Дни эти - дни прощания. До следующей осени, до далеких праздников. Но обязательно ли расставаться? "Сущность Шмини-Ацерет - "Каша алай придатхэм" - "Тяжело мне расставание ваше".
Мудрецы поясняют это притчей: царь пригласил гостей к себе на праздник. Окончился праздник, все разъежаются и царь говорит: "Тяжело мне расстаться с вами, останьтесь со мной еще немного". Но, если, так или иначе, разлука неизбежна, чему поможет короткая задержка?! Ответ поможет найти внимательное прочтение слова "придатхэм" (разлука ваша) - почему не сказано "придатейну" (разлука наша)?
Взаимоотношения между евреями и Б-гом, если посмотреть на них "со стороны Всевышнего", не знают расставания. С Его стороны связь с евреями вечна и непрерывна. Расставание, разрыв несут только евреи, которые порой отворачиваются от Б-га, отдаляются от Него. Секрет этого отчуждения весьма глубок: разлука евреев со Всевышним проистекает из разрозненности между самими евреями. "Придатхэм", "расставание ваше", - разделенность, разрозненность между вами.
Пока мы, евреи "кулану кээхад" - едины, нет у нас разлада и со Всевышним. "Бархэйну Авину кулану кээхад..." - "Благослови нас, Отец наш, всех вместе, как одного". В дни праздника Сукот между евреи едины. В этом и состоит смысл заповеди о четырех растениях: весь еврейский народ на это время становится "агуда эхат" - "одной связкой".
Кончается праздник, развязана вязанка растений, нарушено единство, начинается отчуждение. И говорит Всевышний: "Тяжело Мне видеть разделение между вами".
Цель Шмини-Ацерет не только в том, чтобы отдалить расставание еще на один день, но и в том, чтобы создать новое единство - на весь год.
В Сукот евреи объединяются только на время выполнения заповеди. Более того, условием заповеди является то, что четыре отдельных вида растений должны быть соединены между собой, - следовательно, сами растения (с точки зрения Закона) объективно разделены.
Природу единства, возникающего между евреями во время Шмини-Ацерес, можно понять из слов Торы: после того, как в праздник Сукот евреи приносили жертвоприношения за другие народы мира (жертвоприношений совершалось много, и количество их росло с каждым днем) - в день Шмини-Ацерет в жертву приносились один бык и один баран, словно жертва одного, а не многих..
Единство, возникающее между евреями в Шмини-Ацерет, - не объединение отдельных единиц, а органическое единство, внутри которого нет деления.
Когда все евреи, от самых великих мудрецов до самых простых ремесленников, пляшут вместе, нельзя сказать, что один пляшет "мудрее" другого. Нет градаций, все они равны в танце. И поскольку это единство не "собирает", а "уравнивает", оно не исчезает, когда танец кончается.
Сказано об этих днях:
"И пошел Яков в своей дорогой..." - кончились праздники и еврей уходит в будни.
Как важно, чтобы дорога, по которой он идет, была его дорогой, дорогой Яакова, дорогой Торы и заповедей.