«Возьмите этот свиток Торы и поместите его рядом с ковчегом завета Вс-вышнего». Талмуд дает этому два толкования:
1. Вс-вышний приказал поместить свиток Торы вместе со скрижалями в ковчег завета.
2. Свиток, написанный Моше, находился рядом с ковчегом.
Заметим, что по обоим мнениям свиток находился в Святая святых, где хранились и каменные скрижали. Таким образом, рядом находились письмена двух типов: высеченные в камне и написанные на пергаменте.
Заметим, что Святая святых было необычным местом: там, как мы знаем, пространство и время были лишены привычных нам свойств.
В чем заключается принципиальная разница между высеченными и написанными буквами? Написанные буквы представляют из себя тонкую, но вполне материальную пленку высохших чернил на пергаменте или бумаге. Их даже можно, хотя это и нелегко, отделить от листа и перенести на другой. Высеченные же буквы составляют одно целое с материалом, на котором высечены, и не могут существовать вне его.
Высеченные на скрижалях буквы, таким образом, являют собой подобие Святая святых Храма. Смыслом существования Святая святых было совмещение времени и пространства с Тем, что выше времени и пространства. Итак, пребыванию скрижалей в Святая святых есть глубокое духовное объяснение.
Но почему и свиток Торы тоже хранился в Святая святых? Следует ли их этого, что служение в рамках природных ограничений (свиток) важно не менее, чем выход за их пределы (скрижали)?
Учение хасидизма, сопоставляя духовный труд в течение года с тем, что возложено на еврея в Грозные дни, говорит: будничное служение построено на разуме, служение в Грозные дни основано на битуле – самоотверженности, самозабвении, а это куда выше ограничений рассудка.
Если следовать аллегории со скрижалями и свитком, скажем, что в будни еврей подобен буквам, написанным на пергаменте, а в дни Суда – высеченным в камне. Вечные буквы наполняют светом буквы простые. Истинный битуль в дни Суда наполняет светом дни будничного служения.