Беседа Ребе
«Вел тебя по великой и грозной пустыне, где змей, аспид и скорпион, и засуха и безводье». Падение начинается тогда, когда пустыня кажется большой. Действительно, евреи разбросаны в галуте среди многочисленных народов, которыми правят могучие цари. Если хоть на минуту забыть, что все это вызвано на свет волей Б-га, то начинаешь думать, что галут обладает самостоятельной силой, с которой необходимо считаться. И вот еврей всё реже вспоминает о том, что Всевышний водил нас по пустыне. Вместо этого губы шепчут: «Какая она большая...». На следующей ступени спуска пустыня кажется не только большой, но и страшной. Раньше, признавая огромность галута, еврей все же знал, что может спастись от него в «четырех локтях Галахи» - особом измерении, куда чужим вход заказан. Народы мира могут угрожать мечом или изгнанием, но никто не смеет мне диктовать, что я должен любить и во что верить. Нет у них власти над моей душой и душами моих близких! Когда страх перед пустыней лишает человека этого убежища, ее власть начинает выглядеть абсолютной. Еврей уже не в силах сберечь свои духовные принципы. Ему начинает казаться, что система измерения у всех одна. Значит, сильный может командовать, а слабый должен подчиняться. И вот ветер пустыни гуляет уже в самом еврейском доме. Гой учит еврея, что он должен любить, что не должен, что можно соблюдать, а что нельзя. И тот слушает - что же делать... Третий удар пустыни связан с укусом змеи. Мудрецы говорят, что яд у нее горячий. Отравление начинается с того, что еврей начинает испытывать удовольствие от жизни в «пустыне народов». Если нет сил быть другим, то почему бы не стать таким, как они? Он даже готов грешить, лишь бы не казаться посторонним... Тора и молитва больше не наполняют душу огнем. Обращаясь к ним, еврей испытывает холод и скуку. Если сказать ему - ты теряешь себя - он пожмет плечами. Главное - быть похожим на остальных...
Человек стоит на развалинах своей души. Изгнания больше нет, потому что исчезла родина. Грязи нет, так как пропала святость. Все доступно, если сможешь дотянуться. Все возможно, когда выпала удача. Еврею кажется, что теперь наконец-то он прочно стоит на земле. На самом деле он катится в пропасть.
Ему еще предстоит испытать укус скорпиона. В отличие от змеи, у него холодный яд. Этот холод пронизывает все существо. Если до этого еврей не испытывал радости от Торы, то теперь ему тошно от жизни. Непонятно, зачем нужно все это. Непонятно, зачем он пришел в этот мир.
К счастью, еврея настигает жажда. Его душа жаждет света и святости, того, чем пустыня не может поделиться... Начинаются поиски еврейства. Но беда в том, что нет воды. На земле появилось поколение, которому слова «Б-г», «Тора», «мицвот» не говорят почти ничего. Я жажду и не знаю, чего жажду...
И все же, если еврей страдает от жажды, значит, он живет и, в конце концов, доберется до источника. У него есть силы подняться и найти «четыре локтя Галахи» - то место, которое, кроме него, никто занять не может. Конечно, тьма галута не исчезнет сразу, облегчение не наступит в один миг. Но теперь виден путь, есть куда двигаться. Как сказано у пророка: «Те, кто жаждут, пусть идут к воде...».
Перевод-пересказ Э. Ховкина