указанием нашей недельной главы – "уйди из своей страны, и из родины твоей…", т.е., подъем и переход на бесконечно более высокий уровень.

И по-простому: так же, как каждый готовит план в отношении его материальных дел, подобно этому он должен готовить план в отношении его занятия свитком Торы, и в конце дня он должен сделать "баланс", и посмотреть, что добавилось в течение этого дня в деятельности в отношении свитка Торы.

И счет должен быть таким образом, чтобы "учить из прошлого на будущее", по выражению моего святого тестя и учителя, Ребе, в нескольких письмах, что "прошлое учит на будущее", т.е., что отсюда и далее он добавляет в этом еще больше.

Йуд гимел

И да будет воля Вс-вышнего, чтобы все души Израиля, которые сейчас находятся в телах, объединились все вместе – т.е., что каждый и каждый из Израиля он в аспекте "рабонон[22]", как сказано "ве-хол бонаих лимудей Гашем[23]", и подобно этому каждый и каждый из Израиля он в аспекте "царя" ("цари – это рабонон"), как сказано "и вы будете мне царством…"

И удостаиваются идти навстречу нашему праведному Мошиаху, вместе с каболас пней Шхино, Царя над царями царей – Вс-вышнего, идти так, как идет царь – т.е., "бейод ромо[24]", и с радостью и добрым сердцем.

И поскольку "беойр пней мелех хаим[25]" – удостаиваются в скором будущем истинного и полного избавления, посредством нашего праведного мошиаха, в скором времени в наши дни действительно, при нашей жизни, ниже "десяти ладоней", "бинеорейну увизкейнейну, бевонейну увивнойсейну[26]".

Йуд далет

Поскольку мы находимся в положении и состоянии, что "хойшех йехасэ орец[27]" – нужно позаботиться, чтобы не объяснили (то, что говорилось выше) такие объяснения, которые совершенно не имеют места в разуме, не только в человеческом разуме разумной души, но даже в разуме животной души.

И в нашем вопросе:

После всего, что говорилось о великом значении объединения всех сынов Израиля посредством написания свитка Торы – могут прийти и объяснить, что после того, как добились от еврея, что он приобрел букву в свитке Торы, уже завершена вся работа, и уже не нужно больше заниматься с этим евреем.

И этот счет он как в отношении его самого, так и в отношении другого:

В отношении него самого – когда он убедил другого приобрести букву в свитке Торы, он исполнил тем самым заповедь "веоhавто лереахо комойхо[28]", которая "великое правило в Торе"; а в отношении другого – поскольку он приобрел букву в свитке Торы – он уже достиг самого высокого положения и состояния, поскольку он соединился с сотнями тысяч сынов Израиля!

И поскольку "веоhавто лереахо комойхо" – это очень высокая вещь, как сказали РаЗаЛ, "это вся Тора, а остальное – комментарий, иди, учи" – то он удовлетворяется этим действием, и говорит, что все остальное пусть делает "идох[29]" – кто то другой.

На это говорят ему, что есть 613 заповедей, и поэтому, действие с другим евреем должно быть в отношении всех аспектов Торы и заповедей, а не достаточно только убедить его приобрести букву в Торе.

И подобно тому, как в отношении действия заповедей сказано "рхово мицвосхо меойд[30]" – что это указывает на собственно действие заповеди, "рхово мицвосхо меойд", а не только награда за исполнение заповеди.

И как объясняется в мидрашах РаЗаЛ, что меймройс амораим и законы Торы - это таким образом, что "аломойс эйн миспор[31]" – хотя речь идет о вещах, связанных с практическим действием, поскольку большинство меймройс амойроим связаны с практическим действием, и как говорит Геморо: "май бейнайhу".

И подобно этому понятно, что каждая мицва она таким образом, что "рхово мицвосхо меойд", и кроме того – есть 613 мицвойс, и во всех этих вещах необходимо воздействовать на другого, в соответствии с приказанием и указанием Торы "веоhавто лереахо комойхо".

Тес Вов

Но, тем не менее, кроме общего действия, что нужно воздействовать на другого в отношении исполнения всей Торы и заповедей – есть такие вещи, которые наиболее актуальны в данный момент времени, в которых должна быть особое действие и особое занятие.

