Из бесед Любавичского Ребе
Первые слова нынешней недельной главы "Шофтим":
"Судей и стражей поставь себе".
На этих словах основана в Мидраше притча:
"У царя было много сыновей и любил он младшего больше других.
И был у него сад, которым дорожил царь больше, чем всем, что было у него.
Сказал царь: отдам этот сад, который я люблю, любимому моему сыну.
Так и Всевышний.
Сказал Он: больше всех народов люблю я Израиль, из всего сотворенного люблю я больше всего Закон.
Сказал Он: дам Закон народу Израиля".
Эта притча не может не вызвать недоумения: разве закон и справедливый суд известны только народу Израиля?!
Разве нет систем правосудия у народов мира?!
Более того, мы знаем, что одна из семи заповедей сынов Ноаха обязывает все народы жить по законам и под властью правосудия.
И еще: правосудие требует зрелости, жизненного опыта, словом, соблюдения определенного возрастного ценза. Разве его следует вручить младшему сыну?!
Разрешение этих вопросов просто: речь идет не о законе, а о Законе. Не о правосудии людей, а о мудрости Всевышнего, облаченной в слова Торы.
Недаром уподоблен Закон саду: он не только источник пищи, но и источник наслаждения (плоды, тень, птицы).
Если закон, правосудие уподоблены "полю", дающему самое необходимое, хлеб, то Закон уподоблен саду - источнику удовольствий.
Рамбам отмечает три функции еврейских мудрецов, судей:
1. "Они - основа устной Торы".
2. "Столпы законодательства".
3. "От них закон и суд Израилю".
Два последних пункта можно отнести и к судьям вообще. Первый уникален для судей Израиля.
Итак, младший сын получил источник высочайшего наслаждения душ.
Не мешает ли этому избранию его "возраст"?
Нет, только "младший", "маленький" перед Всевышним способен принять Тору.