Дварим

Всевышний не ограничен физическими рамками пространства, времени и материи. Неудивительно поэтому, что Моше был поражен повелением построить Храм, в котором Всевышний будет «обитать».
Раши комментирует этот стих так: «Тебе дано было видеть – когда даровал Всевышний евреям Тору, Он распахнул перед ними все семь небес. Разорвал верхние и нижние покровы, и увидел народ, что Он -Один».
Вода в иудаизме символизирует Тору. Даже когда есть «вода» (Тора), еврей может испытывать жажду. Мудрецы сравнивают такого еврея с тем, кто стоит в реке и просит воды.
Чтобы изгнание не стало просто жестокой и излишней страницей еврейской истории, чтобы из «горького выросло сладкое», народ должен понять и осознать случившееся. Невозможно всему «научить», каждый должен сам «научиться». Невозможно навязать народу благо, он должен сам пожелать и попросить его.
Но известно, что так же, как нельзя забывать о своих недостатках, чтобы исправить их, нельзя забывать и о собственных достоинствах, чтобы иметь возможность использовать их в полной мере.
Левиим, служившие в Храме, были обеспечены всем необходимым, чтобы полностью освободиться от всех забот, не связанных со служением. Так же и в наши дни Вс-вышний дарует всем, кто готов забыть о жизни ради Него, пропитание и поддержку. И, если так обстоит дело в материальной сфере, то тем более Вс-вышний позаботится и о духовных силах, которые нужны человеку для успешного служения.
«Если будешь строить новый дом, то сделай перила на кровле его, чтобы не было кровавой вины на доме твоем»,- сказано в недельной главе Торы. Тора - не литературный памятник древности, собрание рассказов и преданий. Само слово «Тора» происходит от того же корня, что и «ораа» - повеление, учение. Каждая фраза Торы - духовный закон и указание; и слова об ограде на крыше, касающиеся на первый взгляд правил строительства,- тоже не ограничены временными или профессиональными рамками.
Еврей должен быть весел. Баал-Шем-Тов как-то сказал в день своего рождения: «Еврей рад тому, что удостоился служить Всевышнему». Так говорит и царь Давид: «Служите Всевышнему в радости». А чем еще наполнена жизнь еврея, если не служением Творцу?! Вот и оказывается, что все дни еврея - в радости.
Это верно, но полуправда иногда хуже лжи. Надо понять: Тора не просто полезна человеку, она – его единственная истинная сущность, вся его жизнь. Чтобы вполне ясно осознать это, взглянем на человека: голова не просто полезна телу, без нее оно превратилось бы в ничто
В чем заключается принципиальная разница между высеченными и написанными буквами? Написанные буквы представляют из себя тонкую, но вполне материальную пленку высохших чернил на пергаменте или бумаге. Их даже можно, хотя это и нелегко, отделить от листа и перенести на другой. Высеченные же буквы составляют одно целое с материалом, на котором высечены, и не могут существовать вне его.
Разве еврей может расстаться со Всевышним? Обратим внимание на то, что Всевышний не говорит «расставание наше», а «расставание ваше». Всевышний никогда не расстается с нами, это мы можем, не дай Б-г, отвернуться от Него. Более того, в словах «тяжело Мне расставание ваше» мы находим удивительный намек: источник «расставания со Всевышним» в нашем внутреннем «расставании», в отчужденности среди самих евреев.

Запись опубликована в рубрике: .