И подобно тому, как есть различия в отношении особого и основного служения во время праздников – в Рош аШоно основное служение – это каболас ол, "тамлихуни алейхем", а в Симхас Тойро основное служение – это веселье и радость Торы, и подобно этому в остальные праздники, ибо в каждый из них есть основное служение, относящееся специально к данному празднику.

Подобно этому понятно в отношении служения каждого и каждого из Израиля, что несмотря на то, что нужно заниматься всеми вопросами, тем не менее, есть у каждого и каждого особое и основное дело, в котором выражается его "авид авидтэй", подобно тому, как сказано "кол йоймо вейоймо авид авидтэй". Это значит: есть времена, когда служение всех сынов Израиля одинаково, и например: в канун субботы служение всех сынов Израиля – занятие подготовкой к субботе, и подобно этому – занятие "мивца нейройс шабос койдеш"; но есть времена, когда у каждого и каждого есть особая работа, в которой должно быть основное его занятие.

И в отношении нашего вопроса:

Есть общая работа распространения источников наружу, включая распространение известных мивцоим: аhавас Исроэл, хинух, Тора, тфилин, мезуза, цдака, "дом полный книг – Явне и мудрецы", субботние свечи, кашрус еды и питья, и чистота семьи; и кроме этого есть действие, которое наиболее актуально сейчас – деятельность по объединению всех сынов Израиля посредством написания свитка Торы.

И в соответствии с этим понятно, что когда "йейцей одом лефоолой велааводосой[32]", он должен приготовить точный план в отношении своей деятельности работы в течение этого дня, во всех вещах, о которых говорилось выше.

И "даас леновойн нокейл[33]", чтобы знать и понять, в чем должно быть его основное занятие, и если он не может решить это сам – то "тшуо беройв йойэц[34]", и он может посоветоваться со своим товарищем, и т.д.

И самое главное – не тратить время впустую, чтобы обсуждать, чем надо в основном заниматься, но "маасэ hу hоикор[35]".


[1] Следует считать их "кашерными" евреями, пока не доказано обратное

[2] "Не уничтожай". Запрет уничтожения полезных и нужных предметов

[3] Человек близок к самому себе

[4] "Тучи и ветер, а дождя нет" (Мишлей 25, 14)

[5] Мусор - Моральное учение

[6] из самого леса делают ручку для топора, чтобы рубить лес

[7] "Сторона, противоположная Святости" (Когелет 7, 14)

[8] Тинойкос шел бейс рабон - дети, изучающие Тору

[9] hанохо - Неотредактированная запись беседы Ребе

[10] запись

[11] "Не овдовел Йисраэйль" (Йирмийа 51, 5)

[12] "И когда спать будешь, сон твой будет сладок." (Мишлей 3, 24)

[13] мы сделаем

[14] Нишма - мы поймем

[15] не затронуло совершенно

[16] Пируд левовойс - разделение сердец

[17] "И ныне запишите себе эту песнь" (Вайейлех 31, 19)

[18] Мсирус нефеш - Самопожертвование

[19] Искафья - Подавление (дурного начала). См. также исhапхо

[20] Исhапхо - переворачивание (тьмы в свет)

[21] (воспитательные) учреждения

[22] Раввины (арам.)

[23] "И все сыновья твои - ученики Вс-вышнего" (Йешайа 54, 13)

[24] гордо и свободно

[25] "В свете лика царя – жизнь" (Мишлей 16, 15)

[26] "С молодежью нашей и со стариками нашими… с сыновьями нашими и с дочерьми нашими" (Бой 10, 9)

[27] "Тьма покроет землю" (Йешайа 60, 2)

[28] "Люби ближнего своего как самого себя" (Кдойшим 19, 18)

[29] Другой (арам.)

[30] "Заповедь Твоя пространна безмерно." (Тегилим 119, 96)

[31] "Девицам – числа нет!" (Шир гаШирим 6, 8)

[32] "Выходит человек для труда своего и для работы своей" (Тегилим 104, 23)

[33] "Для разумного знание легко." (Мишлей 14, 6)

[34] "А спасение – в силе советника." (Мишлей 11, 14)

[35] действие - это основное

Запись опубликована в рубрике: .