Гаазину

«Внимайте, Небеса» - здесь слышна интонация, с которой обращаются к находящемуся рядом, тогда как слова «услышит земля речь уст моих» подчеркивают некую удаленность. Не должно ли быть сказано наоборот?! Нет, сказано: "Моше был близок к Небесам и «далек от земли" (Сифри, Гаазину, Зогар, 2866),- именно потому и говорит он: «Внимайте, Небеса, я говорить буду, и услышит земля речь уст моих». Мидраш добавляет, что Ешаягу был «далек от Неба и близок к земле», и потому он говорил: «Слушайте, Небеса, и внимай, земля» - слова эти зеркально противоположны словам Моше (1:2).

Что же мы должны извлечь из этого противопоставления, ведь «Тора» означает «указание», и каждое ее слово должно содержать для нас практическое повеление и поучение.(3огар, III, 536)?

Когда Моше говорит «Внимайте, Небеса, я говорить буду, и услышит земля речь уст моих», имеется в виду, что всякий еврей должен стремиться к Небесам и к тому, чтобы освободиться от земных оков. Но если даже Ешаягу, величайший из пророков, был ближе к земле, чем к небу, то как же Тора требует большего от каждого еврея?! Если же близость к Небу достижима для любого еврея, почему же Ешаягу не смог этого достичь и подняться на такой уровень?

И еще одно не может не удивить нас: две фразы (произнесенные Моше и Ешаягу) не являются изолированными цитатами из разных эпох. Мудрецы с уверенностью утверждают, что Ешаягу произнес слова о близости к земле и отдаленности от небес как прямое продолжение слов Моше (Сифри; Ялкут, Аазину, Ремез 942).

Но если пророк говорил о себе, сопоставляя свое состояние с состоянием Моше, он не мог не осознавать, что ему подняться на уровень Моше куда легче, нежели другим людям.

Следует предположить, что Ешаягу считает свое состояние более высоким, нежели состояние Моше.

Он не жалуется на свою слабость, приземленность, но, напротив, говорит о том, что его путь - продолжение пути Моше, следующая, еще более высокая ступень духовного восхождения. Взойдя на уровень, где пребывал Моше, - «вблизи Небес», Ешаягу смог добиться большего - быть «рядом с землей». А поскольку его слова также часть Торы, они ниспосланы всем евреям.

Чтение Торы тесно связано со временем: каждый отрывок говорит о том, что особенно важно в данный момент (Ор га-Тора, Ницавим), поэтому чтение слов Моше не случайно приходится на время Грозных дней, время самоанализа. Изучение слов двух пророков должно выстроить перед нами истинную иерархию ценностей.

Запись опубликована в рубрике: .