Недели после Тиша беАв носят название «семи утешений», потому что в них читаются главы пророков, посвященные утешению народа Израиля.
«Абудраам» объясняет, что семь текстов подобраны так, что из них словно составлен диалог между Всевышним и народом Израиля.
Всевышний: «Утешайте, утешайте народ Мой...»
Израиль: «И скажет Сион: оставил меня Всевышний...» (Не хотим утешения от пророков, но от самого Всевышнего!)
Всевышний: «безутешная...» (Я утешу тебя).
В четвертой афторе Всевышний принимает слова Израиля и говорит: «Я, Я Сам ваш Утешитель».
И действительно, в пятой и шестой афторе Всевышний Сам утешает народ Израиля:
«Веселись, бесплодная».
«Встань, ибо пришел свет твой».
И, наконец, в седьмой афторе народ Израиля принимает утешение Всевышнего:
«Возвеселюсь во Всевышнем...»
Трудно не задаться вопросом: Всевышний знает будущее и нет от него тайн. Почему Он ждет, чтобы народ Израиля попросил утешения, почему не дает его сразу?
Чтобы изгнание не стало просто жестокой и излишней страницей еврейской истории, чтобы из «горького выросло сладкое», народ должен понять и осознать случившееся. Невозможно всему «научить», каждый должен сам «научиться». Невозможно навязать народу благо, он должен сам пожелать и попросить его.
Хасиды говорят: «Зло не спускается сверху». Мы сами порождаем зло, мы сами должны быть инициаторами его искоренения.
Чтобы обнажилось добро, скрытое в наказании, мы сами должны разглядеть благословение в проклятии. Только тот, кто научился видеть в беде источник будущего блага, сможет разорвать заколдованный круг бедствий.
Потому и важно было, чтобы инициатива утешения исходила не от Всевышнего, а от народа Израиля.
А уж Он, благословенно Имя Его, без промедления, сразу ответил: «Я, Я Сам ваш Утешитель»