1
… Путь к объединению всего еврейского народа – посредством того, что каждый из сынов Израиля приобретет букву в Свитке Торы.
И вот, после того, как об этом говорилось много раз – приносят мне "записки", чтобы сообщить, что вершат "великие дела", "захватывают мир", и агитируют повсюду, чтобы каждый из сынов Израиля приобрел букву в свитке Торы.
Сообщают, что распространили столько-то и столько-то бланков для покупки буквы в сефер-Тора, и множество евреев взяли эти бланки с радостью, и поскольку они "кашерные евреи" – несомненно, они не нарушат запрет "бал ташхис[1]", и используют эти бланки, чтобы приобрести букву в свитке Торы.
И после всего этого – я попросил в канун субботы, чтобы сообщили мне точное число букв, которые были приобретены в первом свитке, во втором свитке, в третьем свитке и т.д. – и, когда видят точное число – становится "светло в глазах" (в "кавычках")!
Когда нужно сделать точный подсчет, и передать этот счет другому (поскольку "одом коройв эцел ацмой[2]") – уже нельзя никого обмануть по поводу большого "штурма" и т.д., ибо считают по пальцам, и тогда видят истинное положение и состояние!
Занятие и "штурм" вокруг этого дела – это только "облака и ветер[3]", а когда заходит речь о практическом результате – то "а дождя нет"!
Число букв в сефер-Тора, которые еще не приобретены – не самая малая часть, а наоборот! Я не хочу говорить, сколько букв были приобретены до сих пор – чтобы не было неприятного чувства в субботу!
И подобно этому, когда сравнивают число приобретенных букв на конец этой недели, с числом букв на конец минувшей недели, и подсчитывают, сколько букв приобретено в течение недели – становится "светло в глазах" (в "кавычках")!
В течение недели я пытался "а кицл тон[4]" и обратить внимание на то, чтобы занимались этим подобающим образом. Кричать на него, почему он не занимается этим как положено – невозможно, поскольку нужно говорить путями приятными и путями мирными, и тем более, невозможно сказать ему "слова упрека" – кто может прийти к сказать ему "мусар[5]"! – но "кицлен", "самым вежливым образом" – можно, даже когда хотят вести себя самым вежливым и мирным образом!
Но на деле – по-видимому, это совершенно не помогло!
И более того: есть такие, которые считают, что поскольку они верят, что "есть хозяин у этого дома", то это не их задача – беспокоиться о существовании мира, и препятствовать распаду мира и т.д. – "есть хозяин у этого дома", и Он, несомненно, позаботится, чтобы мир продолжал существовать!
2
И еще:
Используют написание Сефер Торы для того, чтобы умножать раздоры. – Спорят между собой, кто будет стоять во главе занимающихся этим, и воюют против другого, чтобы не дать ему участвовать в деятельности, связанной с написанием свитка Торы!
Общая идея написания сефер Торы – привести к единству еврейского народа/ Объяснялось несколько раз, что не имеется в виду только исполнение заповеди "И ныне запишите себе эту песнь[6]" (ибо тогда нужно было писать много свитков Торы). Имеется в виду, что в написании свитка Торы объединятся сотни тысяч сынов Израиля вместе; и, тем не менее, используют это для умножения раздоров!
И, как говорилось выше, не хотят вводить новых людей, чтобы они занимались вопросами написания свитка Торы. Мало того, что на нем самом есть уже двадцать дел, за которые он отвечает, но он берет на себя еще и написание свитка Торы, и не дает другим людям помочь в организации этой деятельности.
У него и так есть двадцать дел на голове, и, поскольку человек ограничен, и также число часов в сутках ограничено, понятно, что он не способен заниматься как нужно всеми делами. Он занимается ими "наполовину, на треть и на четверть". А сейчас – он берет на себя еще одно дело, и понятно, что и этим делом он не способен заниматься как нужно, и это только помешает его работе в других делах!
Даже если он думает, что он будет делать свою работу с "мсирус нефеш[7]", это не поможет, чтобы успеть сделать все его дела полностью – как говорилось несколько раз, что мсирус нефеш помогает, чтобы прыгать с крыши вниз, но прыгнуть с земли на крышу он не сможет, даже если готов отдать за это жизнь!
Когда есть новое дело, и в нашем вопросе – объединить всех сынов Израиля посредством написания сефер Торы, то, поскольку это дело, требующее много сил, нужно найти человека, который будет заниматься этим как нужно, и сконцентрируется специально на этом деле. И конечно, если платить ему зарплату за эту работу – найдутся люди, которые согласятся заниматься этим подобающим образом.
Не надо бояться, что его станут меньше уважать из-за того, что он отдаст другому организацию деятельности по написанию свитка Торы. – Он говорит: если он отвечает за выполнение простых дел – несомненно, он должен отвечать и за организацию столь важного и возвышенного дела, как объединение Израиля посредством написания свитка Торы. – Ему даже не нужно "подавлять в себе дурное начало" или "переворачивать тьму в свет", чтобы ввести еще одного человека, который организует всю деятельность в этом – ибо он может взять его в качестве "ханаанского раба", и он останется его "господином" и "царем"!
Наоборот: чем больше у него слуг, тем больше это показывает, насколько он важный и уважаемый человек, ибо "нет царя без народа". Когда он берет еще людей, и руководит ими – это только добавляет уважения ему самому, ибо он подобен "царю над царями царей"!
И этот недостаток – что не хотят вводить новых людей – есть еще в нескольких воспитательных учреждениях. В отношении светских учреждений – это не удивительно. Но удивительно, что этот недостаток проник и распространился также в ортодоксальных учреждениях – когда руководители этих учреждений отказываются привлекать новые силы, ибо боятся, что это ударит по их статусу и т.д.!
Они говорят: лучше недополучить прибыль, чем понести убытки. О каком убытке идет речь? Что их станут меньше уважать!
Нечего здесь бояться, ибо есть самое широкое поле для деятельности многих людей!
Еврейский народ насчитывает 12-13 миллионов евреев, да умножатся они, и когда жены Израиля исполнят заповедь "плодитесь и размножайтесь" как положено, то за короткое время число сынов Израиля возрастет до 15 миллионов и больше. И поскольку в каждом свитке Торы есть 304 тысячи и сколько-то букв, следовательно, на миллион евреев нужно написать три свитка Торы, и по этому счету выходит, что на 15 миллионов евреев нужно написать 45 свитков Торы! И когда закончатся все души в "гуф[8]" – то число сынов Израиля будет во много раз больше, и нужно будет писать еще свитки Торы!
3
Практически:
Каждый и каждый должен приложить все усилия, чтобы приобрести букву в свитке Торы, и, кроме того – воздействовать также на другого еврея, чтобы он приобрел букву в свитке Торы, в соответствии с заповедью "возлюби ближнего своего, как себя самого". И как объясняется в Тании гл. 32, что означает "ближний твой".
И, как говорилось несколько раз, это касается всех сынов Израиля одинаково, независимо от различий между ними – ашкеназим и сефардим, тех, кто ведут себя по обычаю Аризаля, и тех, кто ведут себя по обычаю Хабада, и даже "того, кто именем Израиль назовет[9]" – все они должны объединиться и соединиться в написании свитка Торы.
И как начали вести себя в этом многие мужчины и женщины – как только рождается ребенок, мальчик или девочка, приобретают для него букву в свитке Торы: мальчику – когда он вступает в союз нашего праотца Авраама (и это связано с нашей недельной главой, в которой говорится о заповеди брис мило), ибо тогда ему дают имя, и подобно этому девочке – "которая как будто бы обрезана" – когда называется ее имя в Израиле.
И как понятно по простому смыслу, что так же, как заботятся о детях в отношении всех остальных вещей – тем более, нужно заботиться о них в столь важном и основном деле, как приобретение для них буквы в свитке Торы.
4
Поскольку мы находимся в такое время, когда "тьма покрывает землю[10]" – нужно позаботиться, чтобы мои слова не были истолкованы превратно.
И в нашем вопросе:
После всего, что говорилось о великом значении объединения всех сынов Израиля посредством написания свитка Торы – могут истолковать это так, что после того, как добились от еврея, что он приобрел букву в свитке Торы, уже завершена вся работа, и уже не нужно больше заниматься с этим евреем.
И это "толкование" он применяет как в отношении себя самого, так и в отношении своего ближнего:
В отношении самого себя - он думает: убедив другого еврея приобрести букву в свитке Торы, он уже исполнил заповедь "Люби ближнего своего как самого себя[11]", "великое правило в Торе". В отношении другого еврея: приобретя букву в свитке Торы – тот уже достиг самого высокого уровня, соединившись с сотнями тысяч сынов Израиля!
И поскольку "Люби ближнего своего как самого себя" – это важнейшая заповедь, как сказали наши учителя, "это - вся Тора, а остальное – комментарий, иди, учи" – можно ограничиться этим. Всем остальным пусть занимаются "остальные" – кто-нибудь другой.
На это говорят ему: есть 613 заповедей, и поэтому, действие с другим евреем должно быть в отношении всех аспектов Торы и заповедей, а не достаточно только убедить его приобрести букву в Торе.
5
И да будет воля Вс-вышнего, чтобы все души Израиля, которые сейчас находятся в телах, объединились все вместе, ибо каждый и каждый из Израиля подобен царю, как сказано "и вы будете мне царством…"
И удостаиваются идти навстречу нашему праведному Мошиаху, и увидеть сияние лика Шхины[12], и Царя над царями царей – Вс-вышнего, и идти так, как идет царь – "гордо и свободно", с радостью и добрым сердцем.
(התוועדויות ה'תשמ"ב חלק א' פרשת לך לך, סי' ז' ואילך)[1] "Не уничтожай". Запрет уничтожения полезных и нужных предметов
[2] Человек близок к самому себе
[3] "Тучи и ветер, а дождя нет" (Мишлей 25, 14)
[4] Букв. "щекотать" (идиш), расшевелить.
[5] упрек, поучение
[6] Вайейлех 31, 19. Из этого стиха учится заповедь для каждого еврея написать себе свиток Торы.
[7] Самоотверженность, самоотдача
[8] Средоточие душ Израиля
[9] Йешайа 44, 5
[10] Йешайа 60, 2
[11] Кдойшим 19, 18
[12] Сфира "малхус". Собрание душ Израиля. Раскрытие Б-жественности в мире.