Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Койрах

 

В главе этой недели описывается попытка умного, властного еврея по имени Койрах свергнуть с престола Мойше.

Раши (16:19) объясняет, что Койрах убедил ВЕСЬ еврейский народ присоединиться к нему в борьбе против Мойше.

Как ему это удалось? Какой разумный аргумент мог он привести, чтобы все люди сошли с ума? И какое отношение все это имеет к нам сегодня?

Чтобы объяснить это, я расскажу такую историю.

Джо и его отец три часа простояли в очереди, чтобы попасть на «Ехидут» (личная встреча) с Любавичским Ребе. Кроме Йом Кипур они не соблюдали никаких обычаев, но гордились тем, что они – евреи. Поэтому, прежде всего, они решили посетить Ребе.

Наконец, подошла их очередь. Первое, что они заметили, когда вошли в комнату и приблизились к Ребе, сидевшему за столом, было то, что там необычно тихо и светло. Еще их внимание привлекли шкафы вдоль всех стен, полные книг.

«Добрый вечер – произнес Ребе. – Пожалуйста, присаживайтесь».

Не понятно почему, они стояли. Ребе повернулся к Джо и сказал: — «Насколько я понял, скоро ты станешь Бар-Мицва, это так?» Улыбка и добрый взгляд Ребе внушали уверенность.

«Да, через два месяца, пятого мая»,- ответил Джо, пожалев, что не знал этой даты на иврите.

«Ты занимаешься спортом?» – спросил Ребе.

«Да, Рабби, мне нравится бейсбол»,  — ответил Джо, немного удивившись вопросу.

«А что тебе нравится больше, – продолжил Ребе, – когда в бейсбол играет одна или две команды?»

Джо помедлил секунду; было очевидно, что этот милый религиозный еврей не знал многого об этой игре.

«Если играет одна команда, то это не игра, Рабби. В игре участвуют две команды».

«Я понимаю. – Сказал Ребе. – А скажи мне, ты когда-нибудь ходишь на профессиональные матчи?»

«Конечно, каждый раз, когда отец разрешает мне».

«Но чтобы попасть туда, надо заплатить деньги, не так ли? – Продолжил Ребе. – Так зачем тратить деньги, когда можно бесплатно поиграть со своими друзьями?»

Джо не совсем понимал, к чему шел разговор, но ответил.

«Рабби, мне кажется, Вы многого не знаете о бейсболе. Профессионалы играют совсем по-другому, это настоящая игра, а я играю только ради забавы».

«А! – Воскликнул Ребе. – Это очень близко к твоей Бар-Мицве. В жизни, почти как в бейсболе. До настоящего времени в тебе находились две команды, два импульса. Твой добрый импульс говорил тебе, что надо быть честным и хорошим мальчиком. А другая «команда» будет изо всех сил стараться сделать обратное». Джо понравился необычный подход Ребе. Это напомнило ему историю о Царе Соломоне.

«Но только помни, — закончил Ребе, заглядывая глубоко в глаза Джо.  – Выиграет та команда, которая будет играть лучше!»

Через неделю после праздничной вечеринки в честь Бар-Мицва Джо, он абсолютно забыл о Ребе. Прошло еще три года, он приехал домой, полный восторга; он выиграл бесплатную поездку на выходные в Новые Орлеаны с другом! Все были очень счастливы, но мама, вдруг, посмотрела на календарь и заметила, что поездка выпадает на выходной… празднования Йом Кипур!

«Тогда я отмечу Йом Кипур два раза в следующем году. – Недовольно ответил Джо. – С каких это пор мы стали такими религиозными?! Зачем мешать моему веселью!!»

«Знаешь что, — сказал отец,  — не спеши. У тебя есть ночь, чтобы все обдумать, и мы не будем возражать, что бы ты ни решил».

«Хорошо, я подумаю об этом!» — решил он и громко захлопнул за собой дверь, а затем включил телевизор. Был уже конец бейсбольного матча.

«Черт! Я даже пропустил игру из-за…» Голос диктора прервал его мысль. «Да, сегодня болельщики действительно, разочарованы. Доджеры заработали пять очков, Янки – три! Это еще раз доказывает тот факт, что побеждает команда, игравшая лучше!!»

На следующее утро Джо объявил своим удивленным, но гордым родителям, что он все обдумал и решил не ехать в Новые Орлеаны на Йом Кипур.

Шло время и Джо (теперь Джо) учился в университете, получая образование по политологии. Он был лучшим в классе, и все были уверены, что его ждет хорошая работа. Но университетская жизнь была не так проста для него.

После нескольких лет борьбы с одиночеством и депрессией, он каким-то образом оказался вовлеченным в общину Мормонов; это группа ложных миссионеров, которая выбирает себе в жертву молодежь в студенческом городке, особенно отвергнутых евреев. Около года он посещал их лекции и так увлекся, что даже убедил нескольких своих друзей евреев присоединиться к нему и полететь вместе с ним Солт Лейк Сити, чтобы… окреститься там.

Счастливый представитель Мормонов в студенческом городке организовал дружеский бейсбольный матч. После матча, за день до счастливого погружения должна была состояться вечеринка. Джо был питчером и он блестяще, без проблем выиграл игру. Все сияли от радости, когда собрались идти на вечер.

Но когда под шум зрительских аплодисментов они покидали поле, представитель положил руку на плечо Джо и довольно произнес: — «Джо, ты прекрасно играл, и ты будешь великолепным игроком в команде Б-га!! Это просто доказывает, что побеждает тот, кто играет лучше всех!»

Джо остановился. Вдруг, красивые голубые глаза Ребе снова вспыхнули в его памяти, напоминая о словах, услышанных десять лет назад.

«Что я делаю? – подумал он. – Я ведь еврей!»

Он извинился, осторожно, стараясь не улыбаться, подошел к своим друзьям тоже евреям и, не привлекая внимания окружающих, вывел их и объявил, что они не едут в Солт Лейк Сити. «Прежде всего, я хочу повидаться с Рабби, а билет на самолет – за мой счет!»

На следующий день они полетели в Нью Йорк, чтобы увидеть Ребе, но решили не рассказывать о том, как хотели принять другую веру.

Как все и ожидали, по окончании университета Джо получил престижную работу; он стал главным помощником Артура Голдберга, представителя США в ООН.

Шел 1967 год, для государства Израиль начинался кризис; оно было окружено врагами, до зубов вооруженными СССР, и покинуто всеми, так называемыми союзниками. Казалось, спасти эту маленькую страну может только чудо.

У Джо был дядя, чей единственный сын стал «Баал Тшува» и учился в Кфар Хабад, в Израиле. Обеспокоенный дядя послал своему единственному сыну билет на самолет и приказал немедленно покинуть Израиль, пока не минует опасность. Но мальчик отказался.  – «Любавичский Ребе сказал, что никто не должен уезжать из Израиля, ибо там безопасно, и война закончится через несколько дней!» — объяснил он.

Разъяренный отец связался со своим племянником Джо и отчаянно умолял использовать свои связи или что-нибудь еще, только чтобы убедить Ребе изменить свое решение.

И снова Джо оказался в кабинете Ребе, но в этот раз, чтобы просить за своего двоюродного брата.

«Ребе, он – единственный ребенок моего дяди, а ведь дела обстоят очень серьезно. Ребе, я работаю в госдепартаменте США, и через меня проходит очень много информации, доступной лишь узким кругам. Ситуация даже хуже, чем Вы можете себе представить! Только чудо предотвратит холокост. А мальчик говорит, что Вы сказали ему не покидать Израиль».

«Это правда. – Спокойно ответил Ребе. – Абсолютно не о чем волноваться, война закончится уже через несколько дней, к большому удивлению всего Израиля. Пожалуйста, передай своему дяде, чтобы не волновался».

Джо не мог поверить своим ушам. Или Ребе совсем сумасшедший, или…

«Ребе,  — не раздумывая, заговорил он, — Никто не согласен с Вашей идеей! Никто  в мире! Как Вы можете быть настолько уверены?!!»

Джо наклонился через стол к Ребе и повысил голос: — «Ребе, помните, этот мальчик – единственный ребенок в семье!! Единственный сын!!»

Ребе помедлил секунду, его лицо приняло суровый вид. Он заглянул глубоко в глаза Джо и произнес:

«У меня в Израиле —  четыре миллиона «единственных сыновей», и я говорю тебе, что все будет  в порядке».

Джо был поражен.

«Но есть кое-что, чем ты можешь помочь. — Продолжил Ребе. – Когда будешь уходить, пожалуйста, зайди в кабинет секретаря. Там тебя ожидает пара тефиллинов. Это подарок от меня лично. Секретарь покажет тебе, как надевать их на каждый день».

«Кстати»,  — окликнул он Джо, когда тот уже стоял у двери и собирался уходить. Джо обернулся и увидел, что Ребе улыбается. – «Ты все еще любишь бейсбол?»

Война, длившаяся шесть дней, закончилась, и все было так, как предсказывал Ребе. Джо позвонили из офиса Ребе и сообщили, что Ребе хотел бы снова поговорить с ним.

Не успел Джо начать извиняться перед Ребе, тот начал говорить. – «Я знаю, что как только война закончилась, правительство Израиля, в особенности левые партии, уже пытаются возвращать все завоеванные у врагов земли. Это очень опасно, и ты здесь можешь помочь».

Ребе продолжил, чтобы кратко разъяснить Джо суть сложившейся ситуации.

Когда Ребе закончил, Джо сказал: — «Ребе, я хочу сказать Вам лишь одно; Я горжусь тем, что у еврейского народа есть такой истинный лидер, как Вы!»

Это главная идея главы этой недели: был ли Мойше истинный лидер или нет? Было ли необходимо полагаться на каждое его слово, как бы нелогично оно ни казалось?

Койрах утверждал, что нет. – «Наверное, чтобы выйти из Египта мы должны были слепо следовать за тобой, Мойше. Но теперь, когда мы все увидели Б-га на горе Синай, мы все – Святые! Нам пора начать думать самостоятельно!!»

И этим аргументом он смог убедить весь Народ не соглашаться с Мойше.

Именно это отношение стало причиной несогласия евреев с царем Давидом и также со всеми пророками после него. В конце концов, все это вылилось в страшную ссылку, от которой мы страдаем уже почти 2 000 лет.

И мы молимся за то, чтобы Б-г дал нам еще один шанс и послал нам Мошиаха; настоящего лидера, такого как Любавичский Ребе. Уверен, в этот раз, все будет в порядке.

Мошиах Сейчас!